Дети политиков входят в российскую власть через широко распахнутые двери
" Основоположник учения о наследственности Грегор Мендель провел скрещивание сортов гороха с семенами зеленого и желтого цвета. У потомков первого поколения от скрещивания все семена получились зелеными. Такое проявление признака, когда наблюдается преимущественно один из вариантов, Мендель назвал доминантным. Этот экспериментальный результат впоследствии нарекли законом единообразия гибридов первого поколения. Если бы Мендель знал, какое блестящее подтверждение получит его теория при испытании на детях российской политической элиты!
Высший пилотаж
В последние годы выяснилось, что дети российских политиков обладают явными наследственными способностями в сфере бизнеса и политики. Именно на этом поприще они в силу своего незаурядного таланта сразу же добиваются неординарных успехов. Очередным подтверждением этой тенденции стало недавнее известие, что Нижегородское региональное отделение «Единой России» может возглавить сын экс-полпреда президента в ПФО, а ныне главы «Росатома» Сергея Кириенко – 22-летний Владимир Кириенко. До этого сын президентского полпреда, студент Высшей школы экономики в Москве, был членом совета директоров нижегородского комбанка «Гарантия». Судя по всему, переход из бизнеса в политику для него – шаг верный и вполне оправданный. Можно не сомневаться, что в 2007 г. Кириенко-младший без труда получит удостоверение депутата Госдумы. Свидетельство тому – статистика.
Лучшим полигоном для демонстрации свойств доминантной политической жилки зарекомендовал себя Совет Федерации. Уже два года заседает здесь племянник экс-депутата Госдумы и экс-кандидата в президенты РФ Владимира Брынцалова Игорь. В Совфеде он занимается, в частности, аптечными проблемами. Поскольку Брынцалов-старший является фармацевтическим магнатом, можно сказать, что племянник с дядей вполне вписались в теорию Грегора Менделя. Сохранил преемственность во власти и экс-министр природных ресурсов Виталий Артюхов, с которого во многом началось «дело ЮКОСа». Его сын Вадим тоже заседает в Совфеде – от Волгоградской облдумы. А сенатор Николай Рыжков (бывший советский премьер и экс-депутат Госдумы) свое влияние в верхней палате парламента передал по наследству зятю – Борису Гутину. Тот еще недавно работал зампредом Государственного таможенного комитета, а теперь представляет Ямало-Ненецкий автономный округ.
Лучше всех обустроил жизнь своей дочери Марины Рогачевой орловский губернатор Егор Строев. Школьная учительница за восемь лет работы во главе постпредства области в Москве превратилась в видного политика и предпринимателя. Став сенатором, на заседаниях она, по слухам, активности не проявляет, в основном изучает собственный маникюр. До недавнего времени Рогачева работала коммерческим директором фирмы «Экострой-Орел», которая осуществляет масштабный проект по реконструкции исторического центра Орла. В прошлом году она, например, получила областной заказ на возведение в городе роскошного ледового дворца.
Фальстарт на влете
Жанна Немцова Москву не покорила
Стартовой площадкой для выхода на высокую политическую орбиту в этом году чуть было не стали довыборы в Госдуму. Начинающие «политики» с известными фамилиями двинулись сюда буквально колоннами. 21-летняя Жанна Немцова, дочь советника президента Украины Бориса Немцова, шла кандидатом от СПС по Шереметьевскому округу, но заняла только третье место. КПРФ на выборах в столичный парламент выдвинула по Центральному округу 47-летнюю Елену Лукьянову (дочь бывшего спикера ВС СССР Анатолия Лукьянова). Но и она не сумела снискать доверия электората. Дочь «отца всех реформ» Егора Гайдара Мария была зарегистрирована кандидатом в депутаты Госдумы на довыборах в 201-м округе Москвы, но сняла свою кандидатуру по просьбе господ демократов, чтобы не конкурировать с известным сатириком Виктором Шендеровичем. Но Шендеровичу, несмотря на креативный и агрессивный самопиар, удача также не улыбнулась. За компанию с ними в том же 201-м округе баллотировался сын депутата Госдумы Геннадия Гудкова Дмитрий. Но и он тоже не смог победить.
