САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — Морской порт Петербурга станет полем сражения двух богатейших металлургов страны — Владимира Лисина и Олега Дерипаски. Их компании — Новолипецкий меткомбинат и “Русал” — претендуют на 48,79%-ный госпакет акций порта.
"Порт Санкт-Петербурга – второй по величине в России. Грузооборот по итогам семи месяцев этого года – 32 млн т. ОАО “Морской порт Санкт-Петербург” контролирует четырех основных стивидоров порта. Его основные акционеры – датская Jysk Staalindustri, близкая к Новолипецкому меткомбинату (51%), администрация Санкт-Петербурга (28,8%) и РФФИ (20%). Выручка ОАО за январь – июнь 2005 г. составила 314 млн руб., прибыль – около 7 млн руб. Состояние Лисина, по оценке журнала Forbes, составляет $7 млрд, Дерипаски – $5,8 млрд.
Морской порт — это бухта, причалы и работающие на них перегрузочные компании (стивидоры). После развала СССР все это хозяйство разошлось по десяткам юрлиц, которых сейчас и “собирают” инвесторы. А питерский порт всегда привлекал самых серьезных игроков — от гонконгской Hutchison, одного из крупнейших в мире портовых операторов, до многопрофильного “Базового элемента”. Последняя “распродажа” в порту прошла три года назад. Именно тогда 51% акций ОАО “Морской порт Санкт-Петербург” и получил Лисин, договорившись с их бывшим владельцем — депутатом Госдумы Виталием Южилиным. Активом интересовались и Hutchison с “Базэлом”. Но Лисин “оказался быстрее”, выкупив пакет Южилина примерно за $150 млн, вспоминает один из переговорщиков. Теперь у проигравших есть шанс взять реванш: оставшиеся акции компании государство выставляет на аукцион.
Торги по 48,8%-ному госпакету назначены на 10 ноября. Стартовая цена — 802,5 млн руб., шаг — 10 млн руб. Последним сроком для приема заявок был понедельник. Называть участников аукциона в РФФИ не стали. Два из них уже известны и без РФФИ. Первого — Jysk Staalindustri — “Ведомостям” назвали в Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Претендент уже подал уведомление о планах консолидировать госпакет порта, говорит чиновник ФАС. А вторым претендентом стал “Русал”, что вчера официально подтвердила пресс-служба компании.
“Русал” явно покупает себе билет на войну“, — смеется топ-менеджер одного из российских пароходств. Никогда еще в российских портах не уживались два стратегических инвестора. Тем более если каждый из них способен профинансировать даже самую масштабную инвестпрограмму и не нуждается в помощи со стороны, объясняет он. Представители “Русала” комментировать планы компании не стали. Воздержались от комментариев и в НЛМК. Но источник из окружения Лисина подтверждает, что предприниматель пока не планирует расставаться со своей долей в порту. Принципиален актив и “Русалу”, констатирует близкий к “Базэлу” источник. “Базэл” пытался получить долю в нем последние два года. И уже подавал заявку на федеральный 20%-ный пакет в начале этого года, конкурс по которому был отменен, рассказывает собеседник “Ведомостей”.
Силы в предстоящей войне будут примерно равны, отмечают участники рынка. С одной стороны, “Морской порт Санкт-Петербург” — пустышка, управляющая компания без фактических активов и с минимальным оборотом, отмечает один из транспортников. Так что если “Русал” победит, Лисин может отрезать его от стивидоров, перезаключив договоры управления. Но с другой стороны, причалы, неотъемлемая часть бизнеса стивидоров, арендует именно “Морской порт Санкт-Петербург”. А у самих перегрузчиков только договоры субаренды, о чем свидетельствует конкурсная документация, имеющаяся в распоряжении “Ведомостей”. Причем большая часть договоров cубаренды заканчивается 29 декабря.
На ход аукциона все это вряд ли повлияет, уверены эксперты. Стартовая цена пакета не вырастет в разы, как это бывало с продажей угольных активов, считает аналитик “Атона” Тимоти Маккачен. “Ни НЛМК, ни "Русалу" этот пакет не нужен настолько, чтобы за него серьезно переплачивать, ведь в грузопотоке порта не только металлы, но и фрукты с автомобилями”, — замечает он. Компании могут договориться еще до аукциона, добавляет аналитик “Уралсиба” Вячеслав Смольянинов. “Русал” вполне может удовлетвориться откупными, например льготами за перегрузку“, — соглашается вице-президент “Промышленных инвесторов” Владимир Ашурков, ранее работавший в порту. Все-таки русаловский алюминий составляет около 25% грузооборота порта, так что для НЛМК он один из основных потребителей, отмечает Ашурков.
Но допускают эксперты и крайний вариант — что Лисину придется откупиться от “Русала” наличными. Если Дерипаска победит на аукционе, он вполне может попробовать перепродать Лисину долю, но по более высокой цене, как он уже это делал неоднократно с лесными активами и с пакетами акций алюминиевых заводов “Суала”, рассуждает Маккачен. “В общем, спокойная жизнь Лисина закончилась”, — заключает один из транспортников." "