Смена руководства «Автоваза» может обернуться непредсказуемыми последствиями и для самого предприятия, и для автопрома в целом
"В конце 2005 года произошла смена совета директоров «Автоваза». Руководящий орган предприятия взяли под контроль чиновники «Рособороноэкспорта» и «Внешторгбанка». Казалось бы, приход государственных мужей должен был положительно сказаться на ситуации в автопроме. Ведь много лет автомобилестроители пытались обратить на себя внимание государства. Казалось бы – свершилось. Однако рынок отреагировал крайне пессимистично. Котировки акций завода, как сообщил «Коммерсант», упали на 15%. Похоже, передел собственности может обернуться непредсказуемыми последствиями не только для «Автоваза», но и для всего российского автопрома.
ФГУП «Рособоронэкспорт» является полноценным экономическим субъектом. Годовой оборот структуры, контролирующей более 80% российского экспорта вооружений, составляет 5 млрд. долл. И еще 12 млрд. долл. – сумма контрактов, которые должны быть выполнены в ближайшие годы. Поэтому чиновники ФГУП с полным правом могут быть названы субъектами экономических отношений. Однако стиль экономического поведения военных бизнесменов остается стилем «militari». Возможно, поэтому приход чиновников «Рособороноэкспорта» на «Автоваз» походил больше на боевые действия при активной поддержке милицейских подразделений, о чем писал «Коммерсант».
Атака на «Автоваз» началась в конце 2005 года. В октябре неожиданно подал в отставку генеральный директор «Автоваза» Владимир Каданников. Его отставка произвела эффект разорвавшейся бомбы. Эксперты сразу же заговорили о готовящемся переделе собственности.
Вскоре появились и основания предполагать, с кем воюют военные бизнесмены. В середине декабря, писал «Коммерсант», прошли обыски в московском офисе группы компаний СОК, которая фактически контролирует предприятие через систему поставки запчастей, сбыт автомобилей и лояльный менеджмент.
Агентство «Регнум» со ссылкой на самарскую газету «Время» сообщало, что на «Автовазе» в течение месяца работала специальная комиссия из Нижнего Новгорода, в которую входили сотрудники силовых структур и представители администрации Приволжского федерального округа. А по данным «Коммерсанта», присутствие силовиков на заводе было усилено 140 милиционерами – приехавшие из регионов стражи порядка взяли под контроль проходные и КПП «Автоваза», а также здание заводоуправления. Такого ужесточения мер безопасности на «Автовазе» не было восемь лет, с момента проведения милицейской операции «Циклон», пишет издание.
22 декабря в милицейском оцеплении состоялось собрание акционеров ОАО «Автоваз». На то, чтобы сменить совет директоров, потребовалось 140 милиционеров-гастарбайтеров и около 30 минут. За отставку прежнего совета директоров проголосовало 99% акционеров.
В новый совет директоров вошли три представителя «Внешторгбанка», два представителя ФГУП «Рособоронэкспорт», глава Федерального агентства по промышленности (Роспром). Председателем совета директоров избран заместитель генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт» Владимир Артяков, генеральным директором – глава департамента «Рособоронэкспорта» Игорь Есиповский.
Но самое интересное стало известно после собрания акционеров. Как передало агентство «Регнум», на пресс-конференции руководитель Роспрома Борис Алешин сообщил, что государство не планировало покупку акций предприятия, а новый председатель совета директоров ОАО «Автоваз» Владимир Артяков сказал о том, что «Рособоронэкспорт» и государство не выступали в роли покупателя, а «делегировали менеджмент для развития «Автоваза». «Рособоронэкспорт» занимается маркетингом российского вооружения за границей, но в производственных проектах менеджеры холдинга непосредственного участия не принимают.
Создалась странная ситуация, когда акционеры предприятия не управляют им. Более того, акционеры, а по сути владельцы, почему-то предпочли отдать контроль людям, не имеющим опыта управления автомобильным предприятием. Эксперты сразу же задались вопросом, что заставило владельцев акций «Автоваза» принять практически единогласно, мягко говоря, столь нелогичное решение? И главное – как государство может контролировать предприятие, если не имеет части акционерного капитала?
Вопросов стало еще больше, когда господин Алешин, возглавивший Совет по стратегии автозавода, презентовал программу по поддержке российского автопрома, на реализацию которой требуется 5 млрд. долл. бюджетных денег, а в Минпромэнерго выразили недоумение по поводу инициатив господина Алешина, о чем написал «Коммерсант». По той же информации, в министерстве сообщили, что ныне действующую программу развития отечественного автопрома, очередной этап которой был одобрен правительством в мае, никто не менял.
А как писало агентство «Регнум», «министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко не знает, что инициатива изменений в руководстве «Автоваза» принадлежит государственным органам власти». 14 декабря в рамках правительственного часа в Госдуме, отвечая на вопрос о целях вмешательства государства в управление компанией, он заявил, что не знает, зачем это нужно государству, которое не участвует в капитале «Автоваза».
«Автоваз» уже переживал переделы собственности. Каждый раз это было серьезным испытанием и для автомобильной промышленности в целом. Силовые акции не могли не сказаться на работе завода. Потребовалось несколько лет, чтобы нормализовать работу предприятия. В 2005 году группа компаний СОК избавилась от части непрофильных активов и заявила о намерении сосредоточиться на автомобилестроении. В том числе благодаря компании СОК в ВАЗе сложилась стабильная ситуация с поставками и реализацией продукции. Прибыльность работы предприятия повысилась после создания совместного предприятия с компанией «General Motors» и началом выпуска марки «Нива–Шевроле». На конец декабря на «Автовазе» была выстроена стабильная система поставок комплектующих, сформировалась управленческая команда.
Смена менеджмента наверняка повлечет и смену системы поставок и сбыта. Налаживание новой системы может отнять годы. За это время мировой автомобильный рынок уйдет на несколько лет вперед. А российский автопром откатится на несколько лет назад. Как горько шутят на заводе, контроль чиновников в погонах может превратиться для предприятия в «контрольный выстрел». И даже вмешательство государства не спасет российское автомобилестроение, когда спасать будет уже некого."