Компания “Трансбункер” с выручкой $750 млн в год раскрыла своих владельцев
"Заправляя морские суда в порту, можно зарабатывать не хуже, чем, скажем, заливая бензин в автомобили на городских улицах. Именно таким способом два бывших инженера и налоговый инспектор, владельцы компании “Трансбункер”, получают $750 млн выручки и $26 млн чистой прибыли в год. Рассказать кое-какие секреты о своем бизнесе они решили, чтобы разместить среди инвесторов кредитные ноты “Трансбункера” на $125 млн.
Известно, что морские суда съедают немало топлива: за год международный морской флот потребляет примерно 140 млн т топлива, и эта цифра растет еще на 2% ежегодно. Бункеровкой в мире занимаются около 500 компаний. А в России крупнейших заправщиков следует искать в порту Санкт-Петербурга, где ежегодно потребляется 1,2 млн т судового топлива. Но бункеровочный рынок, т. е. бизнес по заправке топливом судов, — один из самых закрытых. Ни владельцы российских бункеровщиков, ни их финансовые показатели никогда официально не раскрывались. Первым пришлось стать “Трансбункеру”, который сам называет себя крупнейшим бункеровщиком в СНГ. В начале апреля “Трансбункер” готовится разместить дебютные кредитные ноты (CLN) на $125 млн. Организатор — Альфа-банк. Road show начнется сегодня в Москве и завершится 9 апреля в Лондоне. Именно в информационном меморандуме к CLN “Трансбункер” и раскрыл структуру, доходность и основных владельцев своего бизнеса.
Консолидированная выручка всей группы “Трансбункер” оказалась сопоставимой с оборотами “Перекрестка” или “Иркута”. За девять месяцев 2005 г. она составила $558 млн, за весь год — более $750 млн, указывается в меморандуме. Чистая прибыль по итогам января — сентября составила $26 млн. Чистая рентабельность — 5%, операционная — 6%. С такой доходностью бункеровка встает в один ряд с автозаправочным бизнесом (6-8% операционной рентабельности) и продуктовой розницей (4-11%), констатирует аналитик “Траста” Алексей Демкин. Причем у “Трансбункера” рентабельность не самая высокая для бункеровочного рынка, добавляет гендиректор его конкурента — “Контур СПб” Александр Терентьев. Но рентабельность своей компании не уточняет.
Владельцами “Трансбункера” оказались два бывших инженера Ванинского порта — Иосиф Сандлер и Сергей Пугачев (председатель совета директоров “Трансбункера”), а также бывший начальник налоговой инспекции по Нюрбинскому району Игорь Сидоров. Их доли в компании в меморандуме не уточняются. Президент “Трансбункера” Альберт Тралла лишь замечает, что все трое контролируют более 75% в головной компании группы — Tanor SA. Оставшийся пакет — у иностранных инвесторов, включая давнего партнера “Трансбункера” — британскую компанию Dagfin.
По словам директора по корпоративным финансам “Трансбункера” Сергея Драчевского, в компании сейчас идет реструктуризация. Головная структура — Tanor SA (Швейцария). Ей подчиняются четыре субхолдинга — владелец основных активов группы Transbunker Capital Ltd (Кипр), отвечающий за коммерческую и техническую эксплуатацию Transbunker Management Ltd (Кипр), субхолдинг, отвечающий за зарубежные трейдинговые операции (пока у него нет названия) и его аналог для российских операций Transbunker Holding Ltd (Москва). Центры прибыли — около десятка трейдинговых компаний.
Одессит и выпускник Одесского института инженеров морского флота, Пугачев стоял у истоков “Трансбункера”, именно ему принадлежит идея создания компании, вспоминает Тралла. Свой бизнес “Трансбункер” начал в 1991 г. Первым активом стала бункерная база в порту Ванино. А учредителями — Хабаровский, Ачинский и Комсомольский НПЗ, Сахалинское пароходство и Ванинский порт. Сандлер — выпускник того же одесского института и тоже работал инженером в Ванинском порту. Сидоров, единственный из этой троицы уроженец Дальнего Востока, стал партнером, “будучи настоящим финансистом”. НПЗ и порт вышли из уставного капитала “Трансбункера” в 1998 г. после дефолта, рассказывает Тралла. Дальше трое партнеров поднимали бизнес сами, с кредитной поддержкой Сбербанка, добавляет он. На все проекты владельцы “Трансбункера” потратили в сумме $130 млн. Сначала построили НПЗ на 600 000 т в Ванино, стали крупнейшими бункеровщиками на Дальнем Востоке. Затем решили идти в Европу. Первой базой стала Одесса, затем — Новороссийск, последним — Санкт-Петербург. Сейчас у “Трансбункера” 12 судов, пять нефтебаз, бизнес по торговле нефтепродуктами и самые серьезные планы на будущее — удвоить мощности НПЗ в Ванино, построить два новых завода на Украине и в европейской части России (площадка еще не выбрана), обновить флот и занять первое место на крупнейшем питерском рынке. На все это “Трансбункер”, по словам Траллы, намерен потратить $300 млн. Большая часть будет привлечена за счет CLN. Оставшаяся — за счет кредитов и планируемого на 2007-2009 гг. IPO. Размер пакета, который может достаться инвесторам, пока не определен. Площадкой, скорее всего, станет Лондонская фондовая биржа.
“Трансбункер” вполне может заинтересовать инвесторов, считает начальник центра анализа конъюнктуры Газпромбанка Сергей Суверов. “Сейчас вообще мода на новые отрасли и новые имена, а у "Трансбункера" хорошая динамика роста”, — рассуждает он. Эта компания, по его оценке, стоит $450-500 млн."