" Конфликт внутри республики Тыва связан с типичным для периферийных республик узко клановым административно-чиновничьим паразитированием на бюджетных финансовых потоках. Аналогичные обвинения в злоупотреблениях властных элит привели к скандалам в Бурятии, Калмыкии, Башкирии в Саратовской и Камчатской областях. Но ситуацию в Туве можно назвать революционной так, как одна из элит напрочь оттеснила от кормушки остальные, что формально вылилось в противостояние парламента и председателя правительства - главы республики.
Кризис усугубляется еще и тем, что богом забытая республика забыта еще и федеральным центром. Первое обращение о смещении главы республики Ооржака было направлено Путину еще год назад от имени региональных отделений общероссийских политических партий и движений. Но реакции не последовало. Теперь второе обращение уже от имени депутатов парламента республики.
К сожалению не много говорит о том, что федеральные власти хоть как-то пытаются выступать арбитром в этом конфликте, "разделять и властвовать". Известно о письме за подписью заместителя начальника отдела ГУ МВД РФ по СФС подполковника милиции Е.А Квашина прокурору республики Тыва С.С. Мосияшу и Главному федеральному инспектору в РТ Н.В. Холодову (исх 28/990 от 24.09.01г.) "о возбуждении уголовного дела в отношении президента республики Ш.Д. Ооржака и министра финансов Республики Тыва М.К. Нурсат по признакам преступления, предусмотренного ст.286 УК РФ и факту неправомерного заключения договора - поручительства 039 -ПЗ-К008 от 14.05.98г. с превышением своих должностных полномочий". Речь там шла о получении кредита на 800 тысяч долларов под поручительство правительства республики, которое не было согласовано с парламентом.
Другие грехи руководства "тувинского ханства" представляют типичный набор нецелевого использования финансовых средств: кредиты под строительство особняка в Москве, завышенные расходы на аренду правительственного самолета, создание загадочных совместных предприятий. Весь этот незатейливый набор характерен для любых кланово-олигархических администраций, которые, в силу бедности своих республик, привыкли, как выражался Жванецкий, воровать не от прибыли, а от убытков.
Москва, Кремль
Президенту Российской Федерации
В.В. ПУТИНУ
О Б Р А Щ Е Н И Е
Уважаемый Владимир Владимирович!
Мы, представители ниже подписавшихся Тувинских региональных отделений общероссийских политических партий и региональных отделений общероссийских движений, а также депутатского объединения «Единая Россия» в Законодательной палате Великого Хурала Республики Тыва, обращаемся к Вам, к гаранту конституционных прав граждан России. Как граждане великой державы, мы имеем право на нормальную жизнь, в той или иной мере реализуемой в соседних и других регионах нашей родины – России, но мы в настоящее время лишены права даже на надежду на это, пока в Республике Тыва власть в лице Ооржака Шериг-оола Дизиижиковича, превратившаяся во власть семейного клана, обросшая коррупцией, опирающаяся на криминал как на свой главный аргумент в своем стремлении присвоить все общественное достояние республики, попирает право и закон, творит произвол, обрекая людей на нищенское существование. Признаем, что и мы, как партийные и общественные представители народа, несем свою часть ответственности за то, что такого правителя избирали несколько сроков подряд, но у нас есть все основания считать, что в 2002 году Ш.Д. Ооржак, можно так сказать, что «сам избрал себя» вопреки реальному желанию избирателей, населения Тувы, в полной мере использовав свой административный ресурс и большие деньги известного олигарха против своего народа.
