"Интервью известного российского экономиста, научного руководителя Института проблем глобализации Михаила Делягина.
— Михаил Геннадьевич, фантастический шум, внезапно поднятый вокруг очередного официозного шедевра "Путин. Его идеология", столь же внезапно и заглох. Чем это вызвано — ведь столь благодатную тему, казалось бы, нужно обсасывать и обсасывать?
— Прежде всего: мое суждение основано на официальных заявлениях и пропаганде, так как я эту книгу не читал и читать, скорее всего, не буду.
— А что этот так? Все-таки сам товарищ Дудаев лично благословил — впервые, по-моему…
— Ну да, "старик Дудаев нас отметил и, в гроб сходя, благословил…" Но давайте все-таки не будем уподобляться официальной пропаганде периода "борьбы с безродными космополитами" и звать человека не по исторической, а по общественной фамилии — Сурков. Не следует уподобляться нашим противникам и терять человеческий облик: это во многом обесценит нашу победу над ними.
Так вот, Керогаз-батыр прямо пишет, что…
— КТО??
— Ник автора книги, Алексея Чадаева, в Живом журнале, — "керогаз-батыр".
— Это почему?
— Он на первой странице своего ЖЖ публикует развернутое обоснование этой возвышенной метафоры, но оно настолько длинно и невыносимо скучно, что я, начиная читать раза три, так до сути дойти ни разу и не смог.
—А Вы пользователь ЖЖ?
— Пока только читатель. Очень хорошая среда для быстрого сбора информации о самых разных событиях — начиная с того, кто кому дал в морду и кончая описаниями существенных политических событий. Я, например, только при помощи сопоставления ЖЖ окончательно понял, что история с так называемым "выступлением фашистов" на молодежном форуме в Перми — просто еще одна гнусная провокация нашего руководства. А мальчик Илюша Яшин, по-видимому, просто провокатор.
Но самое интересное — процесс перерождения некоторого числа оторванных от жизни, но при этом думающих о судьбах общества молодых москвичей, настроенных либерльно-патриотически. Еще в начале прошлого года они вполне адекватно — естественно, по-своему, но в целом вполне адекватно — воспринимали происходящее в стране. И за 2005 год они вполне последовательно трансформировались в искренних и добровольно слепых слуг Путина.
— Это эффективность официальной пропаганды?
— Феномен интереснейший. С одной стороны, непонимание важности социальных аспектов и недостаточность образования, не позволяющая отличать жизнь и реальные действия от пропаганды, делают людей ограниченными и слепыми.
С другой — естественная жажда признания и участия в чем-то большом и общепризнанном толкает их на службу официальным пропагандистским структурам. При этом во всех трех случаях, которые я подробно изучал, большую роль играет мерзость наших штатных либералов и демшизы в целом, и уже только потом госзаказ на "новых правых консерваторов".
А после занятия удобной и до поры рентабельной официозной позиции эти ребята добровольно и полностью выключают свое сознание и агрессивно отталкивают от себя любую информацию, противоречащую официальной пропаганде, которую они начинают воспринимать как единственно адекватный источник информации.
Это нормальное аппаратное превращение.
— Так может, все в порядке, и явятся наконец уже несколько лет вожделенные Сурковым "новые правые"?
— "Новые правые" не явятся, и по очень простой причине.
Главная ценность правых что? — правильно, право собственности. А суть нынешнего режима какая? — правильно, силовой рэкет и грабеж этой самой собственности под прикрытием трындежа об "осажденной крепости" и о том, что любой человек, не любящий Путина или любящий его неправильно, является пособником либо мировой закулисы, либо террористов, либо "фашыстов", как пишут в ЖЖ.
То есть ценности нынешней власти прямо противоположны ценностям правых. Поэтому на службу ей могут пойти либо бесконечно наивные, либо бесконечно ублюдочные правые. Первые прозревают, вторые разоблачают себя в глазах общества, так что попытка вполне безнадежна.
Пусть Сурков старается.
А ЖЖ этих ребят, совершивших за прошлый год "сальто назад на 180 градусов, очень сильно прогнувшись", интересны тем, что в них очень поучительно и очень искренне — потому что они, правда, не понимают, как это выглядит со стороны — описывается трансформация личности. Местами слово в слово одного повторяют нашего писателя-фантасмагориста начала столетия, Алексея Ремизова, по-моему, подробно описавшего превращение чиновника не в таракана, как у Кафки, а в лист бумаги. Там есть замечательная фраза "моя правая нога уже начинает шуршать…" И все потому, что они не просто далеки от жизни обычных людей, но и глубоко безразличны к ней. Удаляясь в философские или идеологические высоты от тех, кто ходит по улицам, вы отрываетесь от реальной жизни и теряете критерий истины. Это неизбежно.
Единственный аналог такой автобиографичной прозы — Даша Асламова, "Записки дрянной девчонки", которая, помимо своей воли, просто из добросовестности дала очень искреннюю и откровенную клинически объективную картину психофизиологических последствий неудачного начала личной жизни.
