"Министр юстиции США Джон Эшкрофт объявил, что американский суд вынес первое обвинение по делу о терактах 11 сентября. Американцам пришлось ждать этого известия ровно три месяца. Однако эта новость лишь взвихрила тучу старых вопросов к спецслужбам страны, на которые они все еще не могут дать удовлетворительных ответов.
Как известно, в четырех самолетах, захваченных 11 сентября, вместе с их пассажирами погибли 19 террористов-камикадзе. Имена их давно установлены, биографии досконально изучены, связи и политическая эволюция прослежены. Но с самого начала у всей Америки возник вопрос: почему три самолета, спикировавшие на Нью-Йорк и Вашингтон, оказались захвачены группами из пяти террористов, тогда как на борту четвертого, упавшего под Питтсбургом, оказалось на одного "бойца" меньше? Не логично ли предположить, что этот пятый или, точнее, двадцатый террорист по каким-то причинам не сумел попасть на рейс N 93 или попросту смалодушничал в последнюю минуту, не пожелал умирать за "дело Аллаха"?
Вычислением этого "двадцатого", по мере того как рос список подозреваемых, занималась чуть ли не вся Америка. Судя по публичному заявлению министра юстиции, сделанному 27 ноября, выбирать было из кого. На тот момент в Америке были взяты под стражу 603 иностранца, из которых 548 лицам вменяется в вину пока лишь нарушение иммиграционных законов страны. В отношении остальных 55 лиц из этого списка имеются более серьезные подозрения, так же, как и в отношении еще 49 их вероятных сообщников, выдачи которых США требуют у других стран. Среди этих 104 подозреваемых предположительно и находился "двадцатый".
И вот его имя названо. Это француз марокканского происхождения 33-летний Закариас Муссауи. Восемь лет назад отправился в Англию, чтобы досконально овладеть английским. В феврале этого года прибыл в США, записался в одну из частных авиационных школ в Оклахоме, заплатив за обучение 5000 долларов, однако 57-часовая стажировка оказалась напрасной: пилот оказался никудышный. Бросил школу, но через два месяца записался в другую, уже в Миннесоте. За эти два месяца чаще всего названивал в Гамбург Мохамеду Атта (один из 19 будущих камикадзе) и Рамзи бен Аль-Шибу (ФБР считает, что именно этот член "Аль-Каиды" и должен был стать "двадцатым", но так как США отказали ему в визе, на эту роль, похоже, был выбран Муссауи). Из присланного ФБР досье французской спецслужбы: замечен в частых путешествиях в Афганистан и Пакистан по делам "Аль-Каиды", отличается крайним религиозным фанатизмом. Еще более настораживающий сигнал поступил от дирекции авиашколы: странного ученика совершенно не интересует, как поднимать и как сажать самолет, ничего, кроме виражирования, бортового компьютера и радио. Но дело кончилось всего лишь проверкой документов Муссауи и указанием ему... продлить визу. Только 14 сентября, спустя три дня после теракта в Нью-Йорке, Муссауи был взят под арест, а еще три месяца спустя ему предъявлено обвинение. Слушание его дела начнется 2 января в федеральном суде Вашингтона. Если будет доказано, что он и должен был стать "двадцатым", то угрожающий ему смертный приговор нисколько не смягчит любая причина неявки на рейс N 93.
Да, все говорит о том, что в силки американской юстиции попалась важная птичка. Но даже в случае доказанной причастности француза-марокканца к теракту 11 сентября, удастся ли его квалифицировать больше чем исполнителя? А за ним-то кто? Ну, конечно, Усама бен Ладен, "террорист N 1", за которым американские спецчасти ведут охоту. Но, боюсь, такой ответ будет все же неполон.
Стоит вспомнить несколько забытых имен. В 1990 году египетский террорист Эль Сайид Нозер застрелил в нью-йоркском отеле раввина Меира Кахане, одну из самых зловещих фигур ультрасионизма. В квартире, которую занимал Нозер, были найдены документы на арабском языке, которые следствие не удосужилось даже перевести. Их раскрыли только после 26 февраля 1993 года и ахнули - там, оказывается, был подробно расписан план взрыва Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Однако восемь лет назад оба его здания устояли, погибли всего шесть человек. Ахнуть же пришлось от того, что план взрыва принадлежал руке давнего информатора ЦРУ Али Мохамеда, которому за заслуги присвоили даже чин сержанта армии США. ФБР со своей стороны предъявило фотоулики: сержант Али Мохамед натаскивает пятерых экстремистов из группы Kifah Refugee Center, тех самых, что потом и предстали перед судом за взрыв ВТЦ. Причем именно от Али Мохамеда обоим ведомствам было известно, что это и была первая группа "спящих агентов" бен Ладена в США.
Что слишком, то слишком: за десять лет служения ЦРУ сержант уже второй раз попался на двойной игре! И тем не менее от его услуг решили не отказываться, а лишь пользоваться ими с большим разбором: ведь когда еще зашлешь в "Аль-Каиду" такого крота? А что служит двум господам, так это дело самих господ: кто кого перехитрит... И только в августе 1998 года американская иллюзия кончилась: мощные взрывы разрушили посольства США в Кении и Танзании, причинив две сотни жертв. А крот не только не предотвратил эти теракты, он даже не проинформировал о них!
Только через год после ареста, в мае 1999 года, узнику Манхэттенской тюрьмы было предъявлено обвинение в "террористическом заговоре против США", но и это не ускорило процесс. А уж после сентябрьского теракта в Нью-Йорке у крота, похоже, совсем никакой надежды попасть под свет юпитеров. "