Российские бобслеисты завоевали «серебро» Олимпиады на аппаратах с «немецкими мозгами»
"Современный спорт — это почти война. Государства отряжают для ведения поединка на международной арене самых подготовленных сограждан, на ристалище атлеты идут под национальными стягами, с трибун несётся зловещий клич «Убей его!», санитары уносят раненых, победителей ждут награды, родина встречает своих героев овацией — таков рапидный сюжет любого крупного мирового турнира. На олимпиадах каждая страна норовит обскакать другую державу и ради блестящего кусочка металла готова пуститься во все тяжкие. Ведь чемпионом может стать только тот, кто имеет то, чего нет у соперника. Чужие тонкости тренировок, тайны восстановления сил, планы на игру — узнай их и сможешь претендовать на золото Олимпиады. Сегодня речь пойдёт о тех, кто добывает эту важнейшую информацию, — о спортивных и околоспортивных разведчиках.
Как ни странно, лучшие разведчики — сами спортсмены. Они живут одной семьёй, часто встречаются, общаются на соревнованиях. Конечно, о самом сокровенном никогда не расскажут, но наблюдать друг за другом с близкого расстояния могут. Между тренерами, врачами, учёными разных стран тоже идёт активный обмен информацией: проходят специальные семинары, конференции, аналитические центры есть в любой ведущей спортивной державе. Однако за кулисами борьба ведётся не на шутку: сегодня проблема не добыть информацию о подготовке спортсменов, главное — правильно её интерпретировать. Вокруг этого и сосредоточены основные творческие силы.
Китайская медицина сегодня на подъёме
«В своё время у нас была «Лаборатория зарубежного спорта», — вспоминает руководитель рабочей группы «Пекин-2008» Анатолий Колесов. — Там мы систематизировали мировой опыт. Но после развала Союза её архивы каким-то образом оказались в дальнем зарубежье. Зато в Брюсселе есть институт спортивной информации для стран — членов ЕС. В больших хранилищах на электронных дисках хранится много любопытной информации насчёт того, «как сделать чемпиона».
Сегодня человек с камерой на соревнованиях — картина обычная. Он снимает соперников на видео — запретить нельзя. Потом по этой съёмке тренеры моделируют подготовку своих подопечных. Правда, можно и дурачить таких «операторов» — особо настырных специально приглашают на закрытые тренировки и демонстрируют совершенно нелепые «прыжки и ужимки», скрывая истинную силу спортсмена. Бывает, что и на второстепенных соревнованиях блефуют, чтобы на главном старте выстрелить на все сто.
Но всё же не случайно, что в лидеры сейчас выдвигаются те страны, подготовка спортсменов в которых глубоко засекречена. Например, Китай. Там есть источник бесценной информации — Пекинский цирк: вы когда-нибудь видели человека, стоящего ногами на двух сырых куриных яйцах, которые при этом остаются целыми? Это и есть пекинский цирк — традиционный китайский цигун, помноженный на элементы подготовки японских супербойцов ниндзя.
«Китайская медицина тоже сегодня на подъёме, — рассказывает руководитель антидопинговой службы Федерального агентства по физической культуре и спорту Николай Дурманов. — Из 10 таблеток антибиотиков в мире 9 произведены на китайском сырье. Сейчас многие хотели бы знать секреты их спортивной медицины. Вдумайтесь, там есть рецепты, изобретённые ещё 3 тыс. лет назад! При этом китайцы следят за фармакологией Запада, отслеживая достижения генной инженерии. Японцы тоже существенно шагнули вверх на афинской Олимпиаде — в последние годы они осуществляют тотальный мониторинг своих спортсменов. По нескольким сотням параметров супераппаратура оценивает потенциал человека, отбирая тех, кто может пополнить спортивную элиту».