Избиратели, население республики оказывали достаточное доверие Ш.Д. Ооржаку, трижды избрав его главой республики. Однако почти пятнадцатилетнее его правление республикой привели к полной разрухе промышленного и сельскохозяйственного производства и обнищанию половины населения республики. В основе провалов в социально-экономическом развитии республики лежат негодные формы и методы, укоренившиеся в стиле работы Правительства и его Председателя. Правительство исчерпало свои потенциальные возможности по выводу экономики и социальной сферы из кризиса. Обобщенным показателем неблагополучного положения республики является демографическая ситуация. Общая численность населения республики остается на уровне 1991 года – 306 тыс. человек. В этой связи отмечаем, что с 1970 по 1979год общая численность населения возросла на 36,6 тыс. человек, с 1980 по 1989 год – на 40,6 тыс. человек. В 1989 – 1990 годах продолжительность жизни в Туве была 62,4 лет, в том числе у мужчин - 57,3 и женщин – 67,8 лет. В 2003 году она опустилась до 54,3 лет, в том числе у мужчин – 48,8 и женщин – 60,4. Это прежде всего объясняется резким падением уровня жизни людей и такое положение крайне опасно для малочисленного народа, что вызывает беспокойство и справедливое возмущение общественности.
В угоду своей непогрешимости и амбициям Ш.Д. Ооржак не может объективно и честно оценивать состояние социально-экономического положения в республике. Ежегодные отчеты Правительства и послания Председателя изобилуют завышенными оценками и явно приукрашенными цифрами и процентами. Именно некритическое отношение Правительства к своей работе приводит к принятию им зачастую ошибочных и нереальных решений.
В январе 2003 года состоялась Ваша встреча с Ш.Д. Ооржаком и он перед Вами расценил социально-экономическое развитие нашей республики как внушительное. Это, конечно, бесстыдный обман, если учесть что Тува относится к регионам с крайне низким уровнем социально-экономического развития и по этим показателям прочно занимает одно из последних мест из 89 субъектов России.
Главная беда Ш.Д. Ооржака состоит в том, что в его окружении много некомпетентных, но лично преданных ему людей, отличающимися такими уродливыми качествами, как подхалимство, угодничество; он оттолкнул от себя настоящих профессионалов, самостоятельно мыслящих кадров. За годы правления республикой Ш.Д. Ооржак не сумел наладить конструктивный диалог со всеми 4-мя созывами парламента Тувы. Давнее и жесткое противостояние между Правительством и Парламентом, навязываемая со стороны Ш.Д. Ооржака, было и остается источником политической нестабильности в республике.
Чаша нашего терпения переполнилось, когда семейный клан ввел практику распределения должностей по родству, знакомству, по принципу личной преданности Ш.Д. Ооржаку. Его супруга вмешивается в государственные дела; кадровая политика, экономическое пространство республики превратилось в поле исключительного семейного бизнеса ооржаков; неправедными способами семейный клан ооржаков стал владеть наиболее прибыльными объектами государственной и муниципальной собственности, средствами бюджета стали распоряжаться как с деньгами в собственном кошельке. Все это происходит на фоне обнищания села, развала производства сельского хозяйства и промышленности, утраты людьми веры в улучшение их многотрудной жизни при владычестве семейного клана ооржаков. Из-за отсутствия иных источников доходов, от безысходности сельское население занимается в основном сбором, сбытом и, очень часто – потреблением наркотиков (дикорастущей конопли), что влечет за собой постепенную деградацию тувинского общества, реальную потерю части молодежи и даже детей, превращение республики в сибирский центр наркобизнеса. Все это происходит при явном попустительстве со стороны семейного клана, заинтересованного в одурманивании общества и подменившего реальную борьбу с наркотой в имитацию этой борьбы – вместо того, чтобы вернуть основные площади произрастания конопли обратно под сельскохозяйственные культуры, ведутся неэффективные кампании по травлению или выжиганию малой части конопляных полей. При таком подходе власти Ш.Д. Ооржака ко всем животрепещущим проблемам Тувы в конечном итоге население республики не видит перспектив улучшения также и экономики республики.
