"Относиться к Гайдару можно, наверное, по-разному. Но первая и безусловная заслуга Егора Тимуровича и правительства, которое он возглавлял, в том, что удалось остановить хаос в экономике, который царил после августовского путча в конце 1991 года, когда власть фактически развалилась. Газеты того времени, и наши, и зарубежные, безо всякого журналистского преувеличения предрекали России зимой голод, холод, остановку транспорта, даже голодные бунты... Всего этого усилиями правительства, к счастью, удалось избежать.
Когда на политическом уровне было принято решение о роспуске СССР, правительству Гайдара удалось в экономическом плане организовать цивилизованный развод с другими советскими республиками. Если бы не это, неизвестно еще, произошел бы этот развод бескровно или пришлось бы повторить судьбу Югославии.
Наконец, при Гайдаре были созданы основы рыночной экономики, которые позволили решить, в частности, ту проблему хаоса и голода, которая была совершенно реальна, и избавить людей от унизительного ожидания в многочасовых очередях и битв за кусок хлеба или низкокачественной колбасы. Ему удалось запустить рыночные механизмы, которые довольно быстро обеспечили существенный рывок вперед. И если бы процесс реформ не был остановлен по политическим соображениям, можно было бы на их основе гораздо быстрее реализовать многие из тех мер, которые частично начинают предпринимать только в настоящее время. И тогда мы жили бы сейчас в совершенно другой стране - куда более процветающей, с гораздо меньшим уровнем социального неравенства и коррупции.
Безусловно, не все в политике Гайдара было совершенным. И это объяснимо: у человека на руках оказалась полностью разваленная экономика - к тому же в ситуации, когда многие государственные институты в России не функционировали или отсутствовали вовсе. Не забывайте, что во времена СССР Россия почти полностью управлялась федеральным Центром. В результате после роспуска СССР у России, например, фактически не было ни центрального банка, ни таможни. Нужно было брать под контроль союзные ведомства, которые ранее управляли и экономикой, и внешней политикой, и обороной Российской Федерации. Де-факто границы страны были полностью прозрачны. Добавьте сюда гигантский дефицит бюджета, который финансировался почти исключительно печатным станком. Валютные резервы правительства составляли несколько десятков миллионов долларов, а золотой запас к этому моменту сократился примерно на две трети. Не нужно также забывать, что Россия была страной с ядерным оружием. Именно в такой ситуации приходилось принимать решения, причем в ряде случаев счет шел буквально на часы.
Приведу пример, казалось бы, частного решения, которое тем не менее показательно с точки зрения того, в какой ситуации приходилось работать Гайдару. Я был заместителем Егора Тимуровича в комиссии по оперативным вопросам. Вскоре после нашего назначения к нам обратилась администрация Санкт-Петербурга с предупреждением: через три дня там начнется мор кур с потенциальной угрозой резкого ухудшения общего продовольственного снабжения города. Петербург исторически снабжался мясом в основном за счет птицеводческих хозяйств, которые, в свою очередь, базировались на импортных кормах. В тот момент поставки зерна, которые шли по кредитам, были заморожены, в том числе и Америкой. И в городе вполне могла бы повториться полублокадная ситуация. Нам пришлось срочно изыскивать резервы, открывать стратегические запасы, оперативно договариваться о возобновлении поставок. И проблему ликвидации угрозы голода в Петербурге мы тогда решили.
Сегодня к Егору Тимуровичу обращаются за самыми серьезными рекомендациями. Он оказал влияние на целый ряд программ, которые в последние годы разрабатывались правительством. Это один из самых квалифицированных экономистов, которых я знаю. И человек с его жизненным опытом, опытом руководства, а главное - уровнем экономической квалификации, безусловно, очень бы пригодился во власти. Но, думаю, наша власть не готова его призвать. Гайдар, безусловно, искренний сторонник либеральных ценностей, что, очевидно, не всегда совпадает в настоящее время с "генеральной линией". "
22.03.2006
Андрей Нечаев, министр экономики РФ в 1992 - 1993 гг. Московские новости