На 16-й сессии общего собрания Российской академии медицинских наук (РАМН) был избран новый президент — всемирно известный хирург-онколог Михаил Иванович Давыдов. Данное решение было принято отечественной врачебной элитой без учета мнения министра здравоохранения и социального развития РФ М.Зурабова, который проталкивал на этот важнейший научный пост свою кандидатуру, и вопреки настойчивому лоббированию Кремля.
Таким образом академики пусть косвенно, но вполне внятно высказали свое отношение к "рыночным реформам" в их отрасли, которые заново активизировала либерал-монетаристская "команда Зурабова", первого в отечественной истории министра здравоохранения, не имеющего профильного образования. Учитывая принятые ныне в верхах "властной вертикали" нравы и методы воздействия на несогласных и непокорных, в самое ближайшее время можно ожидать развертывания нового "дела врачей" с целью получить контроль над РАМН и — в особенности — над ее недвижимой собственностью. Стоит в данной связи заметить, что стремление нынешних временщиков таким образом побольше "урвать перед уходом" вполне объяснимо, однако в данном случае вряд ли может быть оправдано: даже не национальными интересами России, которые для них давно — пустой звук, но хотя бы банальным чувством самосохранения. Наш. корр.
" ПОДАЙТЕ НА РАЗРУШЕНИЕ...
— Я прошу вас, Владимир Владимирович, навести порядок в Минздраве. Творящийся там бардак компрометирует вас.
Этот прочувствованный призыв директора НИИ неотложной детской хирургии и травматологии профессора Леонида Рошаля к президенту Путину на первом заседании Общественной палаты в январе был подобен взрыву бомбы. Лауреат всевозможных почетных званий, доктор с мировым именем, а теперь уже руководитель комиссии Общественной палаты по медицине в глаза сказал главе государства, что его назначенец разрушает лучшую в мире систему бесплатного отечественного здравоохранения.
В России — демографическая катастрофа. Каждые сутки нас становится меньше примерно на 2160 человек, в год — на 750-800 тысяч душ. Казалось бы, нет иного способа остановить демографическую катастрофу, как энергично взяться за улучшение жизни народа, сокращение смертности и подъем рождаемости, поддержку материнства и детства. Однако кремлевские власти действуют с точностью до наоборот, последовательно продолжая ельцинскую политику геноцида.
Наиболее концентрированно она была выражена в людоедском Жилищном кодексе и 122-м законе о "монетизации", точнее — конфискации льгот. С одной стороны, она нанесла сокрушительный удар по ветеранам войны и труда, отобрав у них заслуженные потом и кровью льготы, с другой — по молодым семьям, лишив их всякой перспективы на бесплатную квартиру.
— Пример антисоциальной политики подал сам Владимир Владимирович, когда в должности и.о. президента — кандидата в президенты РФ в январе 2000 года — наложил вето на только что принятый Госдумой закон "О государственной поддержке многодетных семей", — говорит зам.председателя комитета по делам женщин, семьи и детей Нина Останина. — Сегодня ежемесячное детское пособие всего 70 рублей. И это при чудовищных золотовалютных запасах и фантастическом Стабилизационном фонде. Однако выплату и этой смехотворной суммы правительство сбросило на плечи нищих регионов. Тем самым государство сняло себя последние социальные обязательства перед гражданами.
Так стоит ли удивляться, что за 15 "реформаторских" лет количество детей в России уменьшилось на 15 миллионов? По статистике, у нас одна из самых низких в мире рождаемость и очень высокая детская смертность. Ежегодно умирает 16 тысяч малышей: в 2-3 раза больше, чем в Европе. В стране 12 тысяч ВИЧ-инфицированных ребятишек, количество детей-инвалидов в прошлом году выросло до 717 тысяч, их стало на 100 тысяч больше, чем в позапрошлом. Очень высока смертность подростков 10-17 лет от самоубийств, травм и несчастных случаев.
За 5 лет путинского правления число малолетних инвалидов выросло на 155 тысяч и уже превысило полмиллиона. Либеральные "реформы" привели к тому, что каждый год количество детей в России сокращается более чем на миллион. Зато растет количество бездомных "гаврошей" и малолетних наркоманов — их свыше 5-6 миллионов.
А каково здоровье русских женщин? Примерно 90% будущих матерей страдают различными патологиями и потому 70% родов проходят с осложнениями. Значит, и на свет появляется заведомо больное потомство.
И что в этой катастрофической ситуации делает отец двух дочерей Путин? Упраздняет Минздрав, сливает его с Министерством труда и социального развития и назначает на пост главы новообразованного монстра (Минсоцздрава) совершенно далекого от медицины человека.
