За очередной крупной нефтяной аферой, судя по всему, стоит администрация Калмыкии
" Канадская компания Valkyries Petroleum 22 июля объявила о приобретении у оффшора Mintley Kalmykia 70%-ной доли в поисковом проекте на Лаганском блоке калмыцкого участка шельфа Каспия. Для финансирования сделки Valkyries провела эмиссию акций, к середине сентября разместив ценные бумаги на $55 миллионов.
Интерес инвесторов к Valkyries понятен – извлекаемые ресурсы Лаганского блока оцениваются более чем в 400 миллионов тонн нефтяного эквивалента. Между тем, законность выдачи лицензии на его разведку ООО «Петроресурс», приобретенному затем Mintley, может быть оспорена.
На основе аналогичной лицензии в 1999-2000 годах Лаганский блок уже исследовали ФГУП «Южморгеология» за счет средств ОАО «Калмнефть». По результатам сейсморазведки еще в начале 2001 года «Калмнефть» подала заявку в МПР на право разведки разработки выявленных перспективных структур и финансировала подготовку инфраструктуры для освоения шельфа. Однако заявка не была рассмотрена, а руководство Калмыкии объявило «Калмнефти» войну, отбирая лицензии и добытое сырье, заводя уголовные дела и инициируя банкротство.
Администрация Калмыкии, судя по всему, стоит за Mintley Kalmykia, продавшей долю в Лаганском блоке Valkyries Petroleum. Очевидно, это не является секретом для контролирующего канадскую компанию норвежского бизнесмена Адольфа Лундина. Но знают ли о подводных камнях на калмыцком шельфе инвесторы, купившие акции Valkyries? По официальной информации компания Valkyries Petroleum Corp. была учреждена в Ванкувере в 1979 году под именем Linco Resources Ltd., более 20 лет специализировалась на добыче золота и меди, четырежды меняла название и только в 2002 году получила нынешнее имя, переориентировавшись на нефтегазовые проекты.
До 2004 года компания располагала более чем скромными (точнее – мизерными) активами и исключительно в США: 75% в газовом проекте Queen Sity в южном Техасе и 33,3 % в компании Rincon Energy Partners, владеющей небольшими долями в нефтегазодобывающих проектах в Калифорнии и Мексиканском заливе. Суммарные запасы, приходящиеся на долю Valkyries в этих проектах, оцениваются в 11 тыс. тонн нефти и 9,7 млн. куб. м газа, а добыча газа в Queen Sity минувшим летом составила около 1,6 тыс. куб. м в сутки.
Весной 2003 года Valkyries Petroleum разместила акции на бирже TSX Venture в Торонто, но первые две эмиссии принесли лишь $3,9 млн.
Для справки. Валькирии (др.-сканд. valkyrja, букв. – выбирающая убитых) в скандинавской мифологии – прекрасные девы-воительницы, решающие по воле верховного бога Одина исход сражений. Из павших воинов отбирали храбрейших и уносили в Вальхаллу (чертог Одина).
Российский трамплин Адольфа Лундина
В мае 2004 года Valkyries объявила, что покупает за $39 млн. 50% акций компании Vitol Russia B.V. и становится партнером известного швейцарского нефтетрейдера Vitol в российском ЗАО «Печоранефтегаз». Доказанные извлекаемые запасы «Печоранефтегаза» по российским меркам невелики – всего 3,3 млн. тонн нефти; добыча по итогам прошлого года составила 277 тыс. тонн. Но для Valkyries это было стратегическое приобретение, позволившее привлечь на фондовом рынке $16,2 млн. и обеспечить к сентябрю 2004 года рост котировок акций в 3.5 раза.
Для Vitol продажа доли в «Печоранефтегазе» преследовала цель распределения рисков. Но как удалось маленькой канадской компании аккумулировать $39 млн. и почему именно ее Vitol предпочла видеть в качестве партнера?
Очевидно, причина в том, что Valkyries Petroleum – одно из предприятий Lundin Group, транснациональной корпорации, контролируемой норвежским бизнесменом Адольфом Лундиным и его сыновьями Лукасом и Яном. Lundin Group имеет проекты, связанные с разведкой и добычей полезных ископаемых, в том числе нефти и газа, более чем в 20 странах. Ее нефтегазовое подразделение Lundin Petroleum участвует в проектах по разведке и добычи нефти и газа в Великобритании, Норвегии, Нидерландах, Франции, Тунисе, Судане, Нигерии, Венесуэле и т.д. Впрочем, количество здесь пока не перешло в качество: текущая добыча Lundin Petroleum не превышает 1,8 млн. тонн в год, а доказанные извлекаемые запасы – менее 20 млн. тонн нефтяного эквивалента.
