Тегеран может выйти на третье место по объемам закупок вооружений российского производства
"Подробности
Визит в конце декабря 2000 года в Исламскую Республику Иран (ИРИ) российской военной делегации во главе с министром обороны РФ маршалом Игорем Сергеевым основным своим итогом имел возобновление военного и военно-технического сотрудничества (ВТС) между двумя странами, приостановленного пять лет назад под давлением США. В соответствии с российско-американскими договоренностями, достигнутыми на высшем уровне и оформленными в Памятной записке от 30 июня 1995 г. (Меморандум Гор-Черномырдин), Россия обязалась завершить выполнение всех своих контрактов с Ираном по поставкам обычных вооружений и военной техники (ВВТ) и оказанию услуг военного назначения до 31 декабря 1999 г. и в дальнейшем не заключать новых. Формальным поводом для такого решения послужили выдвинутые Вашингтоном обвинения против ИРИ в поддержке международного терроризма. Одновременно с ВТС были свернуты и военные контакты между российскими и иранскими вооруженными силами.
Военно-техническое сотрудничество с Ираном осуществлялось в рамках четырех межправительственных соглашений от 5 ноября 1989, 17 мая 1990, 24 апреля 1991 и 13 ноября 1991 гг. с учетом ограничений, введенных российско-американской Памятной запиской, а также межправительственного протокола от 28 декабря 1995 г. об урегулировании взаимных финансовых обязательств. Общий объем сотрудничества составил около 5,1 млрд. долларов США.
Соглашение от 5 ноября 1989 г. предусматривало поставки 24 истребителей МиГ-29, 12 Су-24МК, две ЗРС С-200ВЭ и "Вега-Э" на сумму 1,3 млрд. долл. Указанное имущество поставлено в 1990-1994 гг. Осталось поставить авиационные боеприпасы и запасные части на 12,2 млн. долларов. Условиями соглашения предусмотрена поставка запчастей в течение 10 лет с даты последней отгрузки техники.
По соглашению от 17 мая 1990 г. выполнялись поставки подводных лодок проекта 877 ЭКМ и другого имущества. Подлодки переданы в 1993-1999 гг. Осталось поставить специзделий на сумму 1,2 млн. долл. Срок действия соглашения - до 2008 г.
Соглашение от 24 апреля 1991 г. - оказание технического содействия в создании и дооборудовании шести объектов берегового базирования подводных лодок с поставкой специмущества. Осталось оказать услуги на сумму 1,5 млн. долл.
Соглашение от 13 ноября 1991 г. предусматривало передачу лицензии и оказание технического содействия в организации производства в Иране 1000 танков Т-72С и 1500 боевых машин пехоты БМП-2, а также боеприпасов к ним на общую сумму 2,2 млрд. долл. В 1993-2000 гг. поставлено 422 танка и 413 БМП в различной стадии технологической готовности и боеприпасы на сумму 668 млн. долларов. Осталось поставить 578 танков и 1087 БМП, лицензионно-техническую документацию, технологическое оборудование, боеприпасы и оказать услуги на сумму свыше 1,5 млрд. долл. Предусматривалась поставка комплектующих, запчастей и другого имущества, лицензия на производство которых иранской стороне не передавалась, до 2011 г.
В 1998 г. иранская сторона подтвердила свою заинтересованность в продолжении и расширении ВТС с Россией и в приобретении восьми дивизионов ЗРС С-300ПМУ1, 1000 ПЗРК "Игла", 25 военно-транспортных вертолетов Ми-17-1В, восьми самолетов Су-25, а также ЗРС С-300ВМ, радиолокационных станций "Гамма-ДЕ", "Каста-2Е2", другой продукции военного назначения на сумму около 2 млрд. долл.
Прагматически мыслящие представители военно-политического руководства РФ понимали, что пойдя на подписание Памятной записки с США, Москва наносит себе колоссальный ущерб как в экономическом, так и в финансовом плане. Ведь Иран представлял несомненный интерес как потенциальный рынок сбыта продукции российского оборонно-промышленного комплекса, а ВТС с этой страной рассматривалось как инструмент привязки иранского ВПК к России. Оцененный же экспертами прямой ущерб от прекращения российско-иранского военно-технического сотрудничества составил 4 млрд. долларов США.