— Я лично считаю создание нового Министерства здравоохранения и социального развития ударом по медицине, потому что мы потеряли вертикаль профессионального управления, — так оценил профессор Рошаль путинскую новацию.
Зурабов — инженер-кибернетик по образованию, последнее место работы в советское время — зам.начальника треста "Моспромтехмонтаж". Это с началом ельцинских "реформ", когда любое воровство стало почетным, он выбился в миллионеры, возглавив Московскую акционерную страховую компанию (АО "МАКС"). Затем вдруг заполучил кресло председателя Пенсионного фонда, в котором прославился авторством авантюрной пенсионной реформы и тем, что всё время мечтает повысить для русского народа пенсионный возраст.
Не только Леонида Рошаля — всех медиков страны оскорбило, что впервые за всю российскую и советскую историю у руля здравоохранения поставлен не врач. С какой целью? Все увидели: "кибернетик" принес с собой принцип делать деньги на чем угодно, а потому взял курс на уничтожение бесплатного здравоохранения. То есть вступил на явно авантюрную дорожку противодействия Конституции. Он считает, что русскому человеку надо гарантировать минимум бесплатных услуг (как горько шутят врачи, один анализ крови, мочи и кала), а за остальное пусть раскошеливается.
Даже и не знаешь, как комментировать его заявления, будто нашей медицине (с нищенской зарплатой врачей и медсестер) бюджетные деньги не нужны. Она, мол, сама должна их зарабатывать. И вместо увеличения финансирования медицины до уровня международных стандартов началось его уменьшение. Если в 2002 году доля здравоохранения составляла 3,1% ВВП, то в 2004-м ее снизили до 2,7%, к 2007 году намереваются сократить до 2,4%. А чтобы здравоохранение не развалилось, нужно, считает доктор Рошаль, не менее 5%.
В результате и без того преступно-нищенское финансирование лечебной науки, больниц, поликлиник начало снижаться, а стоимость лекарств, наоборот, резко поползла вверх. Сегодня больные оплачивают вроде бы бесплатные операции, несут с собой белье, лекарства, бинты, сами добывают донорскую кровь, питаются в сутки на 50-60 рублей и к тому же лежат в переполненных палатах.
Среди наиболее разрушительных новаций Зурабова — попытка ликвидировать сеть детских поликлиник и сельских фельдшерско-акушерских пунктов. Не удалось — благодаря таким стоикам, как Леонид Рошаль, его коллега, директор Научного центра здоровья детей, академик РАМН Александр Баранов. Еще один разрушительный почин — приказ о введении на западный манер "врачей общей практики", которые должны вытеснить специалистов. И в "общенациональном проекте" та же подленькая идея — поднять зарплату только участковым врачам и их медсестрам, оставив с носом кардиологов, хирургов, офтальмологов, гинекологов... Затея перессорить между собой служителей Гиппократа удалась на славу. Так, в поликлиниках начинают исчезать хирурги, кардиологи, эндокринологи и другие специалисты, чьи оклады остались прежними.
Недавно на заседании правительства доктор Рошаль в пух и прах разнес зурабовский проект концепции охраны здоровья детей на период до 2010 года. А потом долго недоумевал: почему СМИ сделали оскандалившегося министра героем дня?
— Страшное дело, — сокрушался Леонид Михайлович. — У Зурабова очень мощная пиар-команда, и он сегодня взял фактически под контроль все информационные блоки российского телевидения, перекрывает краны, как только может. Денег полно...
Наивный детский доктор Рошаль на манер лесковского Левши бьет тревогу в печати и на пресс-конференциях: новшества министра-кибернетика имеют одну цель — уничтожить лучшую в мире систему здравоохранения и педиатрию, как ее часть. Никакой реакции Кремля. И только однажды Путин при телекамерах картинно поправил своего назначенца: дескать, вы лишку хватили, когда приказали не держать пациентов в больницах больше 5 дней. Да еще вице-спикер Л.Слиска на гребне "монетизационного" скандала год назад призывала горе-министра к добровольной отставке. И всё.
Зурабова оставили при сытной и денежной должности даже после того, как пресса указала на личную заинтересованность министра в протаскивании людоедского закона о "монетизации", точнее говоря, — о ликвидации льгот. Тогда право на поставку льготных лекарств получили аффилированные с семьей Зурабова компании, причем их медикаменты сплошь и рядом оказывались дороже, чем для других категорий населения. Почему же такое всепрощение "диверсанту от медицины"?
