"За последние три года коррупция в России не только выросла, но и качественно изменилась: бизнесмены стали меньше тратить на обычные взятки, зато больше — на откаты за получение госконтрактов. Такой вывод содержит опубликованный в понедельник доклад ЕБРР и ВБ.
Доклад Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Всемирного банка (ВБ) Transition report 200. Business in transition основан на опросе 9500 компаний, действующих на территории бывшего СССР и Восточной Европы. В России опрошена 601 компания. Общий уровень коррупции в стране оценивается по четырехбалльной шкале. Частота дачи взяток определяется как процент респондентов, заявивших, что им приходится платить чиновникам часто или постоянно. Удельный вес взяток в продажах и откатов в стоимости госконтрактов рассчитывается как среднее арифметическое для всех компаний, участвующих в опросе, независимо от их размеров.
По данным экспертов ЕБРР и ВБ, средняя частота взяток в России выросла с 38,72% до 39,30%. Какие именно российские чиновники стали жить лучше, в докладе не говорится. Но есть общие данные по СНГ: чаще всего взятки получают налоговые инспектора (их назвал 21% респондентов, признавшихся в даче взяток), судьи и сотрудники правоохранительных органов (16,2%), пожарные и строительные инспектора (13,9%), чиновники, распределяющие госконтракты (13,4%), и таможенники (12,5%). 4,1% взяткодателей признались, что пытались влиять на законотворческую деятельность.
Как считают авторы доклада, рост коррупции в России происходит главным образом за счет одного вида взяток — так называемых откатов (в докладе — kickbacks) при получении государственных заказов. Доля откатов в общей стоимости госконтрактов выросла с 1,51% до 1,99%. При этом доля остальных взяток в годовых продажах российских компаний даже снизилась — с 1,43 до 1,07%.
Экспертов выводы ЕБРР и ВБ не удивляют. “Крупные компании имеют дело с госчиновниками на очень высоком уровне, а там коррупция чаще принимает форму откатов”, — считает директор Института социальной политики Высшей школы экономики Сергей Смирнов. “В России произошло омоложение чиновничества, и новое поколение с самого начала приходит на госслужбу, чтобы получать административно-статусную ренту”, — утверждает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. Часто чиновники, контролирующие госконтракты, получают эту ренту в виде оплаты научной, преподавательской деятельности или консультационных услуг, напоминает он.
“Выводы ЕБРР близки к нашим”, — говорит директор российского отделения Transparency International (TI) Елена Панфилова. В составленном TI в октябре этого года рейтинге коррумпированности госаппарата Россия заняла 126-е место из 159 возможных, разделив его с Албанией, Нигером и Сьерра-Леоне. Панфилова рассказала “Ведомостям”, что с ней консультировались несколько крупных иностранных компаний, которые готовы полностью свернуть бизнес в России из-за высокого уровня коррупции. “В странах, которые эти компании представляют, предусмотрены суровые наказания не только для тех, кто берет взятки, но и для тех, кто дает, — объясняет Панфилова. — А эти компании столкнулись с прямым вымогательством и теперь стоят перед выбором: либо оказаться в заведомо невыгодных условиях по сравнению с более сговорчивыми конкурентами, отказавшись дать взятку, либо согласиться — с риском для своей репутации”. Назвать компании она отказалась, отметив лишь, что “они из стран ЕС и занимаются инвестированием инфраструктурных проектов”.
О росте коррупции в России говорит и исследование фонда “Индем” (оно тоже появилось в октябре). Здесь содержатся не только проценты, но и абсолютные цифры: годовой объем взяток, раздаваемых российскими бизнесменами, оценен в $316 млрд, средняя российская компания платит по $135 800 в год.
Результаты исследований созвучны намерениям властей, которые сейчас предпринимают усилия по борьбе именно с откатами. С нового года начнет действовать закон о госзакупках, согласно которому все госзакупки будут происходить исключительно на аукционах и биржах, что, по оценке начальника управления Федеральной антимонопольной службы Михаила Евраева, позволит снижать сумму откатов при госзакупках на $5 млрд ежегодно. Но победить коррупцию в России удастся еще не скоро. Ведь даже министр внутренних дел Рашид Нургалиев, который по должности является одним из главных борцов, признает, что судом “наказывается в лучшем случае только каждый десятый взяточник”."