Давно похороненное дело «Мабетекса» вот уже второй день вызывает дрожь у российского чиновничества. Как и дело экс-главы Минатома Евгения Адамова, оно выглядело прочно забытым. Но выяснилось, что скандал с «Мабетексом» – один из тех скелетов в шкафу, которые в случае необходимости может легко извлечь западная Фемида.
"Роскошь отреставрированного Кремля для некоторых чиновников остается напоминанием о возможных неприятностях.
"Причем, поскольку после громкого объявления о выдаче ордеров на арест девяти россиян, в том числе экс-главы Росвооружения Евгения Ананьева и Екатерины Силецкой – дочери Павла Бородина, итальянские правоохранительные органы взяли паузу, в этом деле осталось больше вопросов, чем ответов. В частности, их вызывает не только список новых фигурантов, но и персоны тех, кто в него не попал. К примеру, глава швейцарской компании «Мерката» Виктор Столповских и заместитель министра культуры Дмитрий Амунц. Насколько известно, нынешний замминистра в конце 90-х занимал в «Мабетексе» должность вице-президента и отвечал за реструктуризацию российского бизнеса скандально знаменитой компании.
Уголовное дело против «Мабетекса» было заведено в октябре 1999 года – и в том же году Дмитрий Амунц оставил пост вице-президента компании. Сам Амунц в интервью крупной деловой газете говорил, что перешел в «Мабетекс» из «Альфа-групп» во второй половине 1998 года и участия в реализации кремлевских строек не принимал: «Я пришел в «Мабетекс», когда у компании возникли серьезные проблемы с российскими активами. «Мабетекс» имел здесь большой бизнес, лишь малая часть которого была завязана на государственный сектор. И этот бизнес рухнул». Амунц занимался в «Мабетексе» ликвидацией последствий кризиса, взыскивая деньги с должников и заключая мировые соглашения.
Из «Мабетекса» будущий замминистра культуры переходит работать в «Аэрофлот» на должность заместителя гендиректора, отвечая за организацию и осуществление выпуска глобальных депозитарных расписок компании для западных инвесторов. Но уже через год бывший управделами президента Павел Бородин вспомнил о своем компаньоне и пригласил его на работу в Инвестиционный комитет Союза России и Белоруссии. Пресс-секретарь Бородина Иван Макушок говорил, что Амунц будет подчиняться лично Бородину и вести самые важные проекты, используя свой опыт общения с западными инвесторами. На новой должности ему было поручено привлекать иностранный капитал в российско-белорусские проекты: в частности, как утверждал Макушок, речь шла о привлечении нескольких миллиардов долларов на 15 лет в проект строительства платной дороги Берлин–Варшава–Москва–Нижний Новгород.
Но уже в марте 2004 года Амунц стал советником министра культуры и массовых коммуникаций РФ, а 9 октября того же года был назначен заместителем министра. Насколько известно, Дмитрий Амунц был одним из первых, кого новый министр культуры Александр Соколов пригласил на работу в свое министерство. И с первых же дней он стал одним из ближайших помощников нового министра. Считается, что выбор Соколова объяснялся обширными и довольно специфическими деловыми связями и опытом Амунца, которые тот приобрел во время работы в компании «Мабетекс» и службы в структурах Союзного государства Россия–Белоруссия.
С нынешним министром культуры Александром Соколовым Дмитрий Амунц, по информации «НГ», познакомился через главу концертной организации «Краутер-концерт» Александра Краутера. Тогдашнему ректору Московской консерватории Александру Соколову Амунц предложил свою помощь в реставрации консерватории, а также строительстве оперного театра в Малом Кисловском переулке. Реализация этого проекта началась, когда Александр Соколов стал министром культуры. И, как утверждает высокопоставленный собеседник «НГ» в Федеральном агентстве по культуре и кинематографии, стоимость строительных работ вызвала официальное недовольство Минкульта.
Что касается Виктора Столповских и компании «Мерката», то его имя еще не раз упоминалось в связи с именем Дмитрия Амунца и проектами реконструкции культурных объектов. В частности, его связывали со скандалом вокруг бюджета реконструкции Большого театра: по имеющимся данным, выгодный проект мог быть отдан фирме «Мерката». По словам самого Столповских, все расчеты по бюджету этого проекта были подготовлены еще в 2000 году.
Узнать реакцию самого Дмитрия Амунца на события вокруг скандала с «Мабетекс» и родственниками Павла Бородина вчера не удалось. «Без комментариев», – заявил корреспонденту «НГ» замминистра культуры через представителей пресс-службы министерства. Впрочем, и все остальные персоны, которые каким-либо образом были связаны с «Мабетексом», в том числе и девять фигурантов последнего уголовного дела, до сих пор никак не отреагировали на обвинения властей Италии. В частности, вчера личные телефоны Евгения Ананьева и Екатерины Силецкой (дочери Павла Бородина) либо были отключены, либо постоянно выдавали сигнал «занято».
Из досье «НГ»
Дмитрий Михайлович Амунц родился 8 июня 1962 года в городе Железнодорожный Московской области. В 1984 году окончил факультет экономической кибернетики Московского института народного хозяйства им. Г.В. Плеханова. Руководил отраслевыми проектами в группе МЕНАТЕП и консорциуме «Альфа-групп». С 1994 по 1997 год – начальник департамента компании «Роспром» (входила в структуры группы МЕНАТЕП), затем – председатель ФПГ «Российский текстиль». В 1997–1998 годах – глава компании «Альфа-Цемент» и торгового дома «Никитин». С 1998 по 1999 год – вице-президент группы компаний «Мабетекс». В 2000–2001 годах – заместитель генерального директора ОАО «Аэрофлот». В 2001–2004 годах – председатель Инвестиционного комитета Союза России и Белоруссии. С марта 2004 года – советник министра культуры и массовых коммуникаций, с мая – директор Финансово-экономического департамента Минкульта. 9 октября 2004 года назначен заместителем министра культуры." "
10.11.2005
Григорий Заславский, Дмитрий Симакин Независимая газета