Стартовал один из четырех президентских национальных проектов – «Образование». Министр финансов Алексей Кудрин доложил Владимиру Путину: деньги на выплаты новых, повышенных зарплат классным руководителям в регионы пошли. Уже целых 4 миллиарда рублей. Президенту новость понравилась. Теперь он, наверное, будет думать, что с «Образованием» все в порядке.
"За два ближайших года на проект решено потратить 41,3 миллиарда рублей. Примерно половину суммы предстоит освоить в нынешнем году. На первый взгляд у власти есть полная ясность насчет того, как именно употребить деньги. Министр образования Андрей Фурсенко не устает повторять: финансы пойдут на инновационные программы, информатизацию школ и вузов, материальную поддержку талантливых школьников и студентов, лучших учителей. Последним, как следует из правительственных постановлений, достанутся 10 тысяч грантов по 100 тысяч рублей каждый. А 3000 лучших школ получат по миллиону рублей. Но время вознаграждений впереди. Пока же правительство решило сделать самый простой шаг – поощрить классных руководителей всей страны добавкой к зарплате в одну тысячу рублей. Надо же с чего-то начинать!
Дело, казалось бы, должно было пройти без сучка без задоринки. Все классные руководители России в своих школах известны. Сосчитать их легко. Умножить полученное число на тысячу и раздать каждому по «штуке» – тоже несложно. Но не заладилось.
Сначала, говорит директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Высшей школы экономики Татьяна Абанкина, чиновникам вдруг вспомнилось, что полноценным классный руководитель считается, только если у него комплект – 25 человек в классе городской школы или 14 – в сельской. И только «укомплектованному», решили в Минобразования, положена «президентская» надбавка. Но, по оценкам экспертов, именно в сельских школах у классных руководителей часто встречается «некомплект». Хотя как раз сельскому учителю дополнительная тысяча была бы нужнее: в селе не подзаработаешь репетиторством и не возьмешь вторую ставку – учить некого.
Подумали в Минфине и Минобразования, подумали и решили – сделать доплату пропорциональной. Чтобы, если в классе народу меньше нормы, не лишать руководителя всей тысячи. Заплатить, но поменьше. Но это положение еще должно быть закреплено в соглашениях регионов с Рособразованием.
Дальше – больше. Выяснилось, что Минфин в расчетах не учел сумму единого социального налога (ЕСН), который работодатель (чаще всего муниципалитет) должен платить из всего фонда оплаты труда. То есть и с прибавки тоже. Федеральная власть попыталась приструнить регионы. Дескать, заплатите эти 26 процентов из своих бюджетов. Регионы вежливо огрызнулись. Мол, разговоры о нацпроектах начались уже после того, как мы свои бюджеты сверстали. И денег на налог нет. Далекое от бухгалтерии учительское сообщество заикнулось было, что нельзя ли для этих выплат ЕСН вообще отменить. Оказалось, нельзя. Можно только признать, говорят в Минфине, что ЕСН уже «сидит» в базовой сумме. И, стало быть, на руки «классные», по словам Татьяны Абанкиной, даже если учеников столько, сколько нужно, будут получать уже не тысячу рублей, а всего 740 целковых. А в случае некомплекта – еще меньше.
Разница, признаем, невелика. И то, и то – крохи. Но удручает другое. Если процесс простого деления 4 миллиардов рублей на равные части оказался таким мучительным, то каково же будет дальше, когда дойдет очередь до выявления инновационных школ, лучших учителей и траты остальных миллиардов? Критерии отбора тех и этих, по словам Татьяны Абанкиной, пока только разрабатываются. Как говорят сами учителя, в том, что предлагает сегодня Минобразования, скрыто изрядно дьявольских деталей. «Лучшим» учителем может оказаться просто самый ловкий и предприимчивый. А самой достойной школой признают ту, что расположена в элитном микрорайоне и имеет богатых внебюджетных спонсоров, которые вовремя помогут с компьютерным оснащением.
Впрочем, многие эксперты видят две системные ошибки в самом подходе Минобразования к поощрениям. Во-первых, говорят учителя, квота на поощрение чертовски мала. Материально отмечены будут 4,5 процента всех школ и 0,6 процента всех учителей. Во-вторых, нет никакой дифференциации. То есть или тебя выбрали самым лучшим, или ты – никто. Такое сочетание может привести к конфликтам внутри педагогических коллективов и борьбе без правил среди школьных учреждений.