Российская сторона пыталась внести определенные коррективы в Соглашение Гор-Черномырдин. Для такого разговора с американцами складывались объективные предпосылки, вытекающие из самого содержания Памятной записки. Внимание Вашингтона было обращено на то обстоятельство, что после прихода к власти в Тегеране нового руководства в стране меняется политическая ситуация (пункт 5 Памятной записки предусматривал в этом случае возможность пересмотра обязательств сторон). Появилась информация и о том, что ряд стран - партнеров по Вассенаарским договоренностям, в том числе западноевропейцы, пересматривает свои подходы к Ирану (в этом случае пункт 7 Памятной записки также предполагает возможность пересмотра обязательств).
При этом учитывались и российские претензии относительно несоблюдения США своих обязательств по Памятной записке. Вашингтон не предотвратил несанкционированных передач американского оружия из стран Ближнего и Среднего Востока в зоны, прилегающие к РФ, по-прежнему препятствует доступу России на рынок высоких технологий и активно использует принцип двойных стандартов в конкуренции, по существу нацеленный на вытеснение Москвы с мировых оружейных рынков.
Хотя после 1997 года назрели объективные предпосылки для постановки вопроса о пересмотре обязательств РФ по Памятной записке, реальных изменений ситуации так и не произошло. Ельцинская администрация опасалась, что односторонний выход из договоренностей с Вашингтоном мог бы повлечь за собой введение американских санкций, прежде всего против российской космической отрасли, существующей в основном за счет заказов, поступление которых зависит от США, контролирующих рынок услуг в этой области.
Положение кардинально изменилось после избрания президентом России Владимира Путина. Иран посетили секретарь Совета безопасности РФ Сергей Иванов и начальник Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны России генерал-полковник Леонид Ивашов. А уже в ноябре прошлого года американская сторона была уведомлена, что РФ выходит из режима Памятной записки Гор-Черномырдин. В то же время российская сторона продолжила выполнение взятых на себя обязательств по российско-иранским межправительственным соглашениям.
Отметим, военно-техническое сотрудничество между РФ и ИРИ имеет отличные перспективы. С учетом политической ситуации, складывающейся вокруг Ирана, руководство этой страны разработало 25-летнюю программу перевооружения с опорой на технику российского производства. А на ключевые посты в системе ВТС не так давно назначены представители Корпуса стражей исламской революции (КСИР), выступающие активными сторонниками развития отношений с Россией в военной и военно-технической сфере.
В ходе пребывания делегации российского Минобороны в Тегеране иранская сторона сообщила о готовности закупить в 2001-2002 гг. крупные партии оружия из РФ. По экспертным оценкам, в ближайшей перспективе Иран может выйти на третье место (после Китая и Индии) по объемам закупок российских вооружений. В первую очередь Тегеран заинтересован в создании комплексной системы ПВО страны, системы противовоздушной обороны объектов атомной и военной промышленности, лицензионном производстве ряда сухопутных, морских и авиационных систем вооружений, модернизации существующего парка боевой авиатехники, создании сервисных, ремонтных и учебных центров, сотрудничестве в области космических программ. Переговоры по указанным вопросам провел включенный в состав делегации МО РФ заместитель генерального директора "Рособоронэкспорта" Виктор Комардин.
Мощный импульс получили и двусторонние военные контакты. Как сообщил маршал Игорь Сергеев по итогам проведенных переговоров с министром обороны и поддержки вооруженных сил Исламской Республики Иран вице-адмиралом Али Шамхани, достигнута договоренность начать новый этап сотрудничества между армиями двух стран. Предусмотрено проведение консультаций по вопросам безопасности; взаимное информирование о военных доктринах, военном строительстве, общих вызовах и угрозах; расширение военных контактов и связей, двусторонний обмен делегациями; обучение иранских офицеров в российских военных училищах и академиях.
Необходимость развития диалога с Ираном не теряет своей значимости, а с учетом иранского влияния в регионе еще и возрастает, так как появляется возможность через российско-иранский диалог повлиять на развитие региональной военно-политической ситуации. С развитием российско-иранского военно-технического сотрудничества эта возможность может увеличиться многократно. "