"Уже разгорается голубоватое пламя нового газового конфликта – на этот раз украино-украинского. Оппозиция всерьез намерена доказать, что Виктор Ющенко, Юрий Ехануров и Ко вовсе не выиграли (как это кажется многим), а напротив – позорно проиграли. И потому заслуживают обструкции, остракизма и вообще всяческого поражения на парламентских выборах.
Вчерашние враги – Юлия Тимошенко и Инна Богословская, Наталья Витренко и Александр Мороз – объединились в священной травле призрака украинской газовой победы. Кабинету Еханурова грозят немедленной отставкой, а президенту Ющенко – скорым импичментом.
Высочайшим же достижением изощренной политтехнологической фантазии следует признать предложение БЮТ отменить новый газовый договор в Печерском районном суде.
Если так пойдет дальше, дело, похоже, запахнет газовым Майданом. А на улицах Киева нам придется увидеть тысячи неистовых оппозиционеров с обломками газпромовской трубы в ловких и натруженных руках.
Впрочем, логика действий оппозиции вполне понятна. Если нельзя примазаться к победе, надо немедленно объявить ее жестоким поражением. Дескать, наши войска, конечно, вошли во вражескую столицу, но: куда-то пропал седьмой обоз с провиантом; прапорщик Ивченко напился и горланил неприличные частушки; флаг, водруженный над крепостью противника, оказался мятым и вообще не первой свежести.
В общем, предлагается победу считать недействительной, а ее полководцев предать товарищескому суду Линча.
История мировой демократии учит нас, что избиратель, увы, доверчив. И яркая картинка пленяет его зачастую куда сильнее, чем самые умные доводы и доказательства, доносящиеся из резиновых бюрократических уст a la министр Плачков. Поэтому надо все же разобраться и получить чистый, как как лабораторный спирт, ответ на вопрос: кто все-таки победил в краткой и холодной Великой газовой войне 2005-2006 годов?
Победила, безусловно, Украина. А также лично дорогой товарищ В. А. Ющенко вкупе со скучноватым, как пареная репа, премьером Ю. И. Ехануровым.
Во-первых, цена $95 за 1 тысячу кубометров – это, кто бы что ни говорил, очень хороший результат. Особенно после истошных московских воплей о том, что многоуважаемые $230 – это еще не предел, и вообще – ни копейкой меньше, даже не просите…
Немногие до сих пор работающие в "Газпроме" профессионалы (то есть люди, занимающиеся чем-то, кроме воровства) за сутки до подписания итогового протокола были уверены, что России придется все-таки упасть аж до … $145 за тысячу кубов. И, терпко оглядываясь по сторонам, полушепотом костерили проклятого Путина, ни с того ни с сего обрушившего на изумленную публику запредельные $230. Украина добилась цены на $50 меньшей, чем та, до которой был готов уступать "Газпром" - это факт.
При достигнутой цене на газ (и с учетом повышения в полтора раза платы за транзит) Украина сможет сохранить самый низкий в Европе газовый тариф для населения и безо всяких хитровыдуманных дотаций избежать кризиса химической и металлургической отраслей. Краха, который всего пару дней назад казался многим казался весьма вероятным.
Почему Ющенко-Еханурову, при всех их субъективных недостатках, удалось довольно быстро выиграть? Потому что они правильно поняли философию войны.
В газовом конфликте Украине как национальному государству противостояла вовсе не оскаленная геополитической пастью Российская Империя. А – небольшая, но крепко сбитая банда жуликоватых бизнесменов во главе с Путиным, всегда решающая одну, но пламенную задачу: как бы перекачать российские государственные ресурсы (экономические ли, политические ли) в собственные оффшорно-шелковые карманы.
Таких людей можно склонить к правильным договоренностям только в одном случае: если предложить им изощренную коррупционную схему, полностью отражающую их сугубо частные интересы. С правильными результатами на правильных счетах. Так и было сделано. Последним аргументом в войне стало спасительное супероружие газового настоящего и будущего – легендарная компания "РосУкрЭнерго".
Половина этой компании, как известно, принадлежит Газпромбанку (который вот-вот станет собственностью архидружественного Путину Dresdner Bank). А вторая половина – группе очень физических (из газовой плоти и нефтяной крови) лиц, скрывающихся за интеллигентной вывеской Raiffeisen Investment S. A.. Оффшорной структуры, зарегистрированной в уютном швейцарском кантоне Цуг. Именно эти неяркие лица, одно из которых временно работает главой исполнительной и всех прочих ветвей власти РФ, принимают решения о ценах на российские энергоносители.
Ющенко, Ехануров и их товарищи по борьбе правильно оценили противника и сделали ему предложение, от которого было очень трудно отказаться. В результате скандально-авторитетное "РосУкрЭнерго" будет поставлять Украине газ прямо-таки себе в ущерб.
