Якобы единая команда единомышленников президента России Владимира Путина, как и прогнозировал «ПЖ», продолжает расщепляться. С членами питерской команды президента пока еще связывает чувство вице-мэрского локтя. Признаки сильного ослабления этого чувства уже видны, но оно не преодолено до конца. Однако, собственно, само очевидное расслоение команды на питерских чекистов, юристов, экономистов, ученых и олигархов лишь подтверждает, что, по сути дела, единой команды у президента России давно нет. То, что мы можем наблюдать сейчас, – классическая модель распада сообщества победителей.
"Правительству – «уд.»
На своей пресс-конференции 31 января Владимир Путин поведал о результатах развития экономики, которые последовательно определил как «хорошие», «неплохие» и «удовлетворительные». Итоги года, конечно, выглядят впечатляющими: и приток инвестиций, и сокращение бегства капиталов, и приемлемый экономический рост, и небывалый рост фондового рынка, и роль мирового энергетического гаранта. Даже инфляция хоть и вышла из запланированных рамок, но все равно оказалась рекордно низкой. «Результаты работы в целом являются весьма удовлетворительными, результаты работы правительства», – сказал Владимир Путин. И добавил: «Но, конечно, еще очень много проблем. И надеюсь на то, что мы будем, двигаясь дальше таким же образом, так же эффективно подходить к их решению».
Президенту России, наверное, виднее, насколько эффективным было правительство, министры которого никак не могут договориться о принципиальных вопросах развития страны и регулярно вступают в неприличное публичное противоборство друг с другом. Или о том, насколько эффективной оказалась схватка «Газпрома» и «Роснефти» за «Юганскнефтегаз». По словам президента, «правительство Российской Федерации должно думать о результатах деятельности, которые отражаются на жизненном уровне наших граждан, оно должно быть минимально политизировано. Работать надо как следует, а не думать о выборах и кто какие места там потом займет». Понятно, что слова президента все-таки не стоит воспринимать буквально.
Однако при всем своем желании министры и вице-премьеры о выборах не думать не могут. Потому что от результатов тех самых выборов зависит не только их карьера, но и политическое выживание. И посему нет дела более важного. Ну не ставка же НДС важнее!
Не партнер, а халявщик?
Неприятности всегда случаются, когда они меньше всего нужны. С министром финансов РФ Алексеем Кудриным случилось именно так. В конце января он как главное финансовое лицо государства Российского должен был вылететь на Всемирный экономический форум в швейцарский Давос и договориться там с министрами финансов «большой семерки» о повестке саммита G7, запланированного на лето в Санкт-Петербурге, а также провести персональные переговоры с министрами финансов Италии и Франции. Такие встречи обычно тщательно и заблаговременно планируются. Однако планам Кудрина не суждено было сбыться – поездка попросту не состоялась. А сам министр предстал перед зарубежными коллегами в качестве не вполне надежного партнера.
Такие срывы в истории российской дипломатии, конечно же, были и, скорее всего, еще не раз будут. Весь драматизм этой ситуации заключается в том, что никогда раньше «домашние» склоки правящей российской элиты не выносились из избы столь очевидным способом и никогда не имели столь неожиданного резонанса. Накануне отъезда российской делегации в Давос произошла утечка в СМИ из аппарата Минфина о том, что Кудрин остался дома по вине премьера Михаила Фрадкова, который не подписал своему министру командировку в Давос. Виноватым в возможном срыве переговоров, очевидно, должен был быть назван премьер, однако скандал довольно быстро замяли. И сам Кудрин от каких-либо публичных претензий фактически отказался.
Молчаливое согласие Кремля
Конечно, обиду главы Минфина на начальника понять легко. Все эти годы Алексей Кудрин представлял РФ на саммитах «восьмерки» и в определенном смысле был лицом российской делегации. На Западе на смену переговорщика традиционно реагируют нервно. По непонятной на первый взгляд причине премьер назначил главой российской делегации главу МЭРТ Германа Грефа. Стоит вспомнить, что в 2003 г. Кудрин добился того, чтобы на переговоры по вступлению в ВТО вместо Грефа отправили его. Кудрина в ВТО толком не знали, его не ждали, и раунд переговоров при его представительстве оказался практически сорван. На этом фоне понять мотивы Михаила Фрадкова довольно сложно, если, конечно, допустить, что это решение он принял самостоятельно.
