"Между тем атмосфера вокруг Гонгадзе и его интернет-издания продолжала сгущаться. 5 сентября "Украинская правда" перепечатала с российского интернет-сайта FLB статью украинского журналиста Олега Ельцова, "пригвоздившую" влиятельного бизнесмена, депутата Верховной рады Александра Волкова. Это сделала Алена Притула."
""Вот уж пятнадцать лет как на необъятном постсоветском пространстве играют в жестокие игры, где причудливо смешались политика, экономика, бизнес и криминал. Долго главным полем битв была Россия. После похищения и убийства украинского журналиста Георгия Гонгадзе полем большой "оранжевой игры" стала Украина, а ее "метастазы" расползлись по СНГ и странам Балтии, где отличившиеся в ней влиятельные персоны ищут новые игровые поля. Кто и что за этим стоит? Попробуем разобраться на опыте Украины. Он полезен и поучителен, ибо предельно емко раскрывает природу процесса и его творцов. Опасное предприятие
Убийство Георгия Гонгадзе стало для Виктора Ющенко отправным пунктом большой "оранжевой игры".
2 ноября 2000 года в Таращанском лесу в 120 километрах от Киева был обнаружен в неглубокой могиле обезглавленный труп исчезнувшего поздним вечером 16 сентября журналиста Георгия Гонгадзе - руководителя интернет-проекта "Украинская правда", запущенного в марте 2000 года при поддержке бывшего шефа КГБ и СБУ Украины, секретаря Совета национальной безопасности и обороны Евгения Марчука. Издание публиковало статьи на украинскую тематику из иностранных (в основном российских) масс-медиа, а также статьи украинских журналистов, пропущенные через эти СМИ.
Гонгадзе был человеком осторожным и толерантным к власти, от которой зависел. Но люди, с которыми он работал, не раз подставляли его. Этим отличалась главный редактор издания Алена Притула, бывшая не только деловым партнером Гонгадзе. Вечером в канун похищения он находился у нее, пил кофе и принимал ванну, а выйдя примерно в 22.15 из ее квартиры, по пути домой исчез. Опубликованный Притулой колкий материал поссорил Гонгадзе с Марчуком, а памфлеты про родственников и окружение Леонида Кучмы настроили против Гонгадзе украинского президента.
Летом 2000 года "проблема Гонгадзе" несколько раз обсуждалась в кабинете Леонида Кучмы, который внушал министру внутренних дел Юрию Кравченко, что Гонгадзе "просто оборзел", и предлагал рецепты избавления от него: "Депортировать его, б..., в Грузию и выкинуть там на х..., чтоб чеченцы его украли... А потом выкуп". Или: "Отвезти его, раздеть, б..., без штанов оставить, пусть сидит". На что Кравченко отвечал: "Мы обстановочку изучаем: где он ходит, как ходит. Там у нас на связи сидит... У меня сейчас команда боевая, такие орлы, все, что хочешь, сделают".
Гонгадзе обнаружил за собой слежку и 14 июля опубликовал открытое письмо генеральному прокурору Украины Михаилу Потэбенько. "Автохвосты" вмиг исчезли. Но перед этим кто-то сообщил журналисту о грозящей ему опасности, ссылаясь на разговоры в кабинете Кучмы, и дал прослушать фрагменты записей. Как позже выяснилось, человеком, который тайно записывал "застольные разговоры" Леонида Кучмы и предупредил Гонгадзе, был майор Службы государственной охраны Николай Мельниченко.
Ушлый майор
По одной из версий, майор Н.Мельниченко собирал компромат на Кучму по заданию Березовского.
По словам сослуживцев Мельниченко, до августа 2000 года за ним не замечалось ничего подозрительного. Скромный, застенчивый человек. Правда, увлекался играми с диктофоном и пару раз приносил начальству тайно записанные разговоры своих коллег. Но в начале августа 2000-го, когда Мельниченко вернулся из отпуска в Крыму, он заметно переменился и "забурел". Обзавелся дорогим сотовым телефоном, зарегистрированным по анонимной карте, а однажды поразил коллег толстой пачкой 100-долларовых купюр.