При этом в России Lundin Group имеет достаточно прочные позиции. Еще в 1996 году специально для инвестиций в российский ТЭК Лундин создал компанию Vostok Nafta Investment, акции которой с 1998 года котируются на Стокгольмской бирже. Привлекая деньги на фондовом рынке, Лундин через зарегистрированные в России компании скупал акции «Гаспрома», на которые сегодня приходится около 90% фондового портфеля Vostok Nafta. К концу 2003 года компания контролировала около 1% акций «Газпрома», через год пакет увеличился до 1,27%, а его стоимость выросла с $440 до $830 млн. Летом 2005 Vostok Nafta даже выдвинула своего кандидата в совет директоров «Газпрома».
В российской «нефтянке» Vostok Nafta также пробовала свои силы. Ее дочерняя компания Vostok Oil в 1999 году приобрела контрольный пакет акций «Восточной транснациональной компании», ведущей добычу на небольших месторождениях в Томской области. Столкнувшись с проблемами, Адольф Лундин предпочел выйти из капитала Vostok Oil, однако в прошлом году вновь решил испытать удачу в российском добычном проекте – теперь через Valkyries Petroleum.
Но приобретение доли в «Печоранефтегазе» стало только началом российской экспансии Лундина. (В конце сентября Valkyries Petroleum объявила о подготовке сделки на приобретение 50% +1 акция компании «Ойлгастер», владеющей лицензией на разведку и разработку Ашировского блока, расположенного в центре Оренбургской области. По данным Valkyries Petroleum, в пределах Ашировского блока расположено одноименное месторождение, которое было открыто еще в 1949 году. В 50-60-х годах здесь было пробурено 14 скважин, и некоторые из них показали дебиты в более чем 100 тонн нефти в сутки. Несмотря на это, Ашировское месторождение никогда не вовлекалось в промышленную разработку. Его запасы по категории С1+С2 оцениваются в 14,7 млн. тонн).
В феврале 2005 года Valkyries Petroleum объявила о новой эмиссии акций на сумму $15,3 млн., которые предполагалось потратить на приобретение нефтегазовых активов на юге России. А в середине марта компания заявила, что покупает кипрский офшор Mintley Cyprus Ltd., которому принадлежит 51% в ЗАО «НК «Калмистерн», владеющем лицензией на разработку Каспийского нефтяного месторождения в Калмыкии у побережья Каспийского моря.
Сделка, завершенная в мае 2005 года, вполне оправдала эмиссионные планы Valkyries, в то же время приобретенный ею актив можно оценивать как проблемный.
Каспийское месторождение открыто в 1960 году и хорошо изучено (38 разведочных скважин), но его доказанные извлекаемые запасы категорий С1+С2 оцениваются всего в 1,9 млн. тонн (вместе с ресурсами С3 - 5,9 млн. тонн). Пробная эксплуатация месторождения началась в 1987 году, но к настоящему времени из 7 эксплуатационных скважин Каспийского добывается лишь около 80 тонн в сутки. Месторождение не подключено к трубопроводам, нефть автоцистернами доставляется за 40 км на железнодорожную станцию Улан-Хол, где переваливается в цистерны.
О «проблемности» «Калмистерна» говорит и схема финансирования сделки: Valkyries обязалась заплатить зарегистрированной в Гибралтаре Mintley Investment Ltd. $8 млн., еще $5 млн. вложить в развитие компании, возместить понесенные прежним владельцем затраты на $1 млн. и предоставить $5,2 млн. для возмещения привлеченного ранее кредита. Наконец, Valkyries обязалась передать Mintley до конца сентября 4 млн. своих акций (на сумму более $10 млн.) в обмен на 50%-ую долю в наливном терминале на станции Улан-Хол. То есть суммарные затраты канадской компании по сделке должны составить почти $40 млн. (больше, чем было потрачено на приобретение доли в «Печоранефтегазе»), в то время как на долю Valkyries приходится всего около 1млн. тонн доказанных извлекаемых запасов Каспийского месторождения. Не слишком ли много - $40 за тонну запасов небольшого месторождения?
