Пока рынок пытается выяснить, что же все-таки имел в виду Красноярский губернатор, акции «Норникеля» продолжают расти
"
На днях губернатор Красноярского края Александр Хлопонин показал себя настоящим хозяином слова: сначала весьма доходчиво и детально рассказал о ходе якобы ведущихся переговоров о слиянии «Норникеля» с «Алросой», чем привел акционеров обеих компаний в шок, а журналистов – в неописуемый восторг. А затем столь же решительно забрал эти слова обратно, заявив, что журналисты, как всегда, не так его поняли.
Краткий демарш Хлопонина вызвал к жизни целый ворох предположений. Казалось бы, красноярский губернатор Хлопонин знает, о чем говорит – ведь он был и руководителем «Норильского Никеля», и губернатором Таймыра, где находятся основные производственные мощности ГМК. К тому же, губернатор не раз и словом, и делом демонстрировал свою лояльность Кремлю. На своем нынешнем посту Александр Хлопонин четко выдерживает линию федеральных властей, исповедует идеологию «Единой России», а на выборах федерального уровня вверенный ему край бьет практически все рекорды по лояльности населения курсу Кремля.
В общем, Хлопонин – человек, как говорится, не просто в теме, но и в круги определенные вхож. А потому к словам его рынок никак не мог остаться равнодушным. Получив из столь авторитетного источника подтверждение одного из самых назойливых и противоречивых слухов последних месяцев, рынок тут же задрал котировки акций «Норникеля», и даже последующее опровержение со стороны Хлопонина не остановило их рост.
Тем не менее, дружное отрицание факта переговоров со стороны и «Норникеля», и «АЛРОСЫ», а впоследствии и самого Хлопонина опять поставили перед журналистами ставший риторическим вопрос: что же произошло?
Первая версия, которая напрашивается сама собой: Хлопонин проговорился. Версия красивая, если не принимать во внимание очевидные факты. Первый - столь опытный политик и бизнесмен едва ли способен делать столь необдуманные заявления. К тому же, слухи о якобы намечающемся взаимном поглощении «АЛРОСЫ» и «Норникеля» гуляют по изданиям аж с осени прошлого года, но, помимо завидной настойчивости безвестных авторов этих публикаций, никаких других свидетельств реальности подобных намерений так и не было представлено. Напротив, слухи о якобы намечавшейся сделке неоднократно опровергли, казалось бы, все, кто только мог, включая ряд федеральных министров. Довольно трудно предположить, что сразу такое количество высокопоставленного народа готовы поставить на кон свою репутацию. Тем более, что для поглощения «Норникеля» алмазной компанией есть трудности непреодолимого характера, включая физическую невозможность «АЛРОСЫ» проглотить такого гиганта, как ГМК.
Версия вторая и более изящная. Хлопонин решил положить конец слухам, избрав для этого весьма необычный способ: подтвердив их. Это можно расценивать как открытое издевательство над авторами слухов (к каковым, в числе прочих, эксперты относят и руководство республики Саха, якобы пытающееся таким образом избежать перевода «АЛРОСЫ» под контроль федералов). В самом деле, если предположить, что кто-то намеренно «пропихивает» в СМИ тему о возможной сделке, то заявление Хлопонина должно совершенно дезориентировать злоумышленников. Действительно - что делать дальше? Ведь уже через день-два после такого «подтверждения» от слуха не останется и следа: дотошные журналисты очень скоро выяснят, что никаких переговоров просто физически не происходило. Однако красноярскому губернатору не удалось выдержать необходимую в таком случае паузу.
Остается только догадываться, что пришлось выслушать красноярскому губернатору не только от менеджмента «АЛРОСЫ» и «Норникеля», но и от федеральных чиновников. Их тоже можно понять: неожиданное заявление губернатора поставило указанных персонажей перед необходимостью оправдываться перед прессой за слова, которые они не произносили, и за дела, которые на деле не планировали. В общем, уже на следующий день Хлопонину пришлось выступить с публичным заявлением о том, что его слова неправильно истолковали.
Наконец, третья версия – цинично-прагматичная. Хлопонин решил показать акционерам «Норникеля», как можно зарабатывать даже на негативных слухах. Едва ли столь опытный бизнесмен и политик, как Александр Хлопонин не понимал, что его слова вызовут скачок рыночных котировок акций ГМК. Что, собственно, и произошло, и чем не преминули воспользоваться биржевые спекулянты, проигнорировавшие последующее отречение Хлопонина от собственных слов. Оказавшихся – вольно или невольно – поистине «золотыми» для «Норильского никеля».