Появились и странности в работе. В обязанности майора Мельниченко входило техническое обследование кабинета президента Украины на предмет обнаружения там "средств несанкционированного доступа". В таком обследовании участвуют четыре специалиста включая сотрудника службы технической информации, каковым являлся Мельниченко, сканировавший кабинет. Поэтому иногда он задерживался там дольше других. Но с августа 2000-го стал задерживаться чаще и несколько раз просил коллег поменяться с ним сменами, на что обратили внимание.
Очевидно, Мельниченко менял источник питания, или чип, или место установки потайного цифрового диктофона, на который (по его словам) с ноября 1999 года он "писал" разговоры президента Украины. Мельниченко не раз заверял, что делал это "исключительно из чувства долга перед своим народом", желая "задокументировать преступления режима Кучмы". Но позже выяснилось, что поначалу он работал на Бориса Березовского, который "посильно участвовал" в предвыборной кампании Кучмы в 1999 году и "на всякий случай" собирал на него компромат. Хотя лично с ним Мельниченко не контактировал и мог не знать, на кого работает.
Но вскоре Мельниченко понял, какая бесценная информация катит ему в руки, и начал свою игру, в которую в начале июля 2000 года посвятил Гонгадзе, видимо, желая получить через него канал "слива" информации в общество. Гонгадзе поделился секретом с Аленой Притулой - и сокровенная тайна стала известна определенному кругу лиц. И когда Мельниченко отправился в отпуск в Крым, некие лица провели с ним соответствующую работу.
Вот что поведал американский (бывший советский) историк Юрий Фельштинский - близкий к Березовскому человек, работавший с Мельниченко: "Существовал определенного рода проект, смысл которого состоял в сборе компрометирующего материала против Кучмы. Люди, стоявшие во главе проекта, которых Мельниченко по сей день не может (либо не хочет) назвать, обещали ему, что, дескать, совсем скоро он опять вернется в Киев - в новом звании, на новую должность". Очевидно, во время отпуска Мельниченко завербовали (из сказанного ниже поймете, кто), так что в Киев ушлый майор вернулся в иной ипостаси.
Мутная волна
Главными заказчиками убийства журналиста называют Леонида Кучму (слева) и его серого кардинала Александра Волкова.
Между тем атмосфера вокруг Гонгадзе и его интернет-издания продолжала сгущаться. 5 сентября "Украинская правда" перепечатала с российского интернет-сайта FLB статью украинского журналиста Олега Ельцова, "пригвоздившую" влиятельного бизнесмена, депутата Верховной рады Александра Волкова. Это сделала Алена Притула. Публикация рассорила Гонгадзе с Волковым, с которым он только что наладил неформальные отношения. После выхода статьи люди Волкова не пустили Гонгадзе на организованный депутатом Волковым пресс-коктейль. В ответ Гонгадзе обозвал в "Украинской правде" пана депутата "совком".
Налицо был публичный конфликт, который можно было при желании "раскрутить". Он налагался на конфликт журналиста и его издания с высшей властью. К тому же Гонгадзе был помощником оппозиционного депутата Верховной рады и лицом, посвященным в тайну "президентских пленок", и потому являл собой идеального кандидата в жертвы для развертывания мощной атаки на кого угодно. И такая атака была развернута.
В первые недели после исчезновения Гонгадзе и обнаружения в Таращанском лесу его обезглавленного трупа в украинских масс-медиа муссировалось мнение, что за этим преступлением стоит Александр Волков. Начала накат Алена Притула, связавшая уже утром 17 сентября пропажу Гонгадзе с антиволковскими публикациями в "Украинской правде". Эту тему подхватили другие СМИ. Раздавались анонимные звонки в посольство Грузии в Киеве, где звонившие называли Волкова заказчиком убийства Гонгадзе. Но кто он такой и зачем "погнали" антиволковскую волну?
Теневой лейб-олигарх
Вездесущий Борис Березовский все знал о планах украинского президента и его ближайшего окружения.
Александр Михайлович Волков родился в Киеве 30 апреля 1948 года в простой рабочей семье. Его отец был Героем Советского Союза, ветераном Отечественной войны. Трудовую деятельность Саша Волков начал в 16 лет, работая слесарем-ремонтником. Вернувшись из армии, окончил Киевский торгово-экономический институт и работал в системе торговли украинского агропрома.