Нетрудно посчитать, что 34 миллиарда кубометров русско-туркменско-узбекского газового коктейля (при цене $230 за газпромовский товар и $65 – за среднеаизатский) принесут несгибаемому швейцарскому дилеру чистый убыток в размере $1.67 млрд. в год.
Но где-то за кадром протокольной хроники, глубоко под дубовым столом переговоров эти убытки будут, конечно, компенсированы. Больше того - "Росукрэнерго" (а значит, его властные царственные совладельцы) будут зарабатывать в чистом виде порядка $2.3 млрд. в год.
Каким образом? Да очень простым.
"Росукрэнерго" получит от "Газпрома" по себестоимости - около $65 за тысячу кубометров - еще пару десятков миллиардов кубов азиатского газа. И продаст этот газ в Западную Европу – уже по $250-270. Разница – всего каких-то жалких $4 млрд. – достанется, разумеется, не лоховатому российскому государству.
Придумана поистине гениальная схема, согласно которой бездонный и никому не нужный русский "Газпром" фактически дотирует на $1.67 млрд. Украину и еще на $2.3 млрд. – группу российских (отчасти – израильских и финских) частных лиц.
Это очень выгодно для Украины. И очень невыгодно для России как государства. Но о последнем простой российский гражданин не узнает. А если и узнает, то по самому честному в мире российскому гостелевидению ему объяснят: всё, что Владимир Владимирович Путин украл у страны, сделано во благо государства и во имя высших интересов Великой России, то и дело поднимающейся с дрожащих колен.
Была ли разумная альтернатива такой схеме? Нет, не было.
Привычные рассуждения о том, что Украина и Россия должны были торговать газом без посредников, строго на межгосударственном уровне, отражают злостное непонимание логики поставщика, то есть нынешней российской власти.
Нет посредников – нет воровства. А коли нет воровства – Путину сразу становится скучно, как на просмотре дешевого вестерна. Без посредников Украина платила бы свои обкомовские $160 – и никаких гвоздей. Так что - какой бы криминальной, ужасной и относящейся к Могилевичу не была контора "РосУкрЭнерго", Украине как государству она сделала хорошо. А за Россию и ее потерянные гроши перед судом и Богом ответят совсем другие товарищи.
"План Тимошенко", столь же секретный, сколь и прекрасный, предполагал, по сути, схему, похожую на "росукрэнергетическую", но – с двумя важными поправками:
- посредником вместо "РосУкрЭнерго" должен был стать другой оффшор – зарегистрированная в американском штате Делавер компания "Итера", верный друг Юлии Владимировны со времен ЕЭСУ;
- газ в итоге стоил бы Украине подороже – где-нибудь $115-120: все-таки "Итера", хоть и дружит по-прежнему с солнцеликим Туркменбаши, от нынешнего руководства "Газпрома" стоит на порядок дальше, чем корпорация имени Могилевича.
Неистовая печаль-тоска "Итеры", которая еще в минувшем феврале была самонадеянно убеждена, что вернется триумфально на украинский рынок, тоже понятна. Теперь из-за Ющенко с Ехануровым русско-украино-турменским делаверцам придется застыть в долгом мучительном ожидании.
Но все же страдания немолодой "Итеры" - это еще не повод оставлять Украину без газа с помощью Печерского суда и общественных юристов. А также отправлять в тюрьму запылившихся на киевско-московском пути бессонных Плачкова-Ивченко.
Вальяжный бред московских говорящих голов, каждодневно промывающих глобальные мозги какой-то там "победой России", стоит, разумеется, игнорировать. Эти люди по заданию партии и правительства готовы прославлять хоть китайское нашествие на Россию, хоть падение метеорита в центре Москвы.
А путинской кошке, хорошо знающей, чье мясо съела, очень важно сейчас замять трудно объяснимый конфуз с магическим исчезновением ежегодных газпромовских $4 млрд.
Кремль и болезную матушку Витренко активизировал, чтобы показать простому русскому народу своему: вот видите, Украина недовольна, значит, мы выиграли, а они – проиграли.
Внезапный конец войны стал для оппозиции, конечно же, серьезным ударом. Ведь газовый кризис по сути создал новый контекст выборов. И было очень много ожиданий и надежд, что Ющенко, увлекшись пчелиными ульями 5-го поколения и резьбой на летающих тарелках, всё профукает, и вот тогда… А уж если холод и голод, то…
Но – выиграв первую войну, Ющенко может-таки проиграть вторую.
Ведь он из тех политиков, которые умеют и даже отчасти любят упускать верную победу из рук. Счастливым исключением была Оранжевая революция. Повториться ли это исключение 26 марта и станет ли оно правилом, мы скоро узнаем.
А пока еще не достигла пика новая война, есть все основания поздравить украинскую власть с успехом в войне прошедшей. Очередной победой национального государства над коммерческой структурой, по историческому недоразумению присвоившей право носить на липкой груди старый и заслуженный логотип "Россия"."