Секретарем совбеза Чечни стал командующий ВВС Джохара Дудаева
"Новым секретарем совета безопасности Чечни вместо погибшего 11 декабря прошлого года Рудника Дудаева стал Хайруди Висенгериев. В последнее время г-н Висенгериев работал помощником первого вице-премьера Чечни, ныне временно исполняющего обязанности премьер-министра Рамзана Кадырова.
Это, впрочем, далеко не первая высокая должность, которую он занимал в чеченском руководстве. В 1992 году кадровый советский офицер Висенгериев был назначен Джохаром Дудаевым командиром 1-й эскадрильи ВВС Чечни (наименование «Ичкерия» у сепаратистов появилось несколько позже).
В разгар первой чеченской войны в России были опубликованы данные так называемой госкомиссии Чечни по приему вооружений и техники после первого вывода российских войск из республики в 1992 году. В документах госкомиссии содержались впечатляющие цифры, отличающиеся от тех, что официально признал Генштаб. По ее данным, на двух военных авиабазах -- в Калиновской и в Ханкале -- остались два вертолета и более 250 самолетов, подавляющее большинство которых были учебными. Из этого фактически брошенного имущества и была сформирована 1-я эскадрилья сепаратистской авиации. Президент Дудаев, сам в прошлом генерал советской авиации, питал особые чувства к этому роду войск. Руководство ВВС республики он доверил выпускнику высшего военного училища в Ейске, тогда 39-летнему летчику-испытателю первого класса майору Хайруди Висенгериеву.
Когда началась первая чеченская война, самолеты сепаратистов так и не смогли подняться в воздух. Ко времени второго вывода войск из республики после подписания Хасавюртовских соглашений российское руководство все же решило учесть прежние ошибки и впредь не оставлять там авиации. Однако г-н Висенгериев без работы не остался: в Чечне по-прежнему существовал повышенный спрос на людей с основательным образованием, тем более с военным. По некоторым данным, Хайруди Висенгериев занимал в 2003 году высокую командную должность в штабе батальона «Восток», созданного на основе роты спецназначения комендатуры Чечни из чеченцев, имеющих опыт боевых действий, но решивших вступить во вторую войну на стороне России. «Восток», которым командует бывший генерал армии Ичкерии, а ныне Герой России Сулим Ямадаев, в тот период подчинялся напрямую Генштабу и лишь позднее был переподчинен командованию 42-й дивизии Минобороны. В последнее время бывший летчик работал в чеченском правительстве, занимаясь вопросами, опять-таки связанными с силовыми структурами. Например, курировал межведомственную комиссию по борьбе с наркотиками.
В совбез он пришел на смену Руднику Дудаеву, у которого за плечами тоже богатая советская биография: свою службу он начинал в КГБ Узбекистана. В 2000 году он оказался на вполне гражданской должности председателя Совета СНГ по связям с мусульманами в странах дальнего зарубежья, откуда перешел в тогда еще временную администрацию Ахмата Кадырова в качестве заместителя последнего. У Рудника Дудаева были достаточно доверительные отношения с Кадыровым-старшим, хотя некоторые аналитики считали бывшего чекиста кем-то вроде «государева ока» в Грозном. Во всяком случае он никогда не относился к тем, кого принято считать «кланом Кадырова». Должность секретаря совбеза в большой степени изначально была символической, но в то же время требовала от замещающего ее человека точного знания всей системы работы силовых структур -- как республиканских, так и федеральных.
Республиканские силовые структуры после гибели Ахмата Кадырова были отданы под контроль его сына, назначенного первым вице-премьером. Терпеть других, даже символических, начальников рядом с собой Рамзан Кадыров явно не склонен. Тем более что Рудник Дудаев демонстрировал свое недовольство злоупотреблениями республиканских властей. Внезапная смерть секретаря совбеза, которая, по рабочей версии следствия, стала следствием пожара в его жилище и отравления угарным газом, дала было возможность рассчитывать на появление в совбезе человека, более лояльного по отношению к нынешнему грозненскому режиму. Однако не факт, что бывший главком ичкерийских ВВС окажется именно таким человеком -- даже после многих месяцев работы в аппарате г-на Кадырова-младшего."