Успехам Волкова способствовали два обстоятельства. Он родился и вырос на "Сталинке" - в криминальном районе Киева, где его "учителем жизни" и потом партнером был Кисель (Владимир Кисель) - лидер одного из первых на Украине влиятельных криминальных сообществ, имевший пять судимостей за тяжкие преступления, а ныне ставший депутатом Московского райсовета Киева. А 16 марта 1970 года Волков дал подписку о вербовке его агентом под псевдонимом Михайлов оперуполномоченному Уголовного розыска Киева (личное дело N270400, регистрационный N20-190). Двойная "крыша" позволяла ему уже в советские времена зарабатывать большие деньги.
В 1989 году Волков создал производственный кооператив Декор, а в 1991-м - производственно-коммерческое предприятие ВГВ и производственное объединение ВАМ, занимавшиеся поставками предприятиям агропрома топлива, запчастей, а также переработкой сельхозпродукции. В 1992 году он основал телерадиокомпанию Гравис, был принят в правление украинского Союза промышленников и предпринимателей и приглашен в совет при премьер-министре Украины Леониде Кучме, что открыло перед ним международные перспективы.
Партнером Волкова стал глава швейцарско-канадской компании Сеабеко, бывший директор вильнюсской текстильной фабрики Борис Берштейн, с которым в 1990 году главный финансист КПСС Николай Кручина и полковник КГБ Леонид Веселовский создали первую транснациональную корпорацию по вывозу и отмыванию "золота партии". Потом Берштейн, работая с правительствами России, Украины, Молдовы и республик Средней Азии, занимался махинациями с золотом, драгоценными камнями и цветными металлами. Крупно погорел и убрался из СНГ, "зацепившись" лишь в Молдове и на Украине, где с ним работал Волков, поставлявший дешевый донбасский уголь в Молдавию.
В 1994 году Волков вместе с Берштейном финансировал предвыборную кампанию Леонида Кучмы, а после его победы был назначен советником президента Украины по внешнеэкономическим вопросам и развернул бурную деятельность. Волков создал с бельгийскими автодилерами Марком ван Дале и Патриком Схерусом компанию VDS Trading, через которую начался вывоз с Украины крупных сумм денег, оседавших в банках Бельгии, Германии, Латвии, Люксембурга, Швейцарии, Франции, США, а также в созданных Волковым на Сейшельских и Багамских островах, Джерси и Маврикии офшорах.
Волков заимел дорогую недвижимость на юге Франции и роскошные авто (включая Bentley Azure), а на Карибских островах на его имя был зарегистрирован самолет Ту-134. Выросло его политическое влияние. В октябре 1998 года он был избран от Черниговской области в Верховную раду, где создал группу "Возрождение регионов", а затем партию "Демократический союз". В 1999 году Волков "двинул" Кучму на второй президентский срок, создав ему имидж "нового старого президента", взял покровительство над дочерью Кучмы Еленой Франчук и, имея неограниченное влияние на главу государства, стал "кроить" под себя политическое и экономическое устройство страны. А противникам он сказал: "Я не завидую тем, для кого Волков - проблема. В жизни таких людей всегда есть место подвигу, но другим лучше держаться подальше от этого места".
На Украине были люди богаче Волкова, но по влиятельности с ним мог сравниться только второй зять президента Виктор Пинчук. Однако в силу характера и прочих качеств именно Волков в годы правления Леонида Кучмы был главным олигархом и серым кардиналом Украины. Его возможности были необычайно велики.
"Волковчья стая"
Зловещую роль в судьбе Гонгадзе сыграла редактор "Украинской правды" Алена Притула (справа).
Креатурами Волкова были все премьер-министры Украины после Павла Лазаренко включая Ефима Звягильского, Валерия Пустовойтенко и Виктора Ющенко. Ну а те, кто с ним не ладил (как вице-премьер Юлия Тимошенко из клана П.Лазаренко), дорого за это платили. Его креатурами были три главы Службы безопасности Украины - Владимир Радченко, Леонид Деркач и Евгений Марчук, потом возглавивший Совет по национальной безопасности и обороне, а также Виктор Медведчук - бывший вице-спикер "кучмовского" парламента и глава президентской администрации. Волков курировал работу двух государственных телеканалов, а также частного телеканала "Интер", потом отошедшего к владельцу киевского "Динамо" Григорию Суркису - "птенцу" волковского гнезда.
