"Перетасовав соратников, президент Владимир Путин начал операцию “преемник-2008”, сошлись во мнении аналитики инвестиционных банков. “Ренессанс Капитал” рассматривает перестановки как поражение либералов. “Уралсиб” считает, что началась трансформация президентской республики в парламентскую, Кремль минимизирует вмешательство в работу правительства, а Путин в 2008 г. станет лидером “Единой России” и премьером с расширенными полномочиями.
В понедельник Путин неожиданно объявил о кадровых перестановках. Глава президентской администрации Дмитрий Медведев стал первым вице-премьером, курирующим национальные проекты (здравоохранение, образование, доступное жилье, сельское хозяйство). Его место занял губернатор Тюменской области Сергей Собянин. А Сергей Иванов в придачу к посту министра обороны получил должность вице-премьера.
Предположения по поводу причин и последствий этих кадровых перестановок высказали вчера инвестбанки. “Похоже, что Путин заставил Медведева и Иванова соревноваться друг с другом, — выражает общую позицию экономист Goldman Sachs Рори Макфаркхар. — Считается, что кто [из них] отличится больше другого и заслужит большую поддержку общества, тот будет назван сначала преемником Фрадкова, а затем и единым кандидатом Кремля на выборах 2008 г.”. Конкурсанты выходят в наиболее близкий Путину круг общения минимум с начала 1990-х гг., но принадлежат к разным кремлевским фракциям — реформистской и силовой, добавляет экономист CSFB Cергей Волобоев. Послужной список как Медведева, так и Иванова состоит не только из успехов: первый участвовал в неудачных попытках переломить ход выборов на Украине и в деле “Юкоса”, а второй добился увеличения военного бюджета, но не преуспел в реформе армии, пишет Макфаркхар.
Наблюдатели слишком сконцентрировались на перестановках в правительстве, которое вторично по отношению к администрации президента и лишь проводит в жизнь придуманную в Кремле политику, возражает коллегам руководитель отдела исследований “Ренессанс Капитала” Роланд Нэш. А в Кремле с уходом Медведева позиции сторонников реформ ослабевают и в этих условиях предполагать, что он на прямой дороге к позиции преемника — значит сильно недооценивать желание силовиков сохранить завоеванные позиции, замечает он. До сих пор у Медведева было много власти, но относительно мало ответственности, теперь же будет наоборот, а в России за два года до выборов большая ответственность — не обязательно прямая дорога к президентству, подчеркивает Нэш. Зато теперь реальная власть в президентской администрации будет у замруководителя Игоря Сечина, лидера лагеря силовиков, соглашается Волобоев. “Сечина уравновешивает замруководителя администрации Владислав Сурков”, — возражает гендиректор Центра политических технологий Игорь Бунин. Формально нынешняя должность Медведева ниже прежней, но вряд ли он будет подотчетен новому главе администрации, добавляет президент РСПП Александр Шохин: “Медведев — кандидат № 1 в преемники, но ему придется доказывать эффективность до 2007 г.”.
Истинный смысл происходящего станет понятен гораздо позже, когда Медведев либо станет, либо не станет премьер-министром, считает источник в правительстве. На работе в правительстве можно и сгореть, как “молодой реформатор Дмитрий Козак, который должен был в свое время усилить правительство, а потом оказался сослан на Кавказ”, говорит он.
Старший экономист “Уралсиба” Владимир Тихомиров уверен, что правительство перестанет быть лишь исполнителем воли Кремля: Путин сделал “шаг к формированию парламентской республики, которое позволило бы ему занять пост лидера партии большинства и премьер-министра со значительно расширенными полномочиями”. Администрация постепенно станет “канцелярией”, правительство и Госдума усилятся, соглашается депутат-“единоросс” Виктор Плескачевский.
Кадровой перетряской Кремль продемонстрировал, что его главные цели — развитие социальной сферы, усиление оборонной отрасли и контроля за сырьевым сектором, пишет Тихомиров, зато реформы еще более замедлятся, бюджет станет “рыхлым”, а политика правительства — “все более популистской”. Поэтому успех операции “преемник” будет зависеть и от внешних условий, полагает стратег Альфа-банка Кристофер Уифер. Зависимость российской экономики от цены нефти увеличилась, ведь бюджет-2006 рассчитывался исходя из цены Urals в $40/барр., а бюджет-2005 — из $23/барр., напоминает Уифер. Минувшим летом Уифер назвал “идеальным” для инвесторов сценарием на 2008 г. механизм, “позволяющий Путину остаться у власти”, в то время как формальным президентом будет “выходец из существующей властной структуры”."