Отправляясь работать в Африку, наши пилоты не знали, что берут билет в одну сторону
"СПИСАНЫ И ЗАБЫТЫ
Рассказывает президент независимого фонда «За возвращение домой», заслуженный штурман-испытатель России Сергей Кудряшов:
– В сентябре 1998 года в Анголе пропал Ан-26 авиакомпании «Пермские моторы», пилотируемый российскими летчиками Виталием Дудко, Валерием Чувыриным, Павлом Пушкаревым, Валерием Семковым. Последнее, что известно об этом самолете: штурман доложил свои координаты, а командир экипажа прокричал в рацию: «Горим! Срочная посадка!».
Судьба этих четырех пермских летчиков до сих пор неизвестна. Как неизвестно, что произошло с еще четырьмя экипажами самолетов, потерпевших крушение в Анголе. Эти граждане России, Украины, Молдавии и Белоруссии до сих пор считаются пропавшими без вести.
Не выяснена также судьба португальца Антонио Орта и граждан Анголы, которые в разное время находились на борту пропавших российских самолётов. Но – обратите внимание! – на встрече с родственниками пропавших без вести россиян ангольский посол в Москве генерал Роберту Леал Рамуш Монтейру «Нгонго» рассказал, что спецслужбами якобы был произведен радиоперехват сообщения командира Стадника и о захвате экипажа Ан-12 RA-83962 (D2-FBK), и об их принудительной работе под дулами автоматов.
«МЫ ЖИВЫ, ЖДИТЕ НАС!»
Обезумевшие от горя жены и матери пропавших в Африке летчиков утверждают, что даже спустя годы по ночам раздаются телефонные звонки, и какие-то далекие, едва различимые голоса на непонятном языке произносят то ли имена, то ли названия местности... Родные уверены, что звонили оттуда, «из этой чертовой Анголы». И непременно добавляют: «Они просто не могут докричаться: мы живы, мы вернемся, ждите нас!».
В случае с пермским экипажем российское посольство в Луанде «успокоило» жен пропавших летчиков: «Самолет обнаружен. Удалось также найти человеческие останки у борта погибшего Ан-26. Однако установить, кому именно они принадлежат, невозможно».
Отдадим, однако, должное тем, кто помогает в поисках, – это прежде всего МИД РФ, российское посольство, спецслужбы. «За истекшие годы, может быть, удалось не так много, но в условиях войны в Анголе и нельзя было добиться большего, – заявляют в департаменте Африки МИД РФ. – Проблема летчиков под постоянным контролем. Наши дипломаты добились резолюции Совета Безопасности ООН №12022 с осуждением фактов терроризма в отношении российских самолетов в Анголе. К решению этой острой гуманитарной проблемы подключены структуры ООН, включая Совет Безопасности, Международный комитет Красного Креста, влиятельные государственные деятели Африки, религиозные и другие неправительственные организации, работающие как в Анголе, так и в сопредельных с ней государствах. Глава российского МИД Сергей Лавров в ходе недавней встречи с родственниками пропавших авиаторов подробно рассказал, с какими объективными трудностями сопряжен розыск.
А ведь, по данным спецслужб, пропавших без вести экипажей может быть больше. Не все жены пропавших в Африке летчиков знают, где искали работу их мужья. А сами члены экипажей, отправляясь на заработки в «горячие» точки, не всегда ставили об этом в известность российские дипломатические представительства.
ВЛАСТЯМ ЕСТЬ ЧТО СКРЫВАТЬ
Недавно съемочная группа НТВ – корреспондент Алексей Поборцев и оператор Станислав Скрипник отправились в Анголу для съемок на заранее оговоренных объектах. По прибытии в Луанду российских журналистов задержали полицейские и вскоре выдворили из страны. После возвращения из Луанды, Алексей поделился с автором этих строк некоторыми подробностями:
– Мы сошли с самолета, пошли на паспортный контроль. Там, не глядя на визы, у нас забрали все документы. Я спросил: «Мы арестованы?». Нам ответили, что ангольцы действуют в наших интересах. И в течение 18 часов задержания ни разу не дали никаких объяснений. Только перед погрузкой в самолет пожелали «счастливого пути». Вообще мы собирались снимать несколько сюжетов об экономическом сотрудничестве с Анголой. Но хотели поднять и тему о пропавших на территории страны экипажах, проверить версию о том, что летчики живы и могут находиться в плену у местных бандитов. Смею утверждать, что ангольские власти испугались именно этой темы.
В ПЛЕНУ У БАНДИТОВ?
Независимый некоммерческий фонд «За возвращение домой», объединивший родственников, друзей и коллег пропавших без вести в Анголе летчиков, образовался стихийно, практически сразу после исчезновения экипажей из Перми и подмосковного Жуковского. Результатом работы фонда стало возвращение двух российских экипажей из ангольского плена. Но это было уже давно – в июне 2000 года.
