В кругах лондонской общины российских эмигрантов ходит анекдот, отлично передающий суть момента
"'Баснословно богатый бизнесмен, лежащий на смертном одре, подзывает к себе жену. 'Ольга, - говорит он, - когда я умру, обещай выполнить одно мое желание: похорони меня в 'Harrods' [знаменитый лондонский универмаг - прим. перев.]. Рыдающая жена просит его еще раз подумать - в Москве ему построят самый навороченный склеп. 'Нет-нет, - прерывает ее муж. - Как ты не понимаешь! Если я буду лежать в 'Harrods', ты уж точно будешь приходить ко мне минимум раз в неделю''.
Уже слышали похожую шутку? Возможно. Но главное здесь то, что в Британии 21 века бал правят россияне. И вполне заслуженно! Если раньше слова 'русские идут' вызывали в воображении кошмарные картины танковых колонн и ревущих МИГов, то сегодня, заслышав их, британские коммерсанты, обслуживающие богатых клиентов, радостно потирают руки. Масштабы 'нашествия' просто потрясают. Многие из нас, возможно, уже выучили имена шести российских миллиардеров, поселившихся в Британии (в том числе олигархов Романа Абрамовича и Бориса Березовского), но знаете ли вы, что кроме них, у нас живет еще 1000 россиян-миллионеров, не говоря уже о 250000 немного уступающих им в богатстве соотечественников, тоже избравших нашу страну своим домом?
В самой России - а там остается еще 88000 миллионеров - мода на все британское приобрела характер лихорадки. За последние 10 лет количество въездных виз, выданных британским посольством в Москве российским гражданам, увеличилось в восемь раз. Но визы -это еще цветочки! В 1994 г. прошение о получении британского гражданства подал только один россиянин; в прошлом году их было почти 1000.
Наша столица настолько им полюбилась, что сегодня ее уже называют Лондонградом или Москвой-на-Темзе. Риэлторы сбиваются с ног, чтобы удовлетворить спрос на дорогую недвижимость, - чтобы стоила не меньше 10 миллионов фунтов! - дорогие ювелирные магазины радуются неожиданному росту прибыли, а модные бутики срочно нанимают русскоязычных продавцов, чтобы успеть отхватить свой кусок 'пирога'.
'Сегодня из всех постояльцев русские дают самые большие чаевые, а этим все сказано, - объясняет швейцар одного из самых фешенебельных отелей Лондона. - Такого никогда не было. Раньше, максимум, что они могли себе позволить, приезжая в Лондон - это автобусная экскурсия да поход в театр'.
Но сегодня на экскурсионные автобусы никто и не взглянет. Оказавшись в городе, россияне роскошествуют по-царски. Вот один эпизод: Апрель этого года. В лондонском Спенсер-хаусе - великолепном особняке, построенном в 18 веке одним из предков принцессы Дианы, подходит к концу званый обед. 70 участников уже запили четыре перемены блюд, приготовленных личным шеф-поваром семьи Ротшильдов, марочным шампанским 'Dom Perignon', и теперь смакуют коньяк по 300 фунтов за бутылку. Но главное событие этого банкета для российских бизнесменов еще впереди. Перед ними выступит специально приглашенная в Лондон Лайза Минелли: она исполнит все хиты из фильма 'Кабаре', а закончит концерт 'Калинкой'. Гостям вечер запомнится надолго: они ничуть не жалеют, что скинулись на 500000 фунтов, чтобы его организовать - для них это просто мелочь, завалявшаяся в карманах костюма от Армани.
Этот эпизод, можно сказать - квинтэссенция всего, что так привлекает в Британии россиян: им нравятся наши исторические традиции, географическое положение - сравнительно недалеко от их страны, и масса возможностей с шиком потратить деньги. 'Британия необыкновенно привлекает россиян, - рассказывает Марина Старкова, чья компания под характерным названием 'Красная площадь' ('Red Square Projects') занималась организацией банкета для упомянутых российских бизнесменов. - Среди 'денежных' россиян вряд ли найдется хоть один, кто не хотел бы здесь поселиться, купить дом, отправить детей в английскую школу, или хотя бы приезжать сюда время от времени, совмещая бизнес с удовольствиями. В Москве не проходит и дня, чтобы по телевидению не показали какую-нибудь передачу о Лондоне или еще о чем-то, связанном с этой страной.