Как было указано выше, по уровню жизни наша республика находится на одном из последних мест в Российской Федерации, а по уровню преступности, особенно в экономической сфере, занимает одно из первых мест в России. Безработица достигла угрожающих масштабов – даже по статистике ее уровень приближается к 30%, реально безработными являются до 80-90% сельского населения (сельское население составляет больше половины населения республики), идет стихийное переселение сельских жителей в города, из-за отсутствия перспектив нормальной работы и безопасной жизни существенно возросла миграция русского населения за пределы Тувы и в настоящее время русские составляют менее 20% населения республики. Среди населения постепенно нарастает напряженность, зреет глухое недовольство жизнью, установившимися властным беспределом, бесправием основной массы населения, попранием прав людей на безопасную и нормальную жизнь, отсутствием хоть каких либо перспектив на улучшение жизни, в конечном итоге по любому поводу может привести к стихийному протесту – коренное население республики по своему характеру очень терпеливый народ, но он способен взорваться и начинать безоглядно бороться за свои права и идеалы, чего нельзя допустить. И за все происходящее в Туве должен нести ответственность в первую очередь Глава республики Ш.Д. Ооржак.
Мы считаем, что все нарастающие проблемы тувинского общества решаемы исключительно в пределах правого поля России и камнем преткновения данного вопроса стал авторитарный режим Ш.Д. Ооржака во главе с его семейным кланом – пресечь их произвол и всевластие может только глава государства - Президент Российской Федерации.
Уважаемый Владимир Владимирович!
Убедительно просим Вас применить свои конституционные и законодательные полномочия и отрешить Ш.Д. Ооржака от занимаемого поста за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, за доведение населения республики до предела обнищания, разрушение всей экономики республики, создание своей бездеятельностью или антинародной деятельностью серьезных предпосылок социальной напряженности и народного неповиновения.
г. Кызыл, Республика Тыва апрель 2005 года
От имени региональных отделений общероссийских политических партий и движений:
1. Руководитель депутатской фракции «Единая Россия» Законодательной палате Великого Хурала Республики Тыва Бартына-Сады В.М. 2. Председатель Совета регионального отделения политической партии «Родина» в Республике Тыва Ховалыг Д.Б. 3. Координатор Тувинского РО ЛДПР И.В. Бабкина. 4. Секретарь комитета Тувинского республиканского отделения КПРФ А.К. Канзай. 5. Руководитель регионального отделения Общероссийской политической партии прав человека В.Б. Багай-оол. 6. Председатель Правления Тувинской республиканской организации Социал демократической партии России А.Ю. Кашин. 7. Председатель Тувинского республиканского правления НПСР С.С. Григорьев. 8. Член политсовета регионального отделения политической партии СПС Руководитель Пий-Хемского отделения СПС И. В. Иусов.
ОБРАЩЕНИЕ
к Президенту Российской Федерации
В.В. ПУТИНУ
Об отрешении от должности Председателя Правительства – Главы Республики Тыва Ш.Д. Ооржака за ненадлежащее исполнение обязанностей высшего должностного лица Республики Тыва
Уважаемый Владимир Владимирович!
Реформа системы исполнительной власти – источник позитивных изменений в Российской Федерации в целом и в Республике Тыва – в частности.
Основания и мотивы обращения к Вам заключаются в том, что, по нашему мнению, основанному на анализе состояния общества и государственных институтов Республики Тыва, наступил реальный кризис власти и управления в нашей республике как следствие развала экономики, деградации общественных ценностей, обнищания и люмпенизации значительной части населения, криминализации власти и управления. Эти негативные явления стали результатом утраты главой республики Ш.Д. Ооржаком чувства реальности, поверхностного восприятия проблем и забот простых людей, а также подменой общественно-государственных целей и задач в сознании и поведении Председателя Правительства Республики Тыва целями и задачами сохранения и упрочения личной власти в итоге бессменного пятнадцатилетнего пребывания в должности высшего должностного лица республики.