– Нас часто спрашивают: стоит ли искать людей, которые, скорее всего, погибли? Но пока не доказано обратное, для нас все разыскиваемые авиаторы живы, – сказал руководитель фонда Сергей Кудряшов. – За семь лет поисков мы многое узнали о судьбе пропавших экипажей. Главари повстанцев УНИТА заявляют: «На контролируемой нашими отрядами территории Анголы русских нет». Официальная Луанда поисками пропавших заниматься не желает, ссылаясь на последствия войны: в стране разруха, голод, дороги заминированы и прочее. Но наши люди могут находиться в руках у «третьей силы», орудующей на всем юге Африки. По словам тех же унитовцев, это наемники или просто местные бандиты, ведущие нелегальную добычу алмазов. Таких банд в тех краях сотни. Они никому не подчиняются, каждая деревня – отдельное государство. Местные паханы имеют не только мощную вооруженную охрану из профессиональных наемников, но и аэродромы, самолеты. И рабов-летчиков! Да, в этих условиях гражданские и военные летчики, особенно советской выучки, могут попасть в рабство и летать, куда прикажут, под дулом автомата.
Например, экипаж российского Ан-12, пропавшего 26 октября 1998 года, скорее всего, жив (на этот счет есть ряд косвенных подтверждений) и сейчас вместе с самолетом, возможно, находится на хорошо охраняемой секретной базе где-то в Демократической Республике Конго (бывший Заир). Владельцы базы – торговцы алмазами и оружием. Летчики вынуждены работать под угрозой насилия.
О том, что русских летчиков видели в лагерях на территории Анголы, рассказывал бывший официальный представитель УНИТА в Западной Европе, а ныне депутат парламента Карлуш Моргаду. По его сведениям, «летучих голландцев» – самолетов, появляющихся время от времени в африканском небе без опознавательных знаков, неоднократно видели местные жители. Кстати, и наши авиаторы, работающие по официальным контрактам в Анголе, тоже засекали такие самолеты, пытались установить с ними радиосвязь…
Можно ли их разыскать? Скорее всего, да! В разных районах Анголы крупные транснациональные корпорации, заинтересованные в безопасности своих концессий, содержат большой штат профессионалов, способных обеспечить бесперебойную работу приисков даже в условиях вооруженного конфликта. В районах алмазных, золотых и платиновых приисков зачастую нет иной власти, кроме этих людей – отрядов наемников, обеспечивающих интересы большого международного бизнеса. Если им приказать или заплатить, они найдут кого угодно и где угодно.
Кстати, незадолго до своей гибели партизанский вождь Савимби распорядился о создании поисковой группы. Его спецагенты рыскали по всей Анголе, опрашивали свидетелей, собирали данные об авиакатастрофах. Таким образом, хоть какая-то информация о судьбе наших граждан может находиться в руках бывших повстанцев, многие из которых после окончания войны перешли на легальное положение и сегодня являются депутатами парламента. «Но теперь это уже большая политика, – считают в российском фонде. – Просто так бывшие боевики важную для Москвы информацию никому не выдадут. Им очень выгодно «держать мяч на своем поле» и обвинять в пропаже россиян коррумпированную верхушку официальных ангольских властей».
БЕЗНАДЁЖНОСТЬ ВЕЧНОСТИ
– Складывается впечатление, что официальные ангольские власти делают все, чтобы ничего не делать, – сказала мне в интервью Валентина Александрова, чей родственник пропал без вести в сентябре 1998 года. – Мы неоднократно обращались к президенту Душ Сантушу с просьбой взять под личный контроль поиски российских летчиков, провести расследование. Готовы были сами лететь в Анголу. В ответ либо пустые обещания, либо глухое молчание. В марте в Москву из Луанды возвращается посол Роберту Леал Рамуш Монтейру «Нгонго». Он обещал нам, родственникам пропавших без вести, привезти новости. Его, видно, самого обнадеживают, а потом обманывают. Нам ничего не остается, как подать на Анголу в Международный суд.
ХРОНИКА
22.12.1997 г. При следовании по маршруту Абиджан (Кот-д,Ивуар) – Рунду (Намибия) над территорией Анголы исчез самолёт Ан-72 молдавской авиакомпании «Ренан» и экипаж в составе: Анатолий Лемешкин, Павел Горчинский, Валерий Кулагин, Михаил Сафранович, Александр Колесников, Петр Кристев. На борту находилось пятеро ливанцев. О судьбе пассажиров и экипажа до сих пор нет данных.
26.10.1998 г. После взлёта из аэропорта Нзаже прекратил связь и пропал самолёт Ан-12, принадлежавший Лётно-исследовательскому институту имени М. М. Громова (город Жуковский Московской области). Разыскиваются: Георгий Стадник, Евгений Романовский, Александр Митяев, Юрий Кутявин.
14.12.1998 г. После взлёта из Бие исчез самолёт Ан-12 украинской авиакомпании «ХОРС» и экипаж в составе: Сергей Бойков, Александр Кинстлер, Александр Ферсунин, Виктор Пивторак, Владимир Коробко.
27.12.1998 г. После взлёта из Луанды неизвестными злоумышленниками угнан самолёт Ан-12, принадлежавший авиакомпании «Хеллер Интернэшнл». Местонахождение и состояние экипажа неизвестны. Разыскиваются: Александр Филатов, Александр Хоменко, Игорь Трофимов, Геннадий Вагапов."