Их привлекает язык, тот факт, что Лондон находится всего в трех часах полета от Москвы, и британские традиции. При советской власти многие исторические и культурные традиции России были утрачены, а здесь красивая жизнь и высокая культура окружает вас повсюду.
Они могут прилететь, чтобы просто выпить чаю в отеле 'Claridge's' или пройтись по магазинам. Недавно я сопровождала клиента в 'Berry Bros and Rudd' - фешенебельный винный магазин в районе Сент-Джеймс: он купил бутылку портвейна за 900 фунтов. Для россиян Лондон - центр вселенной'.
Марина - она берет с клиентов по 150 фунтов в час за 'консультации по стилю' (полезные советы и помощь в шоппинге), добавляет, что ее соотечественники очень любят тратить деньги: 'В России есть старая поговорка: 'От тюрьмы да от сумы не зарекайся'. Это значит, что сегодня ты богат, а завтра - кто знает? Другими словами, пока есть деньги, трать их в свое удовольствие'.
Подобное отношение к деньгам, естественно, не прошло незамеченным - особенно благотворно оно отразилось на рынке недвижимости. 'Проблема в том, что мы просто не в состоянии удовлетворить спрос, - замечает Джеймс Симпсон (James Simpson): он работает в отделении агентства по торговле дорогой недвижимостью 'Knight Frank', расположенном в районе Сент-Джонс Вуд. - Их интересует самая дорогая недвижимость, по цене порядка 20 миллионов фунтов, а в каком районе Лондона - неважно'.
По его словам, приехав в британскую столицу, клиенты, как правило, покупают 'временное жилье' - где-то так за 15 миллионов фунтов - и селятся там, пока не подберут для себя 'идеальный' дом. 'Обычно ко мне обращается кто-то из их сотрудников или консультантов, - рассказывает г-н Симпсон. - Мы подбираем дом, и тогда они с клиентом приезжают, чтобы его посмотреть, а после этого приезжает и жена клиента. Как правило, им нужно жилье высшего класса, полностью оборудованное. Они хотят, чтобы там были все технические 'примочки' - ультрасовременные аудиосистемы, широкоэкранные телевизоры, бассейны и спортзалы со всей начинкой. Они не требуют, чтобы раковины в ванных были из золота, но они должны быть высшего качества.
Если дом им понравился, то заключить сделку - пара пустяков. В отличие от клиентов с Ближнего Востока, которые предпочитают бартер, россиянин не станет неделями обсуждать условия контракта. Он предложит хорошую цену, и если мы с ней согласимся, договор подписывается чуть ли не в одно мгновение'.
Не только риэлторы из кожи вон лезут, чтобы угодить российским бизнесменам. В начале октября ювелирная фирма 'Theo Fennel' заявила, что, благодаря растущему числу клиентов-россиян, ей удалось увеличить прибыль. За последние полгода объем продаж фирмы увеличился на 4,5% - и это в тот период, когда розничная торговля в целом переживает экономические трудности. Говорят, что этих клиентов, готовых заплатить от 'от тысячи фунтов до . . . добавляйте столько нулей, сколько вам будет угодно' за изделие, которое пришлось им по душе, особенно привлекают громадные кресты, кулоны в виде сердечек и серебряная посуда. Коммерческий директор компании Джастин Кармоди (Justine Carmody) отмечает: 'Мы не просто штампуем одинаковые кольца с бриллиантами - нас волнует прежде всего дизайн, и россияне понимают эту разницу. Кроме того, с ними очень приятно иметь дело; они заказывают действительно уникальные изделия, которые изготовляются в одном экземпляре'.
