Экологическая кампания против трубопровода Восточная Сибирь — Тихий океан, который собирается построить “Транснефть”, приняла неожиданный оборот. Зеленые подготовили специальный доклад о вредоносности трубы и стали рассылать его потенциальным инвесторам, пытаясь таким образом лишить “Транснефть” возможности занять $6,6 млрд.
“Транснефть” – российская нефтетранспортная монополия. Государству принадлежат 75% обыкновенных акций компании (100% голосов). Выручка за 2004 г. по МСФО – $5,2 млрд, чистая прибыль – $1,43 млрд. Нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан мощностью 80 млн т нефти в год пройдет из Тайшета (Иркутская обл.) через Сковородино (Амурская обл.) в тихоокеанскую бухту Перевозная (Приморский край). Протяженность – 4188 км. По оценке “Транснефти”, строительство обойдется в $11,5 млрд.
Экологические баталии вокруг проекта Восточного нефтепровода продолжаются с лета 2003 г., когда Минприроды потребовало доработать проект с учетом прохождения трассы вблизи озера Байкал и через охраняемые природные территории. “Транснефть” доработала его, но маршрут все равно не нравится независимым экологам. Их не устраивает конечная точка нефтепровода: рядом с бухтой Перевозная находится Дальневосточный морской заповедник, который, как считают экологи, подвергнется большой опасности, когда по соседству появится нефтяной терминал и начнут ходить танкеры.
Между тем “Транснефть” готовится начать строительство трубы уже в следующем году. Президент компании Семен Вайншток однажды даже пообещал провести, если понадобится, “общественные слушания со всеми леопардами”, которые живут вблизи маршрута трубы. Компания объявила, что на первую часть трубопровода (до Сковородино) займет за рубежом $6,6 млрд: $5 млрд — за счет выпуска еврооблигаций, $1,6 млрд — за счет банковских кредитов.
Экологи попытаются лишить “Транснефть” этой возможности. Группа зеленых, среди которых российские представительства “Гринписа”, Международного фонда защиты животных, Всемирного фонда дикой природы и др., подготовила доклад о негативных последствиях строительства трубопровода, в котором рекомендует российским и иностранным компаниям и банкам воздержаться от участия в проекте. Как стало известно “Ведомостям”, сейчас активисты рассылают этот доклад потенциальным инвесторам. В списке рассылки, по словам одного из распространителей, все российские “дочки” западных банков, активно кредитующие местный бизнес. “Возможно, это остановит их от участия в финансировании проекта”, — надеется руководитель байкальской программы “Гринписа” Роман Важенков.
Такие надежды не совсем безосновательны. Так, в апреле этого года Sakhalin Energy (55% акций принадлежат Royal Dutch/Shell) объявила о планах привлечь до конца года кредит на $5 млрд для реализации второго этапа проекта “Сахалин-2” у японского JBIC, американского EximBank, Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и английского отделения по экспортным гарантиям ICGD. Дать ответ заемщику ЕБРР собирался летом, но решение пришлось отложить: благодаря активной деятельности зеленых, недовольных запланированным Sakhalin Energy маршрутом газопровода, у банка возникли вопросы относительно экологической безопасности проекта.
Тем не менее “Транснефть” действия экологов не пугают. “Банки должны принимать решение на основе расчетов и технологий, которые мы будем применять для обеспечения экологической безопасности, — говорит вице-президент монополии Сергей Григорьев. — И они убедятся, что мы заботимся об экологии”. Он отмечает, что экологи атаковали и другие проекты компании, например Балтийскую трубопроводную систему, но теперь к ним нет никаких претензий.
“У ЕБРР четкая экологическая политика. Любой кредит проходит экологический аудит”, — поясняет представитель банка. Комментировать возможное участие ЕБРР в строительстве Восточного нефтепровода он отказался. “Транснефть” скорее всего и не станет привлекать для финансирования такие публичные финансовые институты, как ЕБРР или Всемирный банк, которые в силу жестких стандартов обращают большое внимание на вопросы экологии“, — считает аналитик инвестбанка “Траст” Михаил Галкин. А вот остальные инвесторы вряд ли откажутся кредитовать госкомпанию с первоклассным рейтингом (А2 от Moody's и ВВ+ от S&P), не сомневается он. Оснований считать, что “Транснефть” что-то нарушает, нет, подчеркивает менеджер крупного западного банка. По словам Григорьева, проект нефтепровода сейчас проходит государственную экологическую экспертизу. “Если будут замечания, мы их исправим”, — обещает он." "
10.11.2005
Елена Мязина, Екатерина Дербилова, Николай Борисов Ведомости
- полномочный представитель президента РФ в ДФО, вице-премьер правительства России, бывший помощник президента РФ, бывший министр природных ресурсов РФ, бывший губернатор Пермской области