Не умаляя определенные заслуги Ш.Д. Ооржака в решении сложных проблем переходного периода в нашей республике, объективно следует признать, что в настоящее время под его руководством Тува сдала основные социально-экономические позиции. В 1990 году Ш.Д. Ооржак принял руководство республикой, имевшей реальные возможности обеспечивать собственными доходами до более 40 процентов бюджета, располагавшей развитой промышленной, транспортной и сельскохозяйственной инфраструктурой, в которой функционировали крупные транспортные предприятия (КТЭК, АТП-1, АТП-2, АТП-3, «Туваагротранс» и другие.), промышленные предприятия (комбинат «Туваасбест», комбинат «Тувакобальт», Кызылский домостроительный комбинат, завод железобетонных изделий, Кызылский и Элегестинский кирпичные заводы и другие), высокотехнологичное земледелие давало до 90-100 тыс. тонн зерна в год, многопрофильное животноводство - до 45 тыс. тонн мяса и мясопродуктов в год, ежегодно производились до 100 тыс. тонн молока и молочных продуктов. Однако, к 2004 году валовой сбор зерновых снизился до 24 тыс. тонн, молока и молочной продукции - до 50 тыс. тонн, поголовье крупного рогатого скота сократилось с 205 тыс. в 1990 году до 91 тыс. в 2004 году, поголовье мелкого рогатого скота снизилось с 1.226 тыс. в 1990 году до 644 тыс. в 2004 году. За это время дотационность бюджета республики выросла до 84-90 процентов.
Общие социально-экономические результаты 15-летнего бессменного правления Ш.Д. Ооржака выглядят следующим образом.
Республика Тыва за это время не смогла вырваться из числа регионов с крайне низким уровнем социально-экономического развития и продолжает занимать по этому показателю одно из последних мест из 89 субъектов Российской Федерации.
Задолженность по детским пособиям по состоянию на 1 февраля 2005 года составляет 77 млн. рублей.
Задолженность по заработной плате по состоянию на 1 марта 2005 года составляет 66,8 млн. рублей.
По выплате ежемесячных денежных пособий детям-сиротам (с 1996 года до 1 марта 2005 года) общая задолженность составляет 111,6 млн. рублей. Она образовалась из-за незаконного уменьшения размера денежных выплат, установленного в нарушение норм федерального законодательства; в связи со вступившими в силу судебными решениями в пользу пострадавших от этого произвола граждан выплаты по отдельным получателям составляют более 1,2 млн. рублей. Данное нарушение законодательства усугубляется тем, что исполнителем подобных судебных решений Правительство Республики Тыва определило Министерство финансов, которое годами не выполняет решения судов и не выплачивает деньги опекунам, чьи права были нарушены. Тем самым нарушается также федеральный закон «Об исполнительном производстве».
Коррупция в органах исполнительной власти Республики Тыва стала реальной опасностью для тувинского общества, подрывая доверие людей к государственным институтам. Бывший министр культуры и по делам национальностей Республики Тыва осужден на два года условно и подвергнут к уплате штрафа в размере 50 тыс. рублей за вымогательство взятки; в отношении руководителя Региональной энергетической комиссии, обвиняемого во взяточничестве, расследование завершено и дело передано в суд. В отношении нескольких членов Правительства, руководителей государственных унитарных предприятий и отдельных депутатов парламента, избранных при активной поддержке Правительства, которые в настоящее время являются его политической опорой в законодательном органе власти, выносились обвинительные приговоры суда. Дело дошло до того, что до недавнего времени Министерством сельского хозяйства республики руководил чиновник, имеющий три судимости. Причем два из них он получил во время исполнения министерских обязанностей. Его предшественник также недавно был осужден на 6 лет лишения свободы условно. Особо не отличается обстановка и в других министерствах и ведомствах правительства.
В республиканских частных средствах массовой информации постоянно обсуждается тема об уголовниках у власти Тувы. В иске главы республики, Председателя Правительства Республики Тыва Ш.Д. Ооржака, в которой он оспаривал подобные утверждения, суд отказал, признав соответствие действительности утверждений средств массовой информации о наличии во власти лиц, имеющих судимости по уголовным и иным делам. А люди с сомнительной биографией или с уголовным прошлым продолжают работать в исполнительных структурах, нанося ущерб авторитету власти в целом.
Провал в экономике привел к нищете большинства населения республики (около половины жителей оказались за чертой бедности), безработица достигла угрожающих масштабов – 46,5 тыс. человек по информации местных служб труда и занятости или безработица достигла 27-процентного уровня по отношению к численности трудоспособного населения. Происходит усиление раздражения населения сложившейся сложной, социальной, экономической и криминогенной обстановкой в республике, которое грозит непредсказуемыми последствиями. Это приводит к тому, что из республики выезжают многие молодые специалисты независимо от национальности, которые имеют хоть малейшую возможность трудоустроиться в других регионах – это их право, но они покидают Туву только потому, что для них здесь нет никакой возможности реализовать себя, они здесь не востребованы и им реально препятствуют реализовать себя и свои возможности.