Все это, заметим, экспертное сообщество говорит о «наиболее проработанном» национальном проекте. С которым, как думает президент Путин, теперь все в порядке.
Маргарита ВОДЯНОВА
ЦИТАТА
«За последние пять лет количество учеников в стране сократилось на 25 процентов – на пять миллионов человек. И процесс продолжается. Так что сегодня у нас один педагог приходится меньше чем на десять учеников. Хотя даже в европейских странах на одного учителя приходится пятнадцать учащихся».
Министр образования и науки Андрей ФУРСЕНКО
Вчера услышала высказывание министра образования Андрея Фурсенко о том, что в российских школах переизбыток учителей.
Ну не знаю, откуда у министра такая статистика? У меня – другая.
Моя дочь учится в школе № 3 города Королева Московской области. Так вот у них штатного учителя физики на все классы не хватает! Два раза в неделю, в четверг и субботу, приходит приглашенный педагог из другой школы, ведет несколько классов. О каком переизбытке можно говорить? И ведь город у нас не самый маленький.
Л. КОМЛЕВА, г. Королев Московской области
МНЕНИЕ ПРОФИ
ЧИНОВНИКИ ОХОЧИ ДО ШКОЛЬНЫХ ДЕНЕГ
Предлагаемые новации в нашей системе общего образования совсем не так хороши, как кому-то кажется. К примеру, в президентско-правительственных документах о критериях для отбора лучших школ указано: такая школа обязательно должна иметь органы общественного управления. Все школы, которые претендуют на гранты, быстренько налепили эти органы. Не заботясь о том, будут они чем-то управлять или нет.
В четырех «пилотных» регионах – Самаре, Чувашии, Тамбове, Воронеже – наибольшее отторжение вызывает как раз очень рекламируемый норматив бюджетно-подушевого финансирования (принцип – чем больше учеников, тем больше денег. – Ред.). Там благодаря этому нормативу зарплата у учителей даже упала. В чем же причина? Ответ – региональная образовательная власть.
Происходит следующее. С 1 января в Москве введено такое финансирование. В нашей школе детей много – полторы тысячи, и денег выделили достаточно. Но мне звонят из центральной бухгалтерии департамента и говорят: у нас же есть школы, где меньше 500 детей, там на зарплату не хватит, отдай кусочек! И другим директорам тоже звонят. То есть региональные власти хотят управлять. И управлять именно деньгами, а не чем-то абстрактным. Хотя правильнее было бы деньги, причитающиеся школе, отдать на откуп директорату. И тогда региональные департаменты вообще не будут нужны. А директорам и учителям надо доверять больше. Мы давно уже научились определять качество образования. И никакие методики нам для этого не нужны.
Ефим РАЧЕВСКИЙ, директор школы № 548 г. Москвы
СКОЛЬКО В РОССИИ ШКОЛ ТИП УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ ЧИСЛО Начальные 11 559 Основные 11 576 Средние 36 996 Общеобразовательные с углубленным изучением различных предметов 5087 Гимназии 1234 Лицеи 847 Кадетские учреждения 69 Образовательные для детей с ограниченными возможностями здоровья 1947 Учебно-воспитательные для детей с девиантным поведением 66 Санаторно-лесные 30 УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 62 174 По данным Рособразования
СКОЛЬКО В РОССИИ ШКОЛЬНИКОВ (тыс. человек) ГОД 1993 1995 2000 2001 2002 2003 2004 ЧИСЛЕННОСТЬ 21 081 22 039 20 554 19 909 18 918 17 798 16 631 По данным Росстата
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
МЕДИКИ ПОЛУЧАТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ УЧИТЕЛЯ
Повышенную зарплату за январь вместе с классными руководителями получат и участковые терапевты, участковые педиатры, врачи общей практики, а также участковые медсестры. По сообщению Минздравсоцразвития, первые транши средств, заложенных в рамках национального проекта «Современное здравоохранение», на выплату прибавок к зарплатам медиков полностью перечислены в регионы. Общая сумма субвенций из федерального бюджета составляет чуть больше 1,3 млрд. рублей.
