"Административной реформе исполнилось два года. Но правительство до сих пор так и не сумело начать эффективно функционировать по новой схеме. А потому попытки что-то поменять в структуре не прекращаются ни на секунду.
Одним из самых “жертвенных” ведомств является Министерство культуры. Министерство должно одновременно заниматься и культурой, и массовыми коммуникациями. А это совсем разные сферы. Ведь сфера массовых коммуникаций — не просто регламентирование работы газет и телеканалов. Это огромная техническая нагрузка. И сложности, возникающие у Соколова в руководстве министерством, и разница в задачах разных “крыльев” нынешнего Минкульта — по сведениям “МК”, перевело в практическую плоскость попытки разделить ведомство. К тому же в ближайшее время России “воленс-неволенс” придется перейти на цифровое телевидение. Стоимость проекта — до 10 млрд. долларов бюджетных денег. Осваивать такие суммы приятно не только в одиночку, но и с вполне вменяемыми деловыми руководителями. По слухам, идеологом попытки раздела Минкульта и создания некоей структуры, занимающейся массовыми коммуникациями под “патронажем” премьера, стал руководитель Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций Борис Боярсков. Г-н Боярсков, добившийся больших звезд на службе еще в КГБ СССР, считается вполне своим для членов питерской команды. Этими связями он и пытается пользоваться. У бывшего главы администрации, а ныне первого вице-премьера Дмитрия Медведева, по данным “МК”, уже прошли совещания по этому вопросу. В таком развитии событий заинтересована не только Федеральная служба, но и Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. В новом органе именно оно будет выполнять главные исполнительские функции. Но хитрость заключается в том, что никто не хочет первым вырыть “томагавк аппаратной войны”. Поэтому Боярсков пытается “списать инициативу” на агентство, а руководство агентства утверждает, что не имеет к процессу отношения. Между тем в создании нового органа, что, впрочем, противоречит уже существующим указам президента, заинтересован широкий круг людей. В частности, на том же совещании у Медведева присутствовал бывший министр печати и информации Михаил Лесин. Лесин по-прежнему пользуется большим авторитетом и возможностями в отрасли и в Федагентстве по массовым коммуникациям. Он, безусловно, является одним из ключевых игроков. По существующим планам в новый орган при премьер-министре войдет не только служба и агентство, пока подчиненные Минкультуре, но и одна из служб, находящаяся в системе Минсвязи. Если план будет реализован, то — как бы это ни называлось — на новом этапе будет воссоздано министерство печати и информации, которое исчезло после админреформы. И в котором бывший министр Лесин наверняка будет иметь сильные позиции. Если эта реорганизация осуществится, косвенно она может ударить и по Федеральному агентству по культуре и кинематографии, которое возглавляет главный оппонент Соколова Михаил Швыдкой. Если из-под Минкультуры будут выведены все другие службы и агентства, никто не сохранит отдельной единицей агентство Швыдкого. И его сольют с министерством. То, что министр Соколов не может руководить отраслью, известно давно. Премьер Фрадков даже вносил на рассмотрение президента объявление Соколову неполного служебного соответствия. Очевидно, по политическим соображениям Путин тогда отказался выносить подобное предупреждение. Очевидно, что только политические соображения заставляют Путина не отказываться от услуг достаточно одиозного управленца, который замешан в целом ряде публичных скандалов. Трудно понять, в чем заключается политическая целесообразность, связанная с сохранением Соколова министром. Ведь приходится идти на все большие жертвы. Даже уже практически готовый национальный проект в области культуры не озвучивается именно потому, что все признают: Соколову нацпроект не потянуть. Но, видимо, президент что-то знает, чего не знают другие. А поэтому даже для спасения ситуации приходится чесать правой рукой за левым ухом. Так уж устроена сейчас система принятия государственных решений. Она делает более простой очередную реорганизацию правительства (как уже говорилось, против всех существующих нынче указов), чем очевидную отставку одного несправившегося чиновника. "