К указанным проблемам можно отнести также и провальную кадровую и национальную политику, которая ведется в республике. Это наглядно видно и по показателям одной из составляющих миграционных процессов, а именно: отток русского и русскоязычного населения в последние годы стал угрожающим фактором – если в Республике Тыва в 1989 году проживали 98,8 тыс. русских граждан, что составляло более 32% от общей численности населения республики, то по данным переписи населения 2002 года их доля составляет только 20,1% от общей численности населения, т.е. за 10 лет из республики выехали в другие регионы 37,3 тыс. русских, а на конец 2004 года по данным статистики в республике остались около 18% русских. В настоящее время оснований для национальной розни в республике в принципе нет, процесс активного выезда русских из Тувы обусловлен социально-экономическими факторами и высоким уровнем преступности в республике – люди не чувствуют себя защищенными от криминала и властного произвола в Туве. Поэтому безосновательны все попытки Ш.Д. Ооржака шантажировать федеральный центр надуманными опасностями и сложностями межнациональных отношений в Туве – если и есть какие-то элементы подобного, то они, скорее всего, исходят от него самого и его ущербной кадровой и национальной политики.
Так, в 2002 году Ш.Д. Ооржак обещал помочь в строительстве Православного храмового комплекса перед своим избранием, но за это время никакой реальной помощи и поддержки с его стороны не было – скорее наблюдается обратное, т.к. храм будет способствовать удовлетворению духовных потребностей русского населения республики и существенно может повлиять на уменьшение выезда русских за пределы республики в силу того, что многие уезжают из Тувы ещё и потому, что православные граждане не имеют возможности в полной мере удовлетворять свои духовные потребности и воспитать детей в духе православия. Помимо других факторов социально-экономического характера, храмовый комплекс является одним из форм сохранения федерального присутствия в Туве – по всей вероятности этого как раз и не нужно Председателю Правительства Тувы. Создаются нетерпимые условия строителям православного храма с целю ограничения присутствия православия в РТ, чтобы стимулировать выезд русских за пределы, что и отражается в статистике миграции русского населения Тувы за пределы республики. Подобная тенденция в Туве существует уже более десяти лет и отрицательно влияет на социальную обстановку в республике.
Имеются основания считать, что в Республике Тыва, начиная с 2003 года, назревает общий кризис бюджетной сферы: в процессе исполнения республиканского бюджета 2003 года в нецелевом порядке израсходовано более 62 млн. рублей, допущены другие нарушения бюджетного законодательства. Поэтому итоги исполнения бюджета 2003 года не утверждены Великим Хуралом, и предложенные задним числом изменения в закон о бюджете 2003 года не были приняты парламентом. Тем не менее Правительство Республики Тыва в Минфине Российской Федерации отчиталось за 2003 и 2004 годы по данным не принятых проектов законов о внесении изменений в бюджеты 2003 и 2004 годов, вводя в заблуждение федеральные органы.
Бюджет 2004 года также был «перекроен» Правительством Республики Тыва без внесения соответствующих изменений, и внесенный законопроект не утвержден парламентом в силу того, что Правительство пытается принудить парламент принять закон, прикрывающий нарушения бюджетного законодательства, допущенные органами исполнительной власти. Бюджет на 2005 год был с трудом принят 14 мая в силу того, что он сформирован с грубыми нарушениями федерального и республиканского законодательства, в том числе Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ в части обеспечения полного финансирования двадцатипроцентного увеличения заработной платы работников бюджетной сферы, финансирования начального профессионального образования согласно обязательств Республики Тыва по федеральному закону №122-ФЗ и других норм. В связи с категорическим нежеланием Правительства приводить проект бюджета 2005 года в соответствие с федеральным и республиканским законодательством Законодательная палата Великого Хурала Республики Тыва вынуждена была вынести обсуждение этого вопроса на уровень Сибирского федерального округа с участием представителя Минфина России.