Таким образом, уже в ближайшие дни каждый из 66 981 участкового врача и 75 086 медицинских сестер из 88 регионов России получат серьезную прибавку к январской зарплате: врачи – по 10 тысяч, а медсестры – по 5 тысяч рублей.
В феврале, как отмечает Минздравсоцразвития, дополнительные выплаты получат все без исключения. Однако в дальнейшем выплаты будут производиться на основании заключенных между медицинскими работниками и учреждениями здравоохранения муниципальных образований дополнительных соглашений к трудовому договору об увеличении объема выполняемой работы.
ИНИЦИАТИВА
ИЗ ГОРОДСКОЙ КАЗНЫ
Деньги, перечисленные Минфином на доплаты за классное руководство, в региональный бюджет еще не поступили. Но прибавку к зарплате учителя в феврале все равно получат – из городской казны. Потом московские власти компенсируют свои траты из федеральных денег. Правда, для того, чтобы выплаты начались, столичные депутаты должны еще принять закон, описывающий порядок начисления этих денег.
Всего же в нынешнем году Москва в рамках нацпроекта «Образование» дополнительно получит 389,9 млн. рублей на повышенные зарплаты классным руководителям, 39,4 млн. – на выплаты лучшим учителям, 118 млн. – на поощрение инновационных школ.
Александр СТЕПАНОВ, пресс-секретарь департамента экономической политики и развития г. Москвы
ГОЛОС НАРОДА
ГРАНТЫ – БОМБА ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ
Введение грантов «лучшим из лучших», на мой взгляд, – это бомба замедленного действия. Если «хороший учитель» – это тот, кто дает на выходе высокий результат обучения учащихся, то как быть с учителями, которые работают в классах коррекционно-развивающего обучения, в школах рабочих кварталов, в вечерних школах? Мы заведомо признаём их «плохими учителями», отсекая их от системы грантов. Таким образом, рано или поздно в этих классах и школах останутся действительно не лучшие педагоги, те, кому «не нужно» стремиться к качеству работы по различным причинам. А ведь детям с проблемами в обучении, менее способным, менее мотивированным, необходимы более квалифицированные педагоги.
Моя мама, учитель со стажем 53 года, всю жизнь проработав в одной вечерней школе рабочей молодежи, не имеет никаких современных наград. Тот контингент, который она обучает, «детки» двадцати–тридцати лет, по разным причинам не получившие аттестат даже об основном образовании, никогда не дадут того результата, за который можно получить грант.
Елена ВОРОНИНА
ВСЁ РАЗДЕЛЯТ СРЕДИ «СВОИХ»
Право определять тех, кто достоин грантов, отдано на откуп неким общественным организациям, которые по своей природе никому не подотчетны и ответственности за свои решения ни перед кем не несут. Для распределения премий среди «своих» и за откаты созданы просто идеальные условия: в случае чего местные руководители образования всегда могут сказать, что они ни при чем – так рассудили общественные организации.
Вместо четко прописанных процедур, не допускающего толкований алгоритма действий в нижестоящие инстанции спускается список благих пожеланий в надежде, что там будут действовать из высших побуждений. Но из высших побуждений действуют не все и не всегда.
Возьмем, например, «победы в конкурсах». Скажем, один учитель выиграл конкурс А, а другой – Б. Кто из них более достоин поощрения? Решает чиновник по своему усмотрению. Где гарантии, что не появятся конкурсы «для своих», «коммерческие» конкурсы, банально торгующие грамотами? Если в качестве поощрений будут распределяться значительные средства, то субъективизм и нечеткость в алгоритме распределения неизбежно породят коррупцию, которую потом будет весьма непросто вытравить, поскольку возникнет заинтересованное в сохранении такого порядка лобби. Лучше с самого начала не создавать питательной среды для нее.
СЕМЕНОВ В.Д.
ОТ РЕДАКЦИИ: Сейчас критерии отбора достойных получения грантов – это участие педагогов в профессиональных конкурсах, конференциях, «круглых столах», наличие ученого звания, улучшение результатов учебы в течение последних трех лет и так далее.