Последние кадровые назначения президента лишний раз подтвердили бесполезность института полпредов
""Когда полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Константин Пуликовский узнал, что отправлен в отставку, то он заявил, что «находиться более пяти лет на одной должности не полезно для дела» (Константин Борисович, надо полагать, не имел в виду президента). Может, он и прав. И не приходится удивляться, что из семи полпредов, назначенных Владимиром Путиным в рамках укрепления вертикали власти в мае 2000 года, сегодня сохранили свои посты только двое. Это полпред президента РФ в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко и его коллега в Уральском федеральном округе Петр Латышев.
Хотя скорее всего дело не в полезности, а в том, что институт полпредства давно уже себя изжил. И частая смена государевых «наместников», и сам характер кадровых назначений, и, главное, то, чем они занимались в последние годы, наглядно это доказывает. У полпредов после очередной, проведенной после трагедии в Беслане реформы власти в руках был только один рычаг воздействия на подведомственные территории. По закону именно «президентское око» должно подбирать кандидатов в губернаторы в том или ином субъекте Федерации. В реальности же в руках полпредов оказалась не дубинка и даже не указательная палочка, а хрупкая соломинка. Всем известно, что кандидатуры глав регионов обсуждаются и выдвигаются на Старой площади, а вовсе не в резиденциях полпредов. Теперь уже экс-полпред в Приволжском федеральном округе (ПФО) Сергей Кириенко, к примеру, был удивлен не меньше рядовых наблюдателей, когда узнал, что Нижегородской губернией будет руководить Валерий Шанцев.
Помнится, когда первые семь полпредов были назначены, аналитики вывели из этого строгую логику действий президента. Назначение полпредами героев кавказской войны – Константина Пуликовского и Виктора Казанцева (в Южном федеральном округе) – расценивалось как некая дань президента тем, кто помог ему прийти к власти на волне борьбы с чеченскими сепаратистами. Георгий Полтавченко, Петр Латышев и полпред в Северо-Западном федеральном округе Виктор Черкесов, как считали аналитики, заняли свои посты в связи с усилением роли силовиков (которым только что избранный глава государства доверял особо). Сергей Кириенко получил на «володение» Приволжский округ в знак благодарности за поддержку Путина на выборах со стороны правых сил. Кадровый дипломат Леонид Драчевский возглавил Сибирский округ, похоже, для некоего баланса. Мол, не только генералам быть хозяевами земли русской, есть среди «наместников» и интеллигенты высокой пробы.
По прошествии трех лет в институте полпредства началась кадровая чехарда. В марте 2003 года Виктора Черкесова сменила вице-премьер правительства Валентина Матвиенко. Уже тогда всем стало понятно, что для нее пост полпреда – только трамплин для победы на выборах губернатора Северной столицы. Так и случилось. После чего Матвиенко передала свое кресло «генералу от ВПК» Илье Клебанову. Понятно, что лучшей стартовой площадки для Валентины Ивановны трудно было найти, но какое отношение этот имеет к функциям института полпредства, неясно.
Еще более странные кадровые пертурбации потрясли Южное полпредство. Генерал Казанцев сдал полномочия бывшему питерскому градоначальнику, а потом вице-премьеру Владимиру Яковлеву. Уже тогда это расценили как почетную ссылку для Яковлева. Правда, длилась она всего несколько месяцев – после бесланских событий Яковлев сдал полномочия Дмитрию Козаку. А сам вернулся на круги своя – заниматься ЖКХ, то есть тем же самым, чем занимался до полпредства. Спрашивается, зачем было огород городить? Конечно, можно сказать, что генерал Казанцев перестал быть востребован, так как в северокавказских республиках стабилизировалась обстановка и во главе округа должен стоять не усмиритель, а строитель. Но события, происходящие в Чечне, Дагестане и других регионах Юга России, говорят об обратном. При полпредстве Казанцева взорвали на стадионе в Грозном президента Чечни Ахмада Кадырова, при Яковлеве произошли рейд на Назрань и трагедия в Беслане, при Козаке боевики штурмовали Нальчик. В чем разница?
Да и другим полпредам за эти годы похвастаться особо нечем. Виктор Черкесов запомнился разве что борьбой за питерский Дворец бракосочетания, в котором обосновалась в итоге его резиденция (так же, как на посту главы Наркоконтроля Черкесов запомнился разве что борьбой с ветеринарами). Константин Пуликовский, похоже, войдет в историю исключительно как автор мемуаров о том, как сопровождал вождя северокорейского народа Ким Чен Ира в поездке по России. Сергей Полтавченко прославился шумной акцией по перезахоронению в Москве праха генерала Деникина и философа Ильина. На пару, кстати, с Никитой Михалковым. Сибирский полпред Анатолий Квашнин если чем и запомнился, так это попыткой «всучить» своему бывшему ведомству саморазогревающиеся стельки (кстати, Минобороны все равно осталось «при портянках»).
Конечно, можно говорить о роли полпредов в укрупнении регионов, но сегодня, когда нет проблемы отставить или назначить губернатора буквально за пару дней, главы регионов и без полпредов с радостью объединяются, ликвидируют «матрешки» и т.д. И назначение полпредами в ДФО и ПФО никому не известного башкирского прокурора Александра Коновалова и известного только в Казани мэра татарской столицы Камиля Исхакова лишь подтверждает то, что полпредские кресла превратились для одних в скамейку отставных (как, к примеру, для проигравшего в подковерной борьбе за власть в Минообороны Анатолия Квашнина, сосланного в Сибирь), а для других – в скамейку запасных.
Ни то, ни другое к главной идее задуманного пять лет назад института вертикали власти никакого отношения не имеет." "
- российский государственный и политический деятель. Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации с 5 октября 2016 года