Но вряд ли опытный аппаратчик Фрадков решился бы на такой выпад без согласования. Особенно учитывая возможный международный резонанс скандала. Поэтому главный вопрос – кто порекомендовал ему не визировать командировку Кудрина? Если это была группа «технической» поддержки Фрадкова во главе с Игорем Сечиным, то это одна история. Если же распоряжение премьера вызвано советом кого-то из наиболее близких на сегодняшний день соратников президента, то в этом случае последствия для дальнейшей карьеры Алексея Кудрина могут оказаться не самыми утешительными. Но даже если Михаил Фрадков смог заручиться поддержкой самого президента, справиться с «питерскими либералами» ему все равно будет крайне нелегко.
Административная неожиданность
После того как премьер Фрадков подписал программу среднесрочного развития страны на три года, битва вокруг которой продолжалась большую часть 2005 г., Алексей Кудрин и Герман Греф немедленно встали, что называется, на дыбы. Причем в лучших традициях российского диссидентства, берущих начало со времен Ивана Грозного, – свое категорическое несогласие с документом они обозначили в зарубежных командировках.
Алексей Кудрин, прилетев в Париж на двухдневные переговоры с французским министром финансов Тьери Бретоном, при первой же возможности весьма резко заявил, что удивлен тем, как премьер подписал программу. «Премьер-министр РФ взял ответственность на себя»,– подчеркнул Кудрин. По словам главы российского Минфина, премьер, «вопреки всем имеющимся традициям согласования таких бумаг», чуть ли не собственноручно вписал в документ пункт о снижении НДС с 18 до 13%. «В моей практике впервые в документ подобного уровня вносятся столь важные изменения, отвергнутые на предварительном этапе подготовки документа, не обсуждавшиеся на заседании кабинета и не согласованные с основными министрами. Для меня это несколько неожиданный результат административной реформы», – заявил Кудрин. Трудно даже представить, до чего же дико это все прозвучало в Париже. Там, конечно, в пригородах жгут машины, но важные государственные решения все-таки принимают с учетом правил хорошего политического тона. Герман Греф, в этот момент находившийся как раз в Давосе, однозначно поддержал коллегу: «Это наша с ним совместная позиция».
Михаил Фрадков в лучших традициях Российской империи ответил оппонентам из Белгорода, где тоже был в командировке. Премьеру показалось, что происходящее – это дежавю. К тому же, на его взгляд, министры экономблока невнимательно читают документы – в трехлетней программе изначально было четко обозначено, когда именно и при каких условиях правительству будет можно и необходимо снижать НДС. «Я просил бы его с этой фразой в документе познакомиться, прежде чем начинать дискуссию и создавать интригу,– ответил премьер министру финансов. – В программе все достаточно просто сказано: линию на снижение налогового бремени нужно продолжать». Тем не менее на своей пресс-конференции 31 января президент Владимир Путин, подтвердив, что налоговая нагрузка должна снижаться, отметил, что точка в этом вопросе окончательно не поставлена. И все это на фоне того, что результаты работы (правительства) в целом являются «весьма удовлетворительными».
Сюрпризы под кремлевской елкой
Но «тактические» разногласия в правительстве меркнут перед борьбой титанов из самого ближнего президентского окружения. Казалось бы, наследство ЮКОСа худо-бедно, но поделено: «Юганскнефтегаз» де-юре отошел «Роснефти», опекаемой замруководителя администрации президента Игорем Сечиным. «Газпром», возглавляемый первым вице-премьером Дмитрием Медведевым, вроде бы удовольствовался «Сибнефтью», «газовой войной» с Украиной, манипуляциями с туркменским и узбекским газом и перспективами развития атомной энергетики. Однако недавно Федеральная налоговая служба предъявила ЮКОСу очередные налоговые претензии за 2004 г. в размере 107 млрд руб. И это означает, что «Газпром» отнюдь не смирился с потерей лакомого куска – так как на деле «Юганскнефтегаз» во многом все еще часть ЮКОСа, и удар по ЮКОСу неизбежно отрикошетит по «Роснефти» и ее опекуну. По-другому сложно понять логику государства в лице ФНС: зачем предъявлять новые налоговые претензии, которые, в свою очередь, скажутся на компании, фактически перешедшей в руки ОАО «Роснефтегаз», в которое теперь входит и «Роснефть» и где пока что все 100% акций принадлежат государству? Значит, «удовлетворительные результаты» на деле все еще остаются не вполне удовлетворительными? И не удовлетворяют самых главных игроков?