Это очень значимо, и читать надо всем.
Возвращаясь к Чадаеву… Про книжку Керогаз-батыра было сказано несколько вещей, которые исходно сделали ее неинтересной, даже если бы я не был знаком со стилем автора по его ЖЖ.
Прежде всего, автор внятно описал методику своей работы. Он берет публичные высказывания Путина и обнаруживает их внутреннюю логику. Так и хочется воскликнуть вслед за одним из моих учителей: "Деточка, да в каком же ПТУ Вас по голове били!". Публичные высказывания выражают не идеологию, а пропаганду. И когда вы вместо деяний человека и созданной им политической системы ограничиваете себя изучением его слов, вы остаетесь лишь с набором пропагандистских лозунгов и клише.
Это такое филологическое самооскопление, которое при Путине действительно стало очень модным и выгодным. "Эксперт" с момента прихода в кресло главного редактора умного и грамотного Валерия Фадеева систематически путает с пропагандой аналитику (из-за чего и уступил интеллектуальное лидерство в одной сфере "Секрету фирмы", а в другой, страшно сказать, обновленному "Профилю"), а Чадаев путает с ней идеологию.
Ну, он парень молодой, еще успеет осознать реальность, но я-то здесь при чем, я-то почему от его ошибок и "кессонной болезни" страдать должен?
— "Кессонной болезни"?
— Когда люди стремительно и внезапно делают карьеру, они часто бывают контужены собственным величием. Обычно это проходит, и нормальным людям об этом стыдно вспоминать, но, пока человек считает себя великим, он обычно невменяем. Это не страшно, такой возрастной насморк, хотя иногда остается на всю жизнь.
Дальше: при обсуждении книги было разъяснено, что в наш век информационных войн идеология Путина — это такая хрупкая и уязвимая вещь, что прямо и публично ее высказывать нельзя: загрызут-с злые люди.
Понятно, да: по мысли авторов и соавторов этой книги из числа официальных пропагандистов, идеология Путина носит такой характер, что публично и в прямой форме в ней признаваться нельзя! Это не идеология получается, а какая-то стыдная болезнь, прости господи, — правда, похоже, так оно и есть.
Наконец, последнее: тираж книги — 2 тыс. экз. Коммерческие тиражи начинаются с 5 тыс., пробные коммерческие — с 3, но это перестраховка, так как в сегодняшней России тиражом 5 тыс.экз. можно продать даже старые грязные носки.
Это значит, что книга с самого начала издана как некоммерческая. Выходит, что ее издатели точно знают, что такое граждане России читать не захотят.
А чем я хуже граждан России? Почему я должен тратить свою жизнь на изучение текста, который по неявной, но четко сообщенной мне мысли ее же издателей ничего не стоит?
— А что Вы скажете про Суркова, который больно зачастил в последнее время со своими публичными выступлениями?
— Существует общепринятая в политической тусовке версия, что его сейчас выкинут в отставку — разумеется, сытную, с госзаказами и прочим — как мавра, сделавшего свое дело. Это вроде бы должно произойти сразу после "зачистки" Рогозина.
Комментировать это я не буду, так как в части связанных с этим процессов участвую прямо, а путать аналитику с политической работой крайне невежливо. Ограничусь тем, что Сурков создал себе дополнительный рубеж обороны, запутав политическую систему и завязав ее на себя лично примерно так же, как старые кладовщики запутывают систему учета на складе так, чтобы без них в ней никто не мог разобраться и, соответственно, чтобы их нельзя было уволить. Надо стараться, чтобы Суркову это запутывание не помогло, однако недооценивать его способности — значит совершать ошибку.
Однако закулисные люди, выходя на свет, разрушают свой жанр и тем самым превращают "сеанс черной магии" в ее "последующее разоблачение", за что по законам жанра отрывают голову, разумеется, политически. Вот и смотрите: Березовский в Лондоне, Павловский в телевизоре, — по одной из рабочих версий, это форма политического убийства, — Сурков, правда, пока в Кремле.
Возможно, рост публичности связан со стремлением вовремя "соскочить в отставку", но не добровольно, а якобы под давлением противников. Однако мои сотрудники эту гипотезу не подтверждают и психологическому портрету объекта она в настоящее время противоречит.
Так что, возможно, Сурков просто забыл сказанное им Трегубовой о том, что он представляет собой редкую бактерию, которая на свету неминуемо и сразу гибнет… Между прочим, эта самооценка уникальная по искренности и интеллектуальному мужеству.
— Это почему?
— Как бы сказать… Дело в том, что помянутая им бактерия называется "бледная спирохета" и является возбудителем сифилиса.
Не политического, а обыкновенного.
До такой высоты в адекватности самооценки не поднималась даже Даша Асламова.
— И последнее. Какова судьба "Родины"?
— Пока я не прекратил участие в связанной с вопросом политической работе, ответ на этот вопрос будет смешением жанров, а это очень невежливо, в первую очередь по отношению к Вам. Подождите с месяц."