Об этом я специально спросил знаменитого доктора на пресс-конференции в ИТАР-ТАССе. Его ответ потряс не одного меня. Он заявил, что генеральным заказчиком нынешней "реформы" здравоохранения выступила Всемирная организация здравоохранения, а финансировал ее Всемирный банк.
— Когда я прочитал его отчет, то обмер, — пояснил Леонид Михайлович. — Более 330 млн. долларов займа банк выделил на "перестройку" российского здравоохранения. Часть пошла на закупку оборудования, часть — на внедрение двух проектов. Значит, кто-то откровенно отрабатывает эти деньги. Если Запад уже уходит от системы врачей общей практики, если ею недовольны англичане, французы, немцы, американцы — то почему нам ее навязывают?
Но Путину тревог доктора Рошаля понимать не хочется. Говорят, Зурабов попросту купил пост министра. Может, это и слухи, но упорство, с каким глава государства держит на должности обанкротившегося дельца от медицины, простым разумом не понять.
Недавно радиостанция "Эхо Москвы" провела опрос на тему: кому вы больше доверяете в вопросах охраны здоровья детей — директору НИИ доктору Рошалю или министру Зурабову? Всемирно известный врач получил симпатии 95% людей, чиновник — только 5%. Почему же Путин хочет быть не с большинством народа? Ответ ясен.
Он и его чекисты сильны и здоровы, к их услугам — лучшие врачи и спецлечебницы, и страдания простых людей им неведомы. Понять их может только тот, кто прочувствует новации "министра здравоумервщления" на собственной шкуре.
КРОВОПУСКАНИЕ ДОНОРУ
Недавно ощутил на себе их и автор этих строк. Неожиданно у меня открылось желудочное кровотечение, так что срочно потребовалась операция. А для нее — кровь для переливания. Как на беду у меня оказался отрицательный резус, и в запасниках Красногорской районной больницы, куда я "загремел", такой крови не было ни миллиграмма.
Три с половиной часа я лежал на операционном столе под наркозом, пока врачи спасали мне жизнь. В это время "скорая" рыскала по всей Москве, пытаясь добыть нужную группу. Наскребли... А мои родные и соседи сдавали в больнице кровь положительного резуса — на обмен. А как же? Так заведено.
Потом в палате я наслушался немало берущих за душу рассказов, как при переливаниях в больницах нашего брата заражают и СПИДом, и гепатитом, и сифилисом, и еще бог знает чем. А тут еще, как нарочно, прогремел скандал в Воронежской больнице, когда людей заразили инфицированной кровью. Встав на ноги, я решил понять: по чьей вине в стране возник этот самый дефицит донорской крови, который ежедневно ставит под угрозу жизни сотен и тысяч пациентов стационаров.
Надо ли говорить, что в России, где на Северном Кавказе уже 10 лет идет война, гремят теракты, почти каждый день случаются катастрофы и ЧП, потребность в донорской крови из года в год возрастает? Она нужна и для операций, и для производства лекарств. Да, после терактов на призывы врачей откликаются сотни добровольцев. Однако немногие знают, что эритроцитная масса, которая и нужна для переливаний, может храниться дней двадцать, после чего становится непригодной. И не стоит удивляться, если по истечении срока ее выливают тоннами. Вот почему станциям переливания свежая кровь нужна ежедневно!
При советской власти донорство всячески поощрялось — знаю это по себе. Два дня к отпуску и сытный обед само собой. Почетные доноры пользовались целым пакетом привилегий, которые, кстати, назывались правами. В частности, право на 50%-ную скидку по ЖКХ и лекарства, льготные путевки в санатории, бесплатное протезирование зубов, проезд в общественном транспорте и другие.
А сегодня? Который год подряд департамент Москвы бьет тревогу: потребность столицы в крови (эритроцитной и тромбоцитной массе) удовлетворяется всего на 30-40%! Если 15 лет назад из 100 доноров только трое сдавали кровь за деньги, то сейчас — 70. Лучше всего спад донорского движения характеризуют такие цифры. В 1985 г. в России насчитывалось 5,6 миллионов добровольных кровесдатчиков, через 10 лет их стало 2,9 миллиона, сегодня — меньше двух миллионов. По стандартам же ЕС, в стране для самообеспечения на 1000 человек должно приходиться 40 доноров, у нас — 14.
В 1993 г. "мятежный" Верховный Совет РСФСР сделал своевременную попытку поправить положение. Он принял закон "О донорстве крови и ее компонентов", в котором, в сущности, продублировал все права доноров, особенно почетных. При этом обязал глав регионов, руководителей предприятий и учреждений способствовать донорскому движению, а Правительство России — разработать государственную программу развития донорства.