Не слишком, если это плата за выход на каспийский шельф, запасы которого оцениваются уже в сотни миллионов тонн. Здесь также стоит учитывать, что калмыцкая сделка готовилась заранее: еще в марте 2004 года Valkyries сообщила о создании стратегического альянса с Mintley Investment, предполагающего взаимный обмен акциями и участие в совместных проектах. О чем шла речь, стало ясно только год спустя.
Выход на шельф
22 июля Valkyries объявила о новой сделке в Калмыкии. На этот раз она купила у Mintley Kalmykia Ltd. 70% в компании Mintley Caspian, владеющей лицензией на геологическое изучение Лаганского поискового блока на прилегающем к Калмыкии участке шельфа Каспийского моря.
Потенциальные извлекаемые ресурсы Лаганского блока западные эксперты оценивают в очень широком диапазоне от 9 млн. до 65 млн. тонн нефти и от 5,7 млрд. до 45,3 млрд. куб. метров газа. По оценкам российских геологов, как сказано в пресс-релизе Valkyries, запасы блока категории С3 достигают 110 млн. тонн. Исходя из этих данных, Valkyries договорилась заплатить Mintley $28,5 млн., кроме того, она обязалась выплатить $12,5 млн., если в пределах участка будут открыты коммерческие запасы углеводородов, и еще $10 млн., если получит лицензии на разработку открытых месторождений.
Отметим, что расположение Каспийского месторождения «Калмистерн» недалеко от берега моря позволяет создать здесь базу для освоения шельфа, в транспортную цепочку удачно вписывается и наливной терминал на станции Улан-Хол. Да и в целом появление иностранного инвестора на шельфе Северного Каспия надо признать очень своевременным. На прилегающем к Лаганскому блоку участке шельфа «ЛУКОЙЛ» открыл крупные месторождения имени Корчагина и Ракушечное и уже в 2008 году собирается здесь начать добычу.
В то же время не стоит заблуждаться по поводу планов Адольфа Лундина по освоению каспийского шельфа. Он в первую очередь – специалист фондового рынка, и все его приобретения в российской «нефтянке» имеют целью повышение капитализации компании, в данном случае Valkyries Petroleum.
Вслед за сообщением о сделке по Лаганскому блоку канадская компания объявила об эмиссии 11 млн. акций (увеличение уставного капитала на 25%) по цене $5,1 за акцию, что вдвое превышает цену акций предыдущей эмиссии. По итогам размещения, которое завершилось в середине сентября, компания получила $55 млн., а ее общая капитализация достигла $260 млн. Если учесть, что на стадии заключения альянса с Mintley весной 2004 года Valkyries Petroleum стоила около $16 млн., рост капитализации в 16 раз за 1,5 года можно признать феноменальным результатом. Тем более, что за приобретаемые активы компания расплачивалась в основном средствами, полученными на фондовом рынке, собственными акциями и рефинансированием кредитов.
По нашему прогнозу, Lundin Group некоторое время еще поработает над повышением капитализации Valkyries Petroleum, объявит новую эмиссию, а в дальнейшем выйдет из капитала компании, с большой прибылью продав свой контрольный пакет на волне интереса инвесторов к российским нефтегазовым активам. Причем повысить капитализацию Valkyries сможет без новых приобретений и дополнительных затрат, просто объявив первые результаты геологоразведочных работ на шельфе. Ведь калмыцкий шельф уже изучали, и с результатами этих работ канадская компания, скорее всего, знакома.
Через заднюю калитку
Первой интерес к калмыцкому участку шельфа Каспия проявила, что вполне закономерно, «Калмнефть». В 1999 году было подписано соглашение между Министерством природных ресурсов и ФГУП «Южморгеология» - с одной стороны, ОАО «Калмнефть» и Республикой Калмыкия – с другой, о проведении изыскательских работ на калмыцком участке шельфа с перспективой разведки и разработки выявленных структур. В соответствии с этим соглашением «Южморгеология» получила 5-летню лицензию на геологическое изучение Лаганского блока.
Финансирование сейсморазведки обеспечивала «Калмнефть», которая, соответственно стала собственником полученной информации. В ходе работ было обнаружено несколько перспективных структур (в частности – Лаганская и Джалыковская), прогнозные запасы которых геологи оценили в 415 млн. тонн н. э.