Причем «Газпром» замечен в таких играх не впервые. Так, незадолго до Нового года новые хозяева «Сибнефти» – опять же команда менеджеров «Газпрома», прямые подчиненные Дмитрия Медведева, – неожиданно отказались от спонсорского контракта с футбольным клубом ЦСКА, традиционно опекаемым Минобороны. По лукавой иронии судьбы объявили об этом в момент визита в клуб вице-премьера и министра обороны Сергея Иванова. То, как нарочито мимоходом нанесен удар по престижу вице-премьера, которому и в оборонной области не все пока удалось заполучить, свидетельствует, что новая жизнь на новом посту сулит ему мало радостей.
Но и занесенный президентскими нацпроектами на, казалось бы, недосягаемую высоту Дмитрий Медведев тоже отнюдь не «в танке». И на его пирог охотников достаточно. Оставшиеся за бортом нацпроектов игроки явно намерены отыграться. К примеру, на предновогоднем совещании правительства по вопросам социально-экономического развития замглавы МВД Михаил Суходольский пожаловался премьеру Михаилу Фрадкову, что нацпроектами не предусмотрено повышения зарплат гражданского медицинского персонала МВД, Минобороны и ФСБ. В российских спецслужбах трудится 2,5 тыс. гражданских «силовиков в белых халатах», и им хватило бы всего 222 млн руб. Премьер удивился и тут же потребовал включения силовых медиков в национальный проект «Здоровье». С ним категорически не согласился глава Минздравсоцразвития Михаил Зурабов, который заявил, что эту категорию медработников в уже разработанный и одобренный национальный проект, к тому же еще и курируемый Дмитрием Медведевым, включить никак невозможно. Присутствовавший на заседании Медведев предпочел на этот счет отмолчаться. Ни слова об этом он не сказал и на отдельном совещании по нацпроекту «Здоровье», которое провел в тот же день. Возможно, идея показалась ему интересной, и он после необходимой паузы решил сам выйти с ней к президенту. Если, конечно, раньше с жалобой на обиженных либералами «силовых медиков» на прием к Владимиру Путину не прорвется Сергей Иванов, который уже продемонстрировал свое лоббистское могущество, в обход всех инстанций увеличив расходную часть бюджета Минобороны.
Где будешь ты послезавтра?
Исход закручивающегося очередного витка борьбы кремлевской элиты за власть предугадать сегодня очень сложно. Ясно одно: борьба принимает все более тотальный и ожесточенный характер. А по-другому и быть не может. При всей поверхностной видимости единства и сплоченности «команды» Путина расщепленность и разновекторность устремлений властной элиты России, несмотря на видимые (и не видимые миру) успехи, на самом деле всерьез угрожают самому ее существованию. В результате никаких радужных перспектив может и не оказаться. Группы и группки схватываются друг с другом по любому поводу – перераспределения собственности, бюджетных средств, зон контроля, кадровых назначений. А президент при этом, очевидно, принципиально отказывается исполнять ритуальную роль арбитра. И это правильно. Группы, стремящиеся к власти в России, должны на деле доказать свою конкурентоспособность, свое право на овладение высшей властью. Если бить по рукам и практиковать протекционизм, то эксперимент потеряет чистоту, а его результат – научность. А раз так, то серьезная предвыборная зачистка в рядах высшей российской политической элиты неизбежна – более конкурентоспособные должны сначала поставить менее конкурентоспособных в очевидную позу подчинения, лишив, таким образом, всяких электоральных перспектив, а затем и окончательно удалить их с политического поля. Что в условиях сегодняшней России может означать не только потерю постов и полное равноудаление от контроля над финансовыми и промышленными активами, но и, возможно, уголовные дела, показательные процессы и даже – не исключено – публичные покаяния. Причем все это, конечно, случится не завтра, но все равно достаточно скоро. Ведь преемнику нужно дать время на то, чтобы показать себя. И должно остаться еще время на то, чтобы вовремя заменить его, когда выяснится, что для возложенной миссии он все-таки профнепригоден. При этом у следующего кандидата также должно остаться время на раскрутку. А значит, только что перетряхнутое президентом правительство вскоре может оказаться еще более радикально перетряхнутым. И произойти это может уже послезавтра. И потому ни Дмитрий Медведев, ни Сергей Иванов, ни Михаил Фрадков, ни Алексей Кудрин с Германом Грефом чувствовать себя в безопасности не могут."
08.02.2006
Каха КАХИАНИ, Дмитрий СЛОБОДЯНЮК Политический журнал