Необходимо отметить, что нарушения законов и Конституции Республики Тыва Председателем Правительства Ш.Д. Ооржаком стали нормой его жизненной и руководящей позиции, что подтверждается наличием уголовного дела, фигурантами которого являются Ш.Д.Ооржак и бывший министр финансов М.К.Нурсат. Наряду с этим в суде имеется протест Прокуратуры Республики Тыва об отмене Указов главы республики, касающихся нарушений федерального и регионального законодательства по установлению системы органов государственной власти и определению структуры органов исполнительной власти Республики Тыва, который Верховным судом Республики Тыва признан обоснованным – Верховный суд Российской Федерации оставил данное решение суда в силе.
Установление системы клановости, кумовства и родства, когда зять Ш.Д Ооржака г-н Челоков становится первым заместителем министра экономического развития, дочь назначена заместителем министра здравоохранения, супруга руководит отделением Российского Детского фонда и одновременно является председателем комитета Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва, которым, к стати, руководит их соратник, покровитель и родственник Дандар-оол Кок-Хунаевич Ооржак, а его сын Дандар Дандар-оолович Ооржак, бывший член организованной преступной группы известного криминального авторитета Дидим-оола Донгака, является Секретарем Совета общественной безопасности Республики Тыва (?!) и Руководителем Канцелярии Председателя Правительства, старший сын Главы республики Ш.Д. Ооржака негласно ведает всеми строительными подрядами и приватизацией государственного имущества, другой зять Главы республики Монгуш обвиняется в совершении двух убийств и в данное время продолжает работать главным врачом стоматологической поликлиники и многие подобные примеры являются прямым и неопровержимым свидетельством установления в республике авторитарно-клановой и криминальной власти Ш.Д. Ооржака.
При дальнейшем пребывании Ш.Д. Ооржака у власти все негативные явления и тенденции в экономической, социальной и политической жизни республики будут только усугубляться в силу отсутствия политической воли у главы республики на решительные действия за реализацию эффективной социально-экономической и бюджетной политики наряду с ведением решительной борьбы против коррупции, криминализации власти и управления – такое положение дел устраивает Ш.Д. Ооржака, и он делает все для его сохранения в интересах утверждения его личной безграничной власти.
Уважаемый Владимир Владимирович!
Во имя интересов России и жителей Республики Тыва просим Вас согласно норм федерального законодательства рассмотреть вопрос об отрешении главы республики Ш.Д. Ооржака за ненадлежащее исполнение им должностных обязанностей с целью выведения экономики Тувы из состояния коллапса и пресечения клановой системы Ш.Д. Ооржака. Ожидание окончания сроков его полномочий нанесет урон и вред реализации сложных социально-экономических программ развития нашей республики, вытекающих из Вашей государственной политики как Президента Российской Федерации.
Как всенародно избранного Президента Российской Федерации, облеченного всей полнотой реальной власти и высоким доверием граждан России и Тувы, просим Вас в установленном законодательством порядке решить вопрос о назначении исполняющего обязанности высшего должностного лица Республики Тыва и внесении любой другой кандидатуры для утверждения на должность Главы Республики Тыва в Великий Хурал (парламент) Республики Тыва согласно статье 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Подписи:
1. Оюн В.М. – Чеди-Хольский округ № 31 2. Вальков В.Г. – Сарыг-Сепский округ № 17 3. Бартына-Сады В.М. – Чаа-Хольский округ № 30 4. Сафрин С.В. – Первомайский округ № 4 5. Бичелдей К.А. – Улуг-Хемский округ № 29 6. Дамба-Хуурак А.П. – округ № 32 7. Молин В.А. – округ № 18 8. Сат З.Н. – округ № 6 9. Балчий-оол Б.К. – округ № 25 10. Монгуш Д.Д. – округ № 15 11. Даваа К.Т. – округ № 28 12. Ондар О.Х. – округ № 23 13. Оюн Б.Б. – округ № 25.