"Сенатор Фархад Ахмедов, как оказалось, неплохо зарабатывал, будучи президентом “Нортгаза”, — более $40 млн в год. С таким вознаграждением он мог войти в первую пятерку самых высокооплачиваемых руководителей США. Но аудитор Счетной палаты Владимир Пансков не оценил заслуг Ахмедова, обвинив “Нортгаз” в занижении налогооблагаемой прибыли за счет слишком щедрой зарплаты руководителю.
В 2004 г. выручка “Нортгаза” по UK GAAP составила $146,9 млн, чистая прибыль – $10,5 млн. В отчетности за 2003–2004 гг. “Нортгаз” называет Ахмедова “конечным собственником” компании. К 2005 г. его капитал, по оценкам Forbes, составил $720 млн (49-е место “золотой сотни”). С сентября 2005 г. 51% акций “Нортгаза” контролирует “Газпром”, оставшиеся – R.E.D.I. Holding (ее бенефициар – Ахмедов).
Ахмедов руководил “Нортгазом” с 1998 г. Сначала он возглавлял совет директоров, а с 2003 г. стал президентом компании. В отчетности компании по UK GAAP указано, что в 2003 г. “Нортгаз” выплатил президенту $48,6 млн, в 2004 г. — $42,6 млн. В декабре 2004 г. Ахмедов был выбран в Совет Федерации, и “Нортгаз” вознаградил руководителя за вклад в развитие компании, оценив его в $117,7 млн. Еще $26,5 млн Ахмедов получил по итогам первого полугодия 2005 г., поскольку новый президент “Нортгаза” сменил его только в январе.
Для сравнения: заработок Ахмедова за 2004 г. соответствует четвертой позиции в рейтинге самых высокооплачиваемых топ-менеджеров США по версии журнала BusinessWeek. Выше были доходы только у исполнительного директора Yahoo!, голливудского магната Терри Симела ($120,1 млн вместе с бонусами, опционами и другими выплатами), Лью Франкфорта ($58,7 млн), главы производящей аксессуары компании Coach, и руководителя энерготрейдера TXU Джона Уайлдера ($54,9 млн). А в том же списке за 2003 г. Ахмедов мог быть на седьмом месте.
Годовой доход в $40 млн — “парадоксальное вознаграждение не только в России, но и в мире”, отмечает партнер хедхантинговой компании Anrop Hever Gorup в России Антон Стороженко. Сам Ахмедов говорит, что зарплата составляла только треть его вознаграждения, а остальное он получал вместо причитавшихся ему дивидендов. Причем за первое полугодие они были “повышенными” в преддверии сделки с “Газпромом”, добавил он. Оклад президента составлял около $12 млн в год, уточняет один из топ-менеджеров “Нортгаза”.
Но даже эта сумма позволила бы ему занять третье место в рейтинге американских руководителей по размеру зарплат и бонусов за 2003 г. Лидером в этом списке был Генри Сильверман ($17,3 млн), глава корпорации Cendant. Ее оборот составил в тот год $18,2 млрд, а выручка “Нортгаза” — $152 млн.
Глава департамента налогов и права “Бейкер Тилли Русаудит” Эдуард Кучеров видит экономический смысл в высоких выплатах руководителю “Нортгаза”, являющемуся и владельцем. Как следует из отчетности компании за 2003-2004 гг., средняя зарплата превышала $200 000 в год, причем без учета Ахмедова, уточняет топ-менеджер “Нортгаза”. Поэтому “Нортгаз” мог платить минимальную ставку единого социального налога 2-4%, как указано в отчете. И Ахмедов вместе с 13% подоходного налога отдавал бюджету 15-17% своей зарплаты. А если бы он получал деньги как дивиденды, “Нортгазу” сначала пришлось бы выплатить с них 24% налога на прибыль, объясняет Кучеров.
Однако такая логика не понравилась аудиторам Счетной палаты, обсудившим в пятницу промежуточные итоги проверки уплаты “Нортгазом” налогов. Как заявил “Интерфаксу” аудитор Счетной палаты Владимир Пансков, только за счет выплаты Ахмедову 1,1 млрд руб. зарплаты за 2004 г. компания занизила платежи по налогу на прибыль более чем на 100 млн руб. Пояснить свои расчеты “Ведомостям” Пансков отказался. Но топ-менеджер “Нортгаза” полагает, что это просто разница между 13% подоходного налога и 24% налога на прибыль от $30,6 млн “дивидендов” Ахмедова (т. е. $3,4 млн).
В “Нортгазе” с обвинениями Панскова не согласны. Компания сама решает, какую зарплату установить руководителю, главное — чтобы все налоги с зарплаты были исчислены и уплачены в полном объеме, говорит представитель “Нортгаза”. Сам Ахмедов считает свое вознаграждение заслуженным. “Я поднял эту компанию”, — возмущается он. А в Счетной палате не отвечают на вопрос, попадут ли претензии Панскова в итоговый отчет по “Нортгазу”. “Газпром” же пока прежнюю щедрость “Нортгаза” к Ахмедову “в судебном порядке не оспаривает”, говорит представитель концерна."