В СССР издавался спортивный журнал под грифом «секретно» Но спортивные шпионы-нелегалы тоже не дремлют: ещё не поставлена точка в самом громком допинговом скандале в США. Начался он с подброшенного в ФБР шприца с неким раствором — после этого федеральные агенты вышли на калифорнийскую фармакологическую лабораторию BALCO, занимавшуюся изготовлением и торговлей большого спектра допингов. Клиентами лаборатории оказались многие звёзды американской лёгкой атлетики. Глава лаборатории Виктор Конте, следствие по делу которого продолжается до сих пор, признал, что лично показывал, как вводить «гормон роста» трёхкратной олимпийской чемпионке Сиднея Мэрион Джонс. Пожизненную дисквалификацию по вердикту суда уже получил экс-рекордсмен мира спринтер Тим Монтгомери.
Расследование, которое велось под контролем ФБР, заставило многих американских звёзд уйти в тень или завязать со спортом — по спринту в этой стране был нанесён сильнейший удар. Так кто же тот «доброжелатель», который выкрал из лаборатории и любезно предоставил правоохранительным органам шприц с почти неуловимым допингом? И вообще, по силам ли такое одному человеку или это дело рук спецслужб?
«По нашей информации, китайцы собирают подробные досье на всех сильнейших спортсменов мира, — рассказывает Анатолий Колесов. — Они очень тщательно систематизируют всю информацию о спорте высших достижений. И занимаются этим очень давно. В своё время в Советском Союзе издавался журнал под грифом «совершенно секретно», который назывался «Спорт высших достижений» с научно-практическими рекомендациями по подготовке спортсменов. Издание выдавалось ограниченному кругу специалистов под расписку. И вот в те далёкие времена в Пекине у нас была встреча по обмену опытом, один китайский коллега стал говорить, что очень хотел бы подписаться на наш журнал. Я, как учили, стал божиться, что такого издания нет и в помине. Тогда он отодвинул ящик и положил на стол ксерокопию последнего номера — мне оставалось только развести руками».
МОК поощряет стукачество спортсменов
А добываем ли мы сами спортивные секреты специалистов других стран? «Я бы ушёл от ответа на этот вопрос, — говорит наш источник в Олимпийском комитете России. — Скажу «нет», значит, кто-то подумает, что мы плохо работаем. Отвечу «да», того хуже — обвинят, что продолжаем практику КГБ...» «Насчёт наших «агентов 007» точно не скажу, но Международный олимпийский комитет и Всемирное антидопинговое агентство открыто заявили, что вербуют людей для борьбы с допингом, — продолжает г-н Дурманов. — Стукачество и доносительство здесь приветствуются. Например, если спортсмен, который попался на употреблении допинга и должен быть дисквалифицирован на пару лет, пойдёт на сотрудничество и раскроет сеть распространения, ему смягчат санкции».
Впрочем, факты иногда становятся достоянием общественности: скажем, на туринской Олимпиаде великолепная четвёрка российских бобслеистов примчалась к серебряной награде на... немецких мозгах. Немцы, традиционные законодатели моды в бобслее, разработали лучшие в мире бобы. И новую модель боба для российской четвёрки соорудили два инженера из Германии, братья Зингер. До последнего времени они мастерили бобы для немецких чемпионов, но дома что-то не заладилось, от любимого дела отодвинули. И тут очень своевременно поступило предложение от нашей федерации — неудивительно, что братья приехали в Россию не с пустыми руками. Привезли технологию, чертежи, наработки — в общем, зачем красть, если есть возможность купить мозги за деньги? Именно так работают лучшие разведки мира.
Ну а если совсем тяжело, можно пойти и на откровенную провокацию, история спортивного движения знает немало таких примеров. Скажем, на Олимпиаде-1988 в Сеуле советская команда жила на теплоходе «Тарас Шевченко». И вот до руководства советской делегации дошла информация, что в газированной воде может быть сюрприз — кока-колу заправлял в автоматы местный персонал. Проверили пробу на спектрометре, и наши врачи схватились за голову. Кто отведал бы заморской водицы, наверняка оказался бы дисквалифицирован. Всем спортсменам вовремя запретили пить из автоматов. Диверсия не удалась...
Впрочем, нынешние шпионы наверняка разрабатывают куда более изощрённые трюки: сегодняшних спортсменов на такой мякине не проведёшь. Ведь спорт уже никогда не перестанет быть предметом большой политики, а стало быть, без качественной работы спецагентуры здесь тоже никуда не денешься. "