Но довольно о грустном. К прочим детям российского политического бомонда судьба оказалась куда как добрее. Так, сын покойного президента Чечни Ахмата Кадырова Рамзан уже утвержден республиканским отделением «Единой России» в качестве председателя местного исполкома партии. Это прямая дорога в Госдуму в 2007 г. Если, конечно, до этого Рамзан вдруг не решит стать президентом Чечни.
Прекрасную карьеру сделали себе дети российского премьера Михаила Фрадкова. Его младший сын – 23-летний выпускник Дипакадемии Павел в этом году поступил на работу в департамент общеевропейского сотрудничества МИД РФ на должность третьего секретаря. Этот департамент, отвечающий за связи со странами G8 и Евросоюзом, – одно из престижнейших в МИД мест. Старший сын премьера, Петр, оставив пост заместителя представителя Внешэкономбанка в США, в июле прошлого года стал заместителем гендиректора Дальневосточного морского пароходства. Выпускник МГИМО, он может похвастать знанием трех иностранных языков, но его представления о транспорте неотчетливы. Однако, по-видимому, это никакой особой роли не играет – Петр руководит Дальневосточным пароходством из Москвы.
Жаль, что Михаил Фрадков по-отцовски не организовал им протекции при трудоустройстве – ведь именно сыну старший Фрадков обязан своей политической карьерой. В 1995 г., навещая Павла в Санкт-Петербургском суворовском училище, Михаил Фрадков познакомился с Владимиром Путиным.
Столь же независим от протекции матери и сын губернатора Петербурга Валентины Матвиенко – Сергей. Накануне своего 30-летия, когда его мама еще работала полпредом президента в СЗФО, руководство банка «Санкт-Петербургский» пригласило парня дать экспертную оценку состояния своих IT-систем. Заключения Сергея настолько понравились банкирам, что он со своей командой немедленно был приглашен в банк в качестве советника председателя правления, а вскоре занял пост директора по информационным технологиям. Когда же мама Матвиенко стала губернатором Питера, Сергея пригласили на должность вице-президента Внешторгбанка, и ему пришлось работать в Москве. Однако Северную столицу он своим вниманием не оставил и вскоре за 38 млн долл. выкупил 37,5% акций банкирского дома «Санкт-Петербург». До этого у Сергея был лишь миноритарный пакет – 6,42%. Эксперты полагают, что приобретение было сделано с целью создания в Северной Пальмире муниципального банка наподобие Банка Москвы.
Петербург – город небольшой, в силу этого он отличается небывало тесными родственными связями. Вдобавок это единственное место в России, где законодательная, исполнительная и партийная власти породнились. Так, вице-губернатор Петербурга, председатель комитета по строительству Александр Вахмистров стал крестным отцом недавно родившегося сына лидера питерских «медведей», спикера заксобрания Вадима Тюльпанова. А крестной матерью ребенка стала Валентина Матвиенко.
Наследие Цезаря
Сергей Матвиенко - банкир и программист
Раньше считалось, что мужчина, умеющий одновременно делать три дела, – это Гай Юлий Цезарь или Наполеон Бонапарт. Потомки сегодняшней российской элиты обладают подобными способностями поголовно. Так, сын президента Башкортостана Муртазы Рахимова, 44-летний Урал, трудится ведущим топ-менеджером республиканского ТЭК и лично контролирует фирму «Башкирский капитал». В конце прошлого года появилась информация, что Урал возглавил компанию ООО «Газпромпереработка», заодно он возглавляет советы директоров «Башнефти», «Башнефтехима» и «Башкирэнерго», обладая, по оценкам журнала «Финанс», состоянием в 470 млн долл. Естественно, что Урал также является депутатом Госсобрания республики от «Единой России».
