В Институте проблем рынка РАН журналистам был представлен доклад "Проблемы налогообложения нефтяной отрасли России". В докладе подробно описаны механизмы ухода от налогов, используемые нефтяниками, и даже названы главные неплательщики, к которым налоговые органы могут в ближайшее время предъявить самые серьезные претензии - в частности, к холдингу "ТНК-ВР". По окончании официального брифинга нам удалось задать несколько вопросов непосредственно руководителю рабочей группы - директору института, академику Николаю ПЕТРАКОВУ.
"- Николай Яковлевич, почему именно сейчас ваш Институт проблем рынка решил заняться вопросами налогообложнения в нефтяной отрасли страны?
- Налоговый режим был в 2005 году более жестким, чем годом раньше. Благодаря этой жесткости, а также существенному росту цен на нефть бюджет получил свыше 82 млрд.долл. доходов - почти в два раза больше, чем в 2004 году. Тем не менее даже на сегодняшний день понятно, что нынешняя налоговая система, хотя и изымает текущие сверхдоходы, неэффективна. Есть компании, для которых при росте цен на нефть доходы сокращаются. Самое главное, что система построена на оборотных налогах, поэтому она не позволяет реализовывать дорогостоящие проекты в новых регионах.
Как известно, сегодня существуют три основных критерия оценки действующей фискальной системы: уровня налоговой нагрузки, условий производства, а также стабильности экономических условий.
К сожалению, правительством обсуждается в основном уровень налоговой нагрузки ведущих нефтяных структур. По мере решения многих налоговых проблем наблюдается огромный разрыв между возможностями компаний к инвестированию и уровнем их инвестиционной активности. Основные причины - не столько экстремальное налоговое бремя, сколько "плоская" шкала налогообложения и отсутствие стабильности.
Необходимость повышения инвестиционной привлекательности отрасли обусловлена тем, что масштабы потребностей в инвестициях в разведку и обустройство месторождений являются огромными. Потребность в капиталовложениях, в нефтяной отрасли в ближайшие годы может составить 20-25 млрд. долларов в год. Это объясняется тем, что большая часть месторождений, находящихся сейчас в коммерческой эксплуатации, были разведаны еще 20-30 лет назад и уже многие годы находятся в разработке. Новых же обустроенных месторождений практически нет. В нефтепереработке также сложилась сложная ситуация. Все действующие НПЗ построены еще во времена СССР, отличаются недостаточной глубиной переработки нефти.
- Все ли нефтяные компании платят равные налоги, отличаются ли в них, что называется, налоговые ситуации? К кому из них у контролирующих органов имеются самые большие претензии?
- Эксперты Счетной палаты оценили ежегодные потери федерального бюджета от использования нефтяными компаниями схем минимизации уплаты налогов в $2-4 млрд. Один только холдинг "ТНК-ВР", по данным ФНС, мог заплатить в бюджет в 2001 году на 1 млрд. долларов больше. При этом даже госконтролеры вынуждены признавать, что прямых нарушений законодательства у нефтяников, как правило, нет.
Схема, использовавшаяся, на пример, "Сибнефтью", была следующей: компания осуществляла деятельность через сеть зарегистрированных в Калмыкии - льготной зоне налогообложения - юридических лиц, которые покупали нефть по цене 1300 рублей за тонну, а продавали ее по цене в 2-3 раза выше. Для минимизации налогов использовались также и общества инвалидов, которым закон предоставляет существенные послабления по налогообложению. В результате пользования социальными льготами компания смогла снизить ставку налога на прибыль с 35% до 5%.
Компания "Роснефть" использовала другую схему: она передала основные фонды стоимостью почти в 10 млрд рублей в безвозмездное пользование субъектам Федерации, в результате чего получила освобождение от уплаты НДС и налога на прибыль.
Жесткость налогового администрирования с начала 2005 года очевидно концентрируется на ТНК-ВР. Впервые о налоговых проблемах ТНК-ВР стало известно еще осенью 2004 года. Холдингу предъявили претензии за прошлую деятельность его российской составляющей - ТНК. Нефтяники не пользовались офшорами для минимизации выплат в казну, но их юристы трактовали законы иначе, чем налоговые инспекторы. В частности, ТНК воспользовалась налоговыми льготами, которые предоставляются при финансировании социальных проектов.
В настоящее время ФНС проводит проверку компании за 2002-2003 годы, но ее итоги пока не обнародованы. Как сообщил в интервью британской Guardian в конце ноября 2005 г. глава ТНК-ВР Джон Браун, налоговые претензии, которые будут предъявлены ТНК-ВР за 2002 г. и 2003 г., вероятно, превысят аналогичные претензии за 2001 г. Как отмечают эксперты Международного рейтингового агентства Fitch, компанией "ведется реализация программы по продаже части добывающих активов, доставшихся ей в наследство. Не исключено, что пристальное внимание ФНС обусловлено в том числе и этим обстоятельством. В 2004 году ТНК-ВР выплатила 6,5 миллиарда долларов налоговых платежей. Ожидается, что по итогам 2005 года сборы составят 14,5 миллиарда долларов.
- Так что же все-таки лучше для экономики: снизить в нефтянке налоги и дать ее участникам возможность инвестировать деньги в дальнейшее развитие отрасли или же прижать их доходы и строго спрашивать за непрозрачность налоговых схем, как это случилось с той же ТНК-ВР?
- Конечно, при подходе к налогообложению нефтяной отрасли надо учитывать, что никакая сверхльготная налоговая система не станет сама по себе достаточным стимулом для инвестиций. Необходимо, прежде всего, установить правильное соотношение между размером обязательных платежей и стадий инвестиционного процесса.
Как известно, на первоначальном этапе инвестиционного проекта осуществляются вложения в разведку и обустройство месторождений. О получении какого-либо дохода речи здесь пока не идет. После начала промышленной разработки, начинается этап возврата инвестиций. После того как доход, полученный инвестором, окупил произведенные затраты, начинается этап получения чистой прибыли. В течение этого времени инвестор получает ожидаемое вознаграждение за предпринимательский риск. Бее это необходимо учитывать налоговикам, чтобы заинтересовать нефтяников заняться новыми скважинами и месторождениями. "