"Владимир Путин все настойчивее требует от правительства радикальных действий. Недавно он распекал кабинет министров за медленные темпы развития отечественной лесоперерабатывающей отрасли, объясняя в максимально доходчивой форме, что далее медлить нельзя. «Мы будет сопли жевать годами?» -- вопрошал тогда глава государства. Вчера же г-н Путин потребовал навести порядок на таможенных пунктах не к 2010 году, как ранее зафиксировало правительство в программе «Госграница», а гораздо быстрее. На корректировку планов президент дал премьеру лишь неделю. «Есть», -- по-военному ответил Михаил Фрадков.
Недовольство президента вызвал, в частности, тот факт, что на границе таможенники слишком тесно работают с бизнесом. (Порой арендуются даже помещения самих пропускных пунктов.) «На границе очень много разных организаций, и мы неоднократно говорили об этом. Когда прекратим практику, согласно которой таможенные органы и представители бизнес-структур сливаются там в экономическом экстазе на подавляющем большинстве пунктов перехода?» -- задал вопрос глава государства. Курирующий отрасль в правительстве глава Министерства экономического развития Герман Греф пытался было пояснить, что наведение порядка на таможне связано в первую очередь с улучшением таможенного администрирования. «Пока высок человеческий фактор и на границе не будет техники, все это будет (бизнес-структуры на пропускных пунктах. -- Ред.)», -- сказал министр. Однако это пояснение президента не удовлетворило. «Дело не только в этом, вы же знаете, что таможенные органы используют возможности бизнес-структур по организации перевалки грузов через границу, -- прервал министра Владимир Путин и продолжил: -- Для того чтобы этого не было, нужно таможне средства выделять соответствующие, чтобы они имели возможность оборудовать переходы. Пока вы этого не сделаете, будут идти ссылки на то, что нет денег, поэтому они -- таможенники -- будут пользоваться услугами бизнес-структур, а бизнес-структуры будут пользоваться услугами таможни. Причем часто в обход действующего законодательства и интересов экономики страны». «Абсолютно точно», -- вынужден был согласиться Герман Греф. Ведь именно его ведомство подсчитало, что только в 2004 году и только при импорте из стран Евросоюза Россия недополучила 4,5 млрд долл. таможенных платежей из-за недостоверного декларирования товаров.
Владимир Путин спросил у министра, когда прекратится практика, при которой бизнес-структуры являются владельцами пунктов пропуска. Ответом г-на Грефа, что через два года, за которые будут построены другие здания для пунктов пропуска либо выкуплены нынешние, президент остался очень недоволен. На возражение министра, что «быстрее не сделать», г-н Путин отреагировал решительно: «Сделаем, ведь вы же представляете себе ущерб и масштаб потерь для экономики страны, он же огромный, просто колоссальный».
Президент все-таки согласился с министром в том, что все ключевые пропускные пункты необходимо переоборудовать одновременно. Поскольку, как доходчиво объяснил г-н Греф, «как только появляется современная техника на каком-то одном пункте пропуска, сразу контрабандные потоки мигрируют на другие пункты пропуска -- не оборудованные». На модернизацию одного досмотрового комплекса, позволяющего проверять железнодорожные вагоны или в морских портах, нужно 50--70 млн долл. Всего же в стране более 400 пропускных пунктов, Правда, примерно 110 из них предлагается ликвидировать.
Впрочем, исключительно с помощью новой техники и «отдаления» бизнеса от таможни (вряд ли президент вел речь о ликвидации таможенных брокеров, поскольку без них при сложнейшей системе оформления грузов бизнесу станет крайне трудно вести внешнеэкономическую деятельность) едва ли удастся избавиться от главного зла в отрасли -- коррупции. Как заявил Михаил Фрадков в декабре минувшего года на заседании правительства, криминал «врос» в таможенные органы. И проблема отнюдь не в бизнесменах, а как раз в чиновниках, по долгу службы имеющих с бизнесом дело. Зато бизнес всегда играет по правилам, в том числе неофициальным, установленным людьми в форме, таможней или, скажем, милицией.
Причем государство, платя таможенникам нищенские деньги (официальная средняя зарплата в таможенных органах составляет 6,5 тыс. руб., а на пропускных пунктах еще меньше), само провоцирует их на взятки. Кстати, Герман Греф, выступая на декабрьском заседании правительства за повышение зарплаты таможенникам, отметил, что система электронного декларирования, которую предполагается ввести, позволила бы сократить численность сотрудников таможни. Что стало бы дополнительным аргументом в пользу повышения их зарплат."