Чиновники почти в открытую торгуют должностями и подписями
""Информацию, которой поделился с журналистами на предпраздничной пресс-конференции председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов, абсолютно достоверной считать, конечно, нельзя: в конце концов он не присутствовал ни при заключении «сделок», ни при передаче взяток. Это лишь приблизительный, далеко не полный и самый ориентировочный прайс-лист на должности. Ведь и министерские посты разнятся по своей взяткоемкости, и другие должности стоят по-разному, в зависимости от того, какая именно должность и в каком районе... Но то, что коррупция в стране уже приобрела системный и структурированный характер, это у специалистов сомнений не вызывает.
Ранее в газетах уже проскальзывали суммы, которые некоторые партии просили за прохождение того или иного человека в депутаты Госдумы, - 2 - 3 миллиона долларов. Публиковались и расценки на депутатские «услуги»: на отправку депутатского запроса, за голосование по нужному вопросу, за постановку законопроекта в повестку дня...
Известны и суммы «откатов» чиновникам, от которых зависит решение вопроса, - 5 - 10 процентов от суммы сделки. Поэтому никого из осведомленных людей не удивила сумма взятки в несколько миллионов долларов, с которой в октябре задержали сотрудника Федеральной налоговой службы О. Алексеева и его подельника, - налоговые претензии, от которых обещали освободить задержанные, составляли около 50 миллионов долларов.
За назначение на «хлебное» место придется заплатить, считают эксперты по коррупции. Будущие чиновники берут деньги в долг под свои доходы после назначения. Бывает, что их не назначают даже после уплаты взяток, и тогда они попадают в крайне сложное положение: деньги надо возвращать, а пост уплыл из-под носа... Бывает, что им приходится расплачиваться жизнью - либо собственной, либо своих близких.
Возникает порочный круг коррупции: за назначение надо платить, потом деньги придется возвращать, а для этого нужно брать взятки и «откаты», чтобы «отбить бабки». Собственно, можно смело говорить о возникновении такой сферы теневой экономики, как административный бизнес, когда торгуют не товаром, а подписями. И этот бизнес укрепляется и процветает, поскольку от чиновников зависит все больше и больше. Чем сильнее государство контролирует все сферы жизни (в первую очередь экономику), тем шире поле для коррупции.
Болезнь запущена настолько, что угрожает самому существованию государства. Оно просто теряет возможность и способность действовать - чиновники палец о палец не ударят, пока не увидят своей личной выгоды. А если, не дай Бог, случится нечто экстраординарное (крупная авария, к примеру, или масштабный теракт), из-за чего возникнут массовые народные волнения, то кто будет разбираться с кризисом? Милиция? А на кой черт им это надо, если они пришли сюда, чтобы деньги зарабатывать? Им надо «бабки отбивать», а рисковать жизнью - нет уж, увольте.
Говорят, что окончательно победить коррупцию нельзя, что взятки берут во всем мире. Может, и так. Но с нею можно бороться, не давая ей разрастаться, вытесняя ее с захваченных позиций. И методы борьбы известны, и мировой опыт есть (в Финляндии, например, коррупции практически нет, а ведь это бывшая российская территория)... Увы, мы даже говорить об этой беде всерьез, по-деловому перестали, как будто свыклись и махнули на нее рукой. Но ведь не машут рукой, к примеру, врачи на проблему рака..."
Расценки на должности во властных структурах России
(По данным председателя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова.)
Министр - $10 миллионов Сенатор (член Совета Федерации) - до $6 миллионов Высокая должность в таможенной службе - миллионы долларов Высокопоставленный работник ГУВД Москвы - от $500 тысяч Районный судья - до $300 тысяч Высокий чин в УВД - от $50 до 100 тысяч