Совет Федерации готовится рассмотреть федеральный бюджет-2006. Правительство называет его «бюджетом развития». Член Совета Федерации, президент Российского союза товаропроизводителей Николай Рыжков поделился своим мнением на этот счет с читателями «Трибуны».
" –“ Образование инвестиционного фонда –“ это, с моей точки зрения, определенная уступка исполнительной власти общественному мнению, которое не согласно с тем, что огромные доходы не используются для развития реального сектора экономики, –“ говорит Николай Иванович. –“ В будущем году решено за счет части ресурсов от экспорта нефти сформировать инвестиционный фонд объемом в 69,7 миллиарда рублей. Это и дало правительству повод назвать бюджет 2006 года «бюджетом развития». Однако сумма слишком мала –“ меньше десятой части профицита, заложенного в федеральный бюджет 2006 года. Так можно ли бюджет, в котором на инвестиции перечисляется столь ничтожная часть денег, а львиная доля средств, поступающих в государственную казну, выводится из страны, назвать бюджетом развития? –“ Как утверждают Греф и Кудрин, направление крупных сумм в реальный сектор раскрутит инфляцию. –“ Действительно, правительство считает своим главным приоритетом не удвоение ВВП, не борьбу с бедностью, а обуздание инфляции. Правительство намеренно поддерживает низкий уровень заработной платы по сравнению с ценами на товары и услуги. Правда, по настоянию президента намечено их повысить в полтора раза в течение трех лет. Однако за пределами 2008 года продолжить даже этот недостаточный рост не позволят низкие темпы экономического роста. Они связаны с политикой монетаристского сдерживания: деньги в необходимых объемах не поступают в реальный сектор. Фактически задачу удвоения ВВП в 2010 году правительство сняло с повестки дня. Факторы благоприятной конъюнктуры мировых цен уже не оказывают стимулирующего влияния на развитие ТЭКа и увеличение экспорта. Идет снижение добычи нефти. А инфляционные процессы нарастают, кредиты по-прежнему недоступны предприятиям: уровень их рентабельности ниже банковского процента. Под предлогом стерилизации денежной массы из хозяйственного оборота в Стабилизационный фонд и золотовалютный резерв выведено около восьми триллионов рублей –“ на треть больше доходов федерального бюджета, запланированных на 2008 год. Из-за того, что мы держим излишки средств в западных банках, только в прошлом году наша страна потеряла девять миллиардов долларов –“ за счет падения курса американской валюты. Эти деньги по существу кредитуют западную экономику, а отечественные предприятия испытывают недостаток оборотных средств. Они вынуждены прибегать к западным кредитам под значительно больший процент. Например, «Газпром» для покупки «Сибнефти» вынужден занять свыше 13 миллиардов долларов. Так кому мы помогаем бороться с инфляцией –“ Соединенным Штатам? Почему компания, основным акционером которой является государство, не может взять эти деньги из государственного Стабилизационного фонда хотя бы на тех же условиях, на каких мы храним его в западных банках. Напомню, что в послании президента страны Федеральному собранию содержится принципиальное положение: «Деньги должны работать на нашу экономику, в нашей стране». –“ Работу над какими проектами следует начать, на ваш взгляд, в первую очередь? –“ Запасов нефти и газа, рассчитанных на рентабельную разработку, в стране осталось на 10–“15 лет. Но стратегии развития ТЭКа, на котором держится экономика страны, у правительства нет. У России богатейшие запасы углеводородов на шельфе северных морей, поэтому нам необходима государственная программа освоения морского шельфа. Северные территории нуждаются в отдельной программе, которая предусматривала бы, в частности, развитие транспортной инфраструктуры. В огромной Якутии до сих пор нет ни одной железной дороги. Строительство участка железной дороги от Нерюнгри до Алдана началось более 20 лет назад, когда я работал в Госплане и был депутатом Верховного Совета СССР. Прокладка этой железной дороги входила в мой депутатский наказ. С разрушением СССР все остановилось, и только теперь к той стройке вернулись. Посчитайте, сколько тратим мы на северный завоз и сколько стоит дорога! Безусловными приоритетами являются авиастроение, судостроение. Около 70 процентов отечественных рыболовецких судов отслужили свой срок. Пока правительство будет ждать, когда частный сектор придет в эту отрасль, мы лишимся последнего сейнера. Доля рыбы в рационе россиян уже снизилась вдвое и составляет всего 10–“11 килограммов на человека в год. Причем половина этого ничтожного количества привозится из-за границы, хотя делается из нашего сырья. А мощности отечественных рыбокомбинатов простаивают. Продолжая, назову строительство, социальные программы... Инфраструктура коммунально-бытового сектора изношена до 80 процентов. Правительство надеется, что придет частный инвестор, заменит водопроводные трубы, канализацию, тепловые сети, поставит современное котельное оборудование и так далее. Где частник найдет эти средства? Но даже если найдет, он должен вернуть их с прибылью, но тогда неизбежен многократный рост тарифов, а это чревато социальным взрывом. Правительство не хочет понять, что эта важнейшая социально-экономическая проблема сама собой не решится." "