Вот одно из таких изделий, заказанное, правда, у другого ювелира - ручка из чистого золота с платиновыми вензелями, украшенная бриллиантами. Цена? Полмиллиона фунтов.
Среди лондонских магазинов модной одежды сегодня вряд ли сыщешь хоть один, где не работал бы русскоговорящий продавец. Любое желание щедрых клиентов с Востока для наших коммерсантов - закон.
Чтобы проиллюстрировать это, корреспондент 'Daily Mail' связался с найтсбриджским отделением 'Burberry', назвавшись представителем российского бизнесмена, чья жена на несколько дней приехала в Лондон. В электронном письме менеджеру мы спрашивали, можно ли индивидуально обслужить клиентку, и какое время было бы наиболее подходящим, чтобы посетить магазин. Ответ пришел немедленно. 'Мы будем рады оказать эту услугу жене вашего клиента, - говорилось в нем. - Мы можем обслужить ее индивидуально утром, перед открытием магазина, с тем, чтобы она имела возможность сделать покупки без помех, 'при закрытых дверях'. Это можно устроить в любой день с понедельника по субботу с 8 до 10 утра'. Мало того, в письме содержалось предложение устроить 'частный просмотр' коллекции, продающейся в магазине, а затем менеджер сообщила номер своего мобильного телефона с припиской: 'Пожалуйста, звоните в любое время'. Такую же готовность услужить клиентам демонстрирует и фешенебельный универмаг 'Harvey Nichols', где сегодня работают целых шесть русскоязычных продавщиц. 'В нынешнем десятилетии русские играют ту же роль, что японцы в девяностых и арабы в восьмидесятых, - объясняет менеджер магазина по маркетингу Ричард Грей (Richard Gray). - У них полно денег, с которыми они охотно расстаются, но они обладают по-настоящему хорошим вкусом и четко знают, чего хотят. Женщины приходят к нам с журналом 'Vogue' на русском языке, чтобы первыми записаться в очередь на сапоги и сумочки из новой коллекции; часто бывает, что за один поход в наш магазин люди тратят суммы, выражающиеся пятизначной цифрой'. Эти деньги идут не только на одежду. 'Harvey Nichols' пришлось вдвое увеличить закупки каспийской белужьей икры - самой дорогой в мире (50 грамм стоят 146 фунтов) - чтобы удовлетворить спрос.
Вся модная индустрия настолько ориентируется на россиян, что в этом году во многих коллекциях одежды явно прослеживаются мотивы, связанные с их родиной.
Так, 'Michael Kors', 'Eley Kishimoto' 'Balenciaga' отдали предпочтение стилю 'милитари', обыгрывая форму советской армии, а 'Miu Miu' представляет деревенские платки и цветастые вышитые юбки. Цель этого, по словам дизайнера Жюльена Макдональда (Julien Macdonald) - не убеждать россиянок носить подобную одежду ('Вы бы поставили в гостиной модель Эйфелевой башни, если бы жили в Париже?'), а привлечь их внимание к своим изделиям. 'Россиянки - мечта любого дизайнера', - добавляет Макдональд (одно из его последних изделий - шуба стоимостью в 65000 фунтов с явным расчетом именно на этих клиенток). - Они - просто спасенье почти для всех известнейших модных домов мира. Если бы не они, многие из нас давно бы обанкротились. Все другие женщины уже не покупают модные изделия класса 'люкс'.
Денежные россиянки - женщины молодые и эффектные. Они терпеть не могут авангарда и стиля 'грандж'. Они тратят очень много денег на свою внешность и хотят 'показать товар лицом'. Это потрясающие, очаровательные женщины; они покупают все самое дорогое, даже не глядя на ценник'.
Именно к таким молодым и эффектным россиянкам, живущим в Лондоне, относится двадцатидвухлетняя Алсу Сафина. Дочь Ралифа Сафина, одного из основателей крупной нефтяной компании 'ЛУКойл', переехала в Лондон вместе с семьей, когда ей было 12 лет. Одна закончила Квинз-колледж - частную школу на Харлей-стрит, а затем училась в художественном колледже MPW. Сейчас она живет одна - в великолепном пентхаусе с видом на стадион 'Лордз', где проходят соревнования по крикету.
