Неафишируемый властью план предусматривает окончательное решение «олигархического вопроса» к 2008 году. Возможно, первые на очереди в этом плане – Потанин и Богданов
""Нынешним российским реалиям больше подходит образ ближневосточного нефтяного феодализма, нежели экономическая модель западного типа. Коллаж Екатерины Саратовой
На днях стало известно, что 11% акций нефтяной компании «Верхнечонскнефтегаз», принадлежащие Иркутской области, в ближайшее время будут проданы. Об этом заявил и.о. первого заместителя губернатора Иркутской области Юрий Параничев. Ожидается, что сумма сделки составит 2,1 млрд. руб. (около 70 млн. долл.). Покупатель пока не называется, однако эксперты предполагают, что скорее всего это будет «Роснефть».
Напомним, что компания Сергея Богданчикова на днях объявила о приобретении 25,94% «Верхнечонскнефтегаза» у «Интерроса», принадлежащего известному миллионеру Владимиру Потанину. По мнению большинства аналитиков, «Роснефть» купила пакет за цену ниже текущей рыночной стоимости бумаг. Это объясняется, во-первых, «достаточно богатым административным ресурсом компании», во-вторых, – стремлением «Интерроса» избавиться от своих нефтяных активов. О стратегии распродажи непрофильных активов в тот же день заявил и руководитель центра общественных связей компании Михаил Барковец. По словам аналитика ИК «Проспект» Дмитрия Мангилева, «рынок уже давно наводнен слухами о том, что «Интеррос» планирует распродать все свое имущество за исключением «Норильского никеля».
Первым лотом в распродаже империи Владимира Потанина стал концерн «Силовые машины», 22,43% которого «Интеррос» продает РАО «ЕЭС России».
После продажи «Верхнечонскнефтегаза» в числе промышленных активов компании останутся блокпакет «РУСИА Петролеум», продажу которого «Интеррос» анонсировал уже давно, и 51% голосующих акций ГМК «Норильский никель». По мнению аналитиков, основным претендентом на пакет в «РУСИА Петролеум» является государственный «Газпром». Холдинг давно строит планы на Ковыктинское месторождение, являющееся одним из крупнейших в Восточной Сибири. Заметим, что «Газпром» и ТНК-ВР (владеет 62,89% в «РУСИА Петролеум») уже ведут переговоры о совместной разработке этого месторождения. В начале июня текущего года директор по развитию ТНК-ВР Ник Погсон заявил о планах создания «объединенной компании с «Газпромом».
По мнению некоторых аналитиков, список громких сделок этим не ограничится. «До 2008 года состоится еще ряд крупных приобретений, которые могут превзойти сделку по продаже «Сибнефти» «Газпрому», – сказал «НГ» директор Института национальной стратегии Станислав Белковский. По его информации, «Роснефть» приобретет 62% акций «Сургутнефтегаза» за сумму, близкую к 20 млрд. долл., а концерну «АЛРОСА» отойдет контрольный пакет «Норильского никеля», который может быть оценен примерно в 8 млрд. долл. Возможность того, что главный актив Владимира Потанина отойдет государству, не исключает и начальник отдела стратегического планирования инвестиционного банка Brunswick UBS Эл Брич. По его мнению, АЛРОСА призвана занять место в числе крупнейших мировых горнодобывающих предприятий, став одним из промышленных столпов, на которые будет опираться Кремль в выстраивании совей экономической политики.
«АЛРОСА» не скрывает эти амбициозные замыслы, открыто заявляя о заинтересованности компании в покупке непрофильных активов с целью диверсифицировать свой бизнес. «Чтобы выдержать конкуренцию с развитыми странами и бурно растущим Китаем, Россия должна ускоренными темпами вводить в хозяйственный оборот богатейшие рудные и энергетические ресурсы Дальневосточного региона. Это приоритетная общенациональная задача, и государство будет решать ее, опираясь на крупные компании, которые оно контролирует. В горнорудной сфере «АЛРОСА» – единственная такая компания. Именно поэтому правительство Российской Федерации предпринимает действия по укреплению своих позиций в компании. Тем самым будут сформированы условия для создания на базе «АЛРОСА» национальной горнорудной компании, которая могла бы эффективно реализовывать государственную политику в области разработки полезных ископаемых как на территории России, так и за ее пределами во благо акционеров и всей России», – сказал министр финансов Алексей Кудрин, занимающий пост председателя наблюдательного совета АК «АЛРОСА», выступая на общем собрании акционеров компании в июне этого года.