Однако победившие "реформаторы" проигнорировали волю расстрелянного ими парламента. И самым непостижимым образом стали наступать на права почетных доноров. То есть рубить тот самый сук, на котором, собственно, и держалось донорское движение. Об этом мне доходчиво рассказали начальник Центральной станции переливания крови Алексей Лихонин и его заместитель Виктор Сибилев.
— Доноры, — говорили они, — люди чудесной душевной струнки, особого нравственного закала, который не любят выставлять напоказ. Поэтому нам просто стыдно за то, как поступает с ними государство.
Как выяснилось, все последние годы донорское движение в России шло на спад, а зурабовские "реформы" его окончательно добивают. Апофеозом явился пресловутый 122-й закон о "монетизации", который ввел драконовские нормы на получение звания почетного донора. Не 25 кроведач, как раньше, а 40 на эритроцитную массу, 60 — на плазму. А вместо пакета льгот — выплата в конце года 6000 рублей, т.е.500 руб. в месяц на все про все. Звучит невероятно, но сегодня почетные доноры дают государству свою кровь в долг. А получили ли они деньги до конца года — тема отдельного расследования. Очень сомнительно, что получили. Почему?
Да потому, что выплату этих сумм правительство Фрадкова переложило на плечи глав краев и областей. И не целевым назначением, а подразумевая ее в общей сумме дотаций регионам. То есть выдача "донорских" полностью отдана на усмотрение местных властей. А чтобы "заиграть" их, повод у руководителей нищих дотационных регионов всегда найдется.
Кроме того, в ведомстве Зурабова придумали еще одну хитрость — новую учетную форму, потребовав от почетных доноров канительной перерегистрации. Цель — понятна: путем изнурительной волокиты искусственно снизить круг лиц, имеющих право на обещанные 6000 рублей. При этом отныне только Минсоцздрава может присуждать звание "Почетный донор России". Это право отобрали у Красного Креста, МЧС, Минобороны.
Но и это еще не всё. Белодомовские либералы протащили через Думу поправки в закон о крови, по которым понятие "платное донорство" напрочь исчезло из правового поля. Как считает глава Минфина г-н Кудрин, донорство должно быть бесплатным. И это в нашей-то стране, где больше половины населения живет за чертой бедности? В итоге платное донорство существует, для многих людей оно существенное подспорье, но они получают свои "кровные" как бы нелегально, вне закона. Однако без этих добровольцев больницы и фармацевты и вовсе бы закричали "Караул!" Но поскольку средства для оплаты доноров в бюджете не предусмотрены, то и выкручивайтесь, станции переливания, как хотите.
Понятно, что острый спрос тут же породил криминальное предложение. По селам и глубинкам целыми бригадами рыщут сомнительные личности в белых халатах, которые за гроши забирают кровь порой у не менее сомнительных лиц. Отдав 100 рублей за 400 мл, коммерсанты сбывают ее в больницы Москвы и других городов по 1200-1400 рублей. Прибыль 1000-1400% — выше, чем от торговли оружием, проституции и наркомании! О качестве "левой" крови лучше не говорить — тут вам и ВИЧ, и бледная спирохета, и туберкулез в одном флаконе. Понятно, почему этими инфекциями младенцев и взрослых подчас заражают прямо в роддоме или больнице? И не в одном, конечно, Воронеже.
— На мой взгляд, нужно срочно вернуть донорам доверие государства и в первую очередь "кадровым", — считает председатель думского комитета по охране здоровья Татьяна Яковлева. — Ведь они — наиболее ценная армия добровольных помощников. Сегодня именно они сдают всю плазму для переработки на лекарственные препараты. Что мы предлагаем? Мер несколько. Во-первых, поднять денежную компенсацию почетным донорам, поскольку 6 тыс. рублей далеко не равноценная замена льгот. При этом сумму нужно выдавать равными долями по месяцам, а не раз в год. Во-вторых, необходимо внести поправки в закон о донорстве, по которым почетные доноры, помимо ежегодной компенсации, могли бы получать социальные выплаты, установленные им по иным основаниям.
7 февраля при большом стечении специалистов в Госдуме прошел на эту тему "круглый стол". Выступавшие подчеркивали: без Федеральной программы развития донорства в России положение не изменишь. А пока на рынке крови бал все наглее правит криминал, страна уверенным шагом идет к тому, чтобы втридорога закупать ее за границей.
Когда же этот час наступит, догадались, кто будет делать бизнес на поставках на зарубежной крови? Правильно — аффилированные с министром Зурабовым компании. А он, поглаживая аккуратно подстриженную челку, будет рассказывать нам и президенту, как успешно этот дефицит преодолевается. "