Близкими деловыми партнерами Волкова являются:
- медиамагнат Вадим Рабинович, который вместе с Волковым и Рональдом Лаудером (наследником одноименной парфюмерной империи, шурином Беньямина Нетаньяху) создал популярный украинский телеканал "1+1";
- крупный бизнесмен в сферах авиации и торговли оружием Владимир Сивкович;
- Игорь Шаров, Игорь Бакай и другие руководители компании Нафтогаз Украины и связанных с ней структур. Украинские газовые короли, нажившие огромные состояния на реэкспорте дешевого газа. Эти люди были ярыми противниками перехода в расчетах на рыночные цены и спровоцировали недавний конфликт с Газпромом;
- Анна Антоньева - водочная королева Украины (объединение Артемида). Ну а главными закордонными партнерами Александра Волкова с середины 1990-х являются известный "авторитет" Семен Могилевич и Борис Березовский. В 1997 году эта троица замыслила поставить под контроль весь экспорт российского и среднеазиатского газа в Европу через Интергаз - дочернюю компанию Нафтогаза Украины, и зарегистрированную в Венгрии компанию Могилевича Eural Trans Gas KFT. Для этого намечался ввод Березовского в совет директоров Газпрома. Премьер-министр Виктор Черномырдин подписал соответствующее решение, но его отставка в марте 1998 года помешала тому.
Учитывая все это, можно утверждать, что атаку на Волкова в связи с "делом Гонгадзе" затеяла группа лиц с очень серьезными финансовыми и политическими амбициями. Спонсором антиволковской информационной войны украинские газеты называли Юлию Тимошенко. Но одна на такую "корриду" она не решилась бы. За ней стояли крупные фигуры украинского бизнеса. На Украине назревала олигархическая война за передел денег, собственности и власти с неизбежным втягиванием России, повод к которой дало зверское убийство Гонгадзе. Но неожиданно ситуация круто переменилась.
"Кидок" по-киевски
20 января 2000 года газета Financial Times выступила с сенсационной статьей о "менеджере и советнике президента Кучмы" Александре Волкове, против которого полиция Бельгии вела расследование в связи с обвинениями в отмывании грязных денег, связях с преступным миром и хищении предоставлявшихся Украине кредитов МВФ, о чем бельгийские газеты писали еще в 1997 году.
29 января заместитель главы МВФ Стенли Фишер на Всемирном экономическом форуме в Давосе подтвердил факт нецелевого использования украинской властью средств Фонда. При этом и Financial Times, и Фишер ссылались на показания арестованного в США бывшего премьер-министра Украины Павла Лазаренко, который сказал, что "сотни миллионов долларов кредитных средств МВФ были переведены на иностранные счета близких к Кучме людей". Лазаренко также сообщил, что 613 млн. долларов из средств МВФ в декабре 1997 года были вложены Национальным банком Украины в спекулятивные облигации правительства под 66% годовых. А "наваренные" на этом около 200 млн. долларов были переведены в бельгийские, швейцарские, американские, латвийские и иные банки на счета людей, близких к Кучме.
Администрация Билла Клинтона и руководство МВФ потребовали от президента Украины избавиться от А.Волкова и еще двух человек, виновных в хищении кредитов. Сделано это было конфиденциально в декабре 1999 года, во время визита в США переизбранного на 2-й президентский срок Л.Кучмы. В противном случае Украине грозили отказать в займах. В Вашингтоне были уверены, что Кучма подчинится, ведь Украина была третьим в мире (после Израиля и Египта) получателем американской финансовой помощи. Но случилось невероятное. Ни доверительные просьбы, ни публичный нажим не подействовали на Кучму. Он отказался от щедрой западной помощи, но оставил Волкова при себе, да еще развернулся лицом к Москве!
Такого "кидка" от него не ждали. Запад буквально оторопел. В сентябре 2000 года проблема нецелевого использования Украиной международных кредитов обсуждалась на заседании руководства МВФ. Киев вынудили вернуть Фонду уцелевшие 100 млн. долларов, а Кучму пригрозили сделать персоной нон грата. Лишь после этого он формально отдалил от себя Волкова и его коллег, но по сути все осталось по-прежнему."
(Продолжение следует.)"
19.01.2006
Александр МОСЯКИН Бизнес & Балтия (Рига).- 17.01.2006