Ее родители вернулись в Россию, но сама Алсу и ее брат (он торгует сахаром) считают своим домом Англию; два года назад она даже получила британское гражданство. Алсу - эстрадная певица, пользующаяся популярностью у себя на родине (ее даже называют российской Бритни Спирс [Britney Spears]); она часто ездит в Москву, но, по ее собственным словам, именно в Лондоне чувствует себя особенно уютно. 'Круг у нас узкий. Все друг с другом знакомы, - рассказывает она. - В Лондоне я чувствую себя комфортнее. В Москве люди слишком критически настроены, слишком резки в оценках, слишком много обсуждают друг друга. В Лондоне я могу спокойно отдохнуть от своей московской жизни'.
Будучи в нашей столице, Алсу проводит свободное время в Найтсбридже - часто бывает в ресторане 'San Lorenzo', который пользуется популярностью у знаменитостей, универмаге 'Harvey Nichols' и фешенебельном ночном клубе 'Wellington'.Хотя ее розовые часики буквально унизаны бриллиантами, Алсу утверждает, что у нее просто нет времени, чтобы выставлять напоказ свое богатство. 'Есть много молодых россиян из богатых семей, которым некуда девать время, - объясняет она. - Поэтому они просто каждый месяц меняют машины, - сегодня 'Феррари', завтра 'БМВ' - ходят по дискотекам и тратят деньги'. Однако Алсу, как и многие ее соотечественники, не любит, чтобы на нее обращали внимание, и Лондон нравится ей тем, что позволяет 'раствориться в толпе''. 'Мне не нужны телохранители, - рассказывает она. - Куда бы я ни пошла, я чувствую себя в безопасности. В Москве я так себя вести не могу, поскольку это опасно, и телохранители моего отца не отпустят меня одну'. Что ж, если капитал вашего отца составляет от полумиллиарда до миллиарда фунтов, к личной безопасности приходится относиться серьезно. 'Я ежедневно разговариваю с родителями по телефону. У нас так заведено, - объясняет она. - Это не означает, что, отправив меня в Лондон, родители обо мне тревожатся. Они знают, что я здесь чувствую себя как дома, и ничто мне не угрожает'. Конечно, подобное стремление к безопасной и стабильной жизни стало еще одной важнейшей причиной, обусловливающий рост российской общины в Лондоне.
В ходе яростной грызни за богатства в постсоветскую эпоху, с 1998 по 2004 г. из России были вывезены и переведены на оффшорные счета в Швейцарии и других странах гигантские капиталы - на общую сумму в 56 миллиардов фунтов.
Большинство государств требует лиц, постоянно проживающих на их территории, в том числе иностранцев, платить подоходный налог и налог на прирост капитала со всех своих активов, независимо от того, в какой стране они находятся. В Британии такой системы нет, и это придает ей особую привлекательность в глазах российских эмигрантов. В то же время они ценят тот факт, что правовая система в стране отличается четкостью и беспристрастностью; если надо, они всегда могут прибегнуть к ее защите.
Московская газета 'Жизнь' пишет: 'Россияне мечтают стать подданными Ее Величества. Желанный паспорт с британским гербом защитит вас лучше любой брони и даст вам всевозможные права. Не хотим утомлять вас, перечисляя их все. Чтобы представить себе степень свободы, которой пользуется человек в Британии, достаточно привести один пример: водитель там не должен постоянно иметь при себе права. У нас России такое просто невозможно'.
Чтобы богатый россиянин сам сел за руль и катался по 'Лондонграду'? Трудно представить - ну разве что на этот вечер он отпустил шофера. "
31.10.2005
Том Роусторн (Tom Rawstorne) ("Daily Mail", Великобритания) ИноСМИ.Ru