В январе 2001 года «Калмнефть» подала в МПР заявку на получение лицензии на право разведки и разработки выявленных структур. Но заявка осталась не удовлетворенной. Удивляться этому не приходится, учитывая достигнутый к этому времени накал противостояния между «Калмнефтью» и руководством Калмыкии.
Этот конфликт уходит корнями в 1997 год, когда президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов взял кредит на $8 млн. для строительства Chess Sity под гарантии экспортных поставок «Калмнефти». Возвращать кредит глава Калмыкии не собирался, что и стало причиной войны, объявленной руководством республики президенту «Калмнефти» Владимиру Болдыреву, который в 1999 году на приватизационном конкурсе приобрел госпакет акций компании (см. также «О целях и средствах» в журнале «Нефть и капитал» №5, 2003 г.).
Последние два года республиканские власти оказывали на «Калмнефть» беспрецедентное давление: в 2003 году МПР изъяло у компании почти все лицензии на месторождения, а в 2004 году по обвинению в финансовых злоупотреблениях Владимир Болдырев даже подвергся аресту (см. «Перетягивание «Калмнефти» в журнале «Нефть и капитал» №6, 2005 г.).
Понятно, что в этой ситуации заявку «Калмнефти» на разработку шельфа никто не собирался удовлетворять. Тем временем, в июле 2004 года истек срок действия геологической лицензии «Южморгеологии», и буквально через месяц аналогичная лицензия на геологическое изучение Лаганского поискового блока была выдана некоему ООО «Петроресурс». Эта компания вскоре перешла под контроль Mintley Caspian, 70% акций которой затем были проданы Valkyries Petrolium.
Владельцами ООО «Петроресурс», согласно учредительным документам, являлись физические лица, в основном сотрудники компаний «Уренгойгазинвест» и «Мегатрон НВК». «Уренгойгазинвест», насколько известно, - дочерняя компания «Стройтрансгаза», имеющая достаточно тесные связи с «Газпромом». Компания «Мегатрон НВК» известна тем, что в 2001 году получила геологическую лицензию на Тюлений поисковый блок на дагестанском участке шельфа Каспия, к югу от Лаганского. В 2003 году «Мегатрон НВК» продал 70% своих акций немецкой компании Wintershall, которая сейчас готовится к бурению первой разведочной скважины на шельфе.
Можно предположить, что учредители «Петроресурса» нашли аргументы, чтобы убедить МПР выдать им лицензию на Лаганский блок. И эти аргументы, видимо, были подкреплены обеспечением финансирования по цепочке «Петроресурс» - Mintley – Valkyries Petroleum (Lundin Group) – портфельные инвесторы. Также можно предположить, что по примеру «Мегатрон НВК» Valkyries Petroleum найдет достойного покупателя на свою долю в Лаганском блоке. Может быть, им станет тот же Wintershall. Кстати, как сказал «НиК» («Нефть и капитал») Владимир Болдырев, несколько лет назад немецкая компания хотела стать партнером «Калмнефти» при освоении калмыцкого шельфа, однако Кирсан Илюмжинов настоятельно рекомендовал ей этого не делать.
Очевидно, что власти Калмыкии имеют непосредственное отношение к переходу контроля над Лаганским блоком к Valkyries Petroleum. Руководство республиканского МПР, безусловно, располагает результатами исследования запасов шельфа, проведенного «Южморгеологией» на деньги «Калмнефти», и, надо полагать, не откажется предоставить их Valkyries. Обнародование более точных данных о запасах на шельфе позволит Адольфу Лундину резко повысить капитализацию Valkyries Petroleum, средства от продажи которой будут распределены между всеми заинтересованными лицами.
Если, конечно, данный процесс не будет прерван правоохранительными органами, которые докажут, что заявка «Калмнефти» была отклонена необоснованно, и она имеет преимущественное право на освоение перспективных структур Лаганского блока. Тем более, что за прошедшие годы «Калмнефть» вложила в подготовку инфраструктуры для выполнения на шельфе буровых работ десятки миллионов долларов. Надежду на такой поворот событий в «Калмнефти» связывают с недавним назначением нового прокурора Калмыкии и сменой части личного состава республиканской прокуратуры.