42-летний сын президента Татарстана Айрат Шаймиев занимает пост гендиректора ОАО «Дорожный сервис РТ». Его младший брат, 40-летний Радик, архитектор по образованию, возглавляет внешнеторговую фирму СП «ООО НИРА – Экспорт» и одновременно является главным советником гендиректора ОАО «ТАИФ» («Татаро-американские инвестиции и финансы») – многоотраслевого холдинга, взявшего под контроль основные финансовые потоки «Татнефти». Кроме того, он входит в совет директоров «Татнефти». Племянник Шаймиева-старшего Ильшат Фардиев – гендиректор акционерного общества «Татэнерго». Кроме того, он мэр Альметьевска – столицы татарских нефтяников. И еще его прочат в преемники президента Татарстана.
Сын самарского губернатора, 30-летний Алексей Титов, является председателем совета директоров местного банка «Солидарность». По оценке журнала «Финанс», состояние Алексея Титова – 1,7 млрд руб. Правда, когда Константин Алексеевич баллотировался на пост президента РФ в 2000 г., в его декларации было указано, что доходы Алексея за 1998–1999 гг. составили всего 25 678 339 руб. Зато сын губернатора имел вклад в «Газбанке», участвовал в уставном капитале АКБ «Газбанк», ООО «Сампласт», ООО «Трансинвест» и ЗАО «СМАРТС». Сейчас, если верить «Финансу», основной актив Алексея Титова приходится на акции «СМАРТСа», занимающегося технологиями мобильной и сотовой связи. Источник состояния Алексея до сих пор представляет загадку. Но ни одна предвзятая личность из прокуратуры так и не сумела доказать, что на нем замыкается ряд изящных, хотя и не совсем законных финансовых схем.
Вот и в этом году в возглавляемом Титовым-младшим банке «Солидарность» в середине года был отмечен значительный рост активов. По словам одного из самарских банкиров, этот процесс связан с возвращением на обслуживание в это кредитное учреждение предприятий, которые вывели свои средства во время назначения нового губернатора Самарской области. После утверждения Константина Титова губернатором региональные коммерческие структуры возобновили сотрудничество с банком.
Три Иванова и два Волошина
В январе на должность вице-президента Газпромбанка, главного финансового центра «Газпрома», был назначен 24-летний сын министра обороны РФ Сергей Иванов. Выпускник МГИМО, до этого он успел поработать в «Госинкоре», которым всерьез занялась Генпрокуратура РФ, затем два года совмещал должность главного эксперта по международным проектам «Газпрома» с должностью помощника председателя правления Газпромбанка. Ныне в качестве вице-президента этой структуры Сергей Иванов курирует «вопросы стандартизации международной деятельности».
Старший сын министра обороны России, 28-летний Александр Иванов, будучи за рулем, сбил насмерть пенсионерку. По факту гибели следователем УВД Западного округа столицы было возбуждено уголовное дело, которое спустя полгода закрыли за отсутствием в действиях Иванова-сына состава преступления. По информации «ПЖ», после этого отец отослал Александра послужить в армию. До этого ни Иванов-министр, ни его дети там не служили. Возможно, тем самым в семье было положено начало новой традиции – Родину защищать.
29-летний Илья Волошин, сын экс-главы кремлевской администрации, а ныне председателя совета директоров РАО «ЕЭС» Александра Волошина, работает вице-президентом Конверсбанка. Должность он получил случайно: пришел за кредитом в некий банк, встретил там знакомого банкира, и тот его неожиданно пригласил на работу в Конверсбанк – вице-президентом по работе с клиентами. Оно и понятно: приличные клиенты сообразят, что сын такого человека по определению не может работать в плохой структуре, и понесут свои денежки в этот банк.
Нет сомнения, что как бы ни сложилась дальнейшая судьба России, кто бы ни стал ее следующим и последующим президентом, с этими носителями известных фамилий – политических брендов – в большой политике мы встретимся еще не раз. Только перечень их должностей, регалий и источников дохода при следующей встрече будет куда весомей. А как же может быть иначе, если речь идет о феномене людей, талантливых практически во всем по наследству? Ведь теория Грегора Менделя за 150 лет своего существования неоднократно доказывала свою истинность."