"Полпред президента в Южном федеральном округе (ЮФО) Дмитрий Козак нашел экономический аргумент в пользу своей давней идеи о внешнем управлении в высокодотационных регионах. По просьбе полпредства Минфин подготовил экспертизу проектов бюджетов нескольких республик, и выяснилось, что огромные финансовые вливания из федеральной казны не спасают республики от финансового кризиса. Региональные чиновники занижают налоговые доходы, но тратят немалые средства на содержание госаппарата. Минфин не спешит поддержать Козака, а предлагает подтянуть экономику южного региона.
В распоряжении “Ведомостей” оказались данные минфиновской экспертизы проектов консолидированных бюджетов на 2006 г. восьми республик ЮФО: Ингушетии, Чечни, Адыгеи, Карачаево-Черкесии, Дагестана, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии и Калмыкии. “Мы хотели серьезно улучшить проекты бюджетов еще на стадии их подготовки, поэтому экспертиза проводилась в декабре 2005 г.”, — говорит высокопоставленный чиновник полпредства. Замминистра финансов Антон Силуанов рассказывает, что экспертизы наиболее проблемных региональных бюджетов Минфин делает уже третий год, но столь подробный документ министерство подготовило впервые.
Экспертиза показала, что северокавказские республики лидируют по доле финансовой помощи в доходах бюджетов. На первом месте Ингушетия — финансовая помощь из федерального бюджета составляет 89,2% от общего числа доходов республики, затем Чечня — 80,6%, Адыгея — 63%, Карачаево-Черкесия — 59,4%, Дагестан — 74,2%, Северная Осетия — 56%, Кабардино-Балкария — 57,9%, Калмыкия — 48,5%.
Собственные же ресурсы республиканские власти используют не полностью. “Имеет место недооценка поступлений по ряду налогов”, в том числе по налогу на имущество организаций и физлиц, транспортному налогу, отмечают эксперты. В Калмыкии, по расчетам Минфина, налоговые доходы могли бы быть выше более чем на 650 млн руб., в Чечне — более чем на 800 млн руб., в Кабардино-Балкарии — более чем на 1 млрд руб. Это объясняется минимальными ставками налогов, плохой собираемостью и налоговыми льготами. К примеру, в Адыгее освобождены от уплаты транспортного налога “субъекты инвестиционной деятельности”, а в ряде республик от налога на имущество полностью освобождены организации, финансируемые за счет республиканского и местных бюджетов.
Зато в Ингушетии среднемесячная зарплата республиканских чиновников (13 000 руб. в первом полугодии 2005 г.) почти в два раза превышала зарплату федеральных чиновников, работающих в республике (6900 руб.), а в Кабардино-Балкарии (10 341 руб.) — почти на 40%. Для чиновников Адыгеи введены дополнительные выплаты: ежемесячная надбавка от 20% до 40% оклада для чиновников с высшим юридическим или филологическим образованием, единовременное денежное вознаграждение при увольнении, беспроцентная ссуда на 20 лет при покупке или строительстве жилья.
“Получив данные экспертизы, мы поработали с региональными чиновниками над устранением недочетов: искоренили нецелевое расходование средств, оптимизировали структуру расходов, — рассказывает высокопоставленный чиновник полпредства, — но эти меры в корне не решают проблему качества бюджетов”. Чиновник надеется, что, увидев печальные результаты экспертизы, правительство поторопится одобрить предложения полпреда президента в ЮФО Дмитрия Козака о внешнем управлении.
Пакет предложений, ужесточающих контроль над региональными финансами, Козак подготовил еще в конце 2004 г. Одна из инициатив касалась возможности введения внешнего управления в высокодотационных регионах. “Внешнее управление предлагалось вводить в случае, если уровень трансфертов превышает 90% в доходной части регионального бюджета, — рассказывает другой чиновник полпредства. — Но речь не идет о тотальном ограничении прав региональных чиновников: внешняя администрация призвана выполнять в первую очередь консультативную функцию и помогать региональным властям верстать более качественный бюджет”.
Но в Минфине предлагают не торопиться. Силуанов считает, что временная администрация не сможет решить финансовые проблемы: “Главная задача состоит не столько в усилении контроля за региональными бюджетами, сколько в недостаточном уровне экономического развития. А временная администрация может лишь сделать внешний аудит бюджета, подтвердив, эффективна или нет проводимая бюджетная политика”.
В южных регионах высока доля теневого сектора в экономике, объясняет директор по развитию Центра фискальной политики Антонина Ковалевская, так что контроль со стороны федеральных структур пойдет республикам только на пользу."