Комментируя возможность покупки «Роснефтью» компании «Сургутнефтегаз», аналитики отмечают, что подобная сделка могла быть интересна Сергею Богданчикову. «Однако, учитывая текущее положение компании с долгами, сомневаюсь, чтобы это было возможно», – сказал «НГ» Дмитрий Мангилев. «Роснефть», конечно, компания государственная, но формально Российская Федерация никаких обязательств по долгам компании не несет. Поэтому я думаю, что в ближайшее время независимые кредиторы не дадут «Роснефти» крупных займов», – разделяя мнение коллеги, сказал аналитик ИК «Русские финансовые традиции» Павел Ворожцов. А по мнению управляющего партнера компании «4D Consult» Григория Выгона, учитывая, что финансовое положение «Сургутнефтегаза» гораздо более стабильное, логичнее было бы ожидать покупки «Роснефти» компанией «Сургутнефтегаз». Однако эксперты призывают не забывать о том, что «в нашей стране возможно все», в том числе и аукционы, на которых более мелкие компании покупают более крупные, причем за государственные деньги. По мнению Станислава Белковского, в случае необходимости найти требуемую сумму для «Роснефти» не составит труда. «Государство взяло уверенный курс на выдавливание олигархов из страны. Причем установило для этого жесткие сроки – 2008 год», – считает эксперт.
«Чтобы избавиться от олигархов, государству необходимо выкупить обратно все ранее приватизированные предприятия, – считает Григорий Выгон. – Учитывая, что сейчас в стране все-таки какой-никакой рынок есть и многие компании уже стоят приличных денег, для государства эта операция была бы весьма накладной. Кроме того, я полагаю, что политическая линия избавления от олигархов неверна по своей сути. Логичнее было бы вынудить олигархов продавать свои доли в интересующих государство предприятиях. Но продавать их не через закрытые аукционы, а, к примеру, через IPO. То есть таким образом, чтобы никто не мог консолидировать крупных пакетов. На мой взгляд, такая схема была бы оптимальной: и рынок бы развивался, и олигархов бы не было. Если же государство решит сосредоточить большинство крупнейших активов в своих руках, прежде всего это будет означать потерю эффективности, а значит, бессмысленную растрату бюджетных средств. Лучше эти деньги направить в социальную сферу, чем наращивать государственный долг», – говорит эксперт.
Однако, судя по всему, власть все же пошла по второму пути. Укрепление государственного контроля над стратегически важными секторами промышленности, похоже, выходит далеко за пределы нефтегазовой отрасли. Так, государственный Внешторгбанк недавно приобрел несколько частных банков. В результате прошлогоднего банковского кризиса «ВТБ» поглотил Гута-Банк, в результате чего стал одним из крупнейших игроков на российском рынке финансовых услуг. Сейчас Внешторгбанк собирается также приобретать иностранные дочерние банки, принадлежащие Центральному банку России. В авиастроительной промышленности происходит тоже самое – частного производителя самолетов-истребителей ОАО «Иркут» планируют влить в состав крупного государственного консорциума «Объединенная авиастроительная корпорация» в надежде дать толчок развитию российского авиапрома. После запланированного слияния компаний «Совкомфлот» и «Новошип» появится национальный судоходный концерн.
Эксперты полагают, что такая диверсификация государственного бизнеса, возможно, поможет России в ближайшем будущем избавиться от сырьевой зависимости. Однако насколько эффективным будет государственное управление – неизвестно". "