" В Нальчике оценивают ущерб, причиненный жилым домам при нападении боевиков, и вставляют стекла в домах микрорайона "Искож", расположенных поблизости от третьего горотдела внутренних дел, где боевики более суток удерживали заложников.
Столица Кабардино-Балкарии вернулась к обычной жизни. Вернулись к привычному графику и пособники, вдохновители, идеологи боевиков ...к себе в офисы в Нальчике.
Это не опечатка. Они все известны, они не скрываются и живут легальной жизнью. Они регулярно печатаются на страницах интернет-сайта террористов "Кавказ", под благозвучным лозунгом "усилия по подъему национального мусульманского самосознания", устраивают подпольные сектантские молельни в обычных нальчикских квартирах, а также акции протеста против действий федеральных сил. А при малейшей опасности они аппелируют к Западу, жалуясь на притеснения и зажим свободы. Все эти люди, те, кто сбил с толку молодых кабардинских и балкарских парнишек, одурманил их другими ценностями, а когда правоохранительные органы стали наступать на пятки, дал им в руки автоматы и послал на бессмысленную акцию, фактически бросил на убой. А сами остались в стороне.
Из "крупных рыб" в боях в Нальчике принимал участие только так называемый эмир ингушского джамаата Ильяс Горчханов. Его уничтожил один из чекистов выстрелом из автомата при отражении атаки на управление ФСБ. Остальные "соратники" Горчханова были в основном сельскими жителями из Зольского района республики в возрасте от 18 до 24 лет.
А теперь, чтобы не быть голословным, приведу факты. Правоохранительные органы КБР заранее узнали, что местные члены бандподполья готовят крупные теракты и хорошо поработали на опережение. Всего за несколько часов до нападения оперативники УБОП и ФСБ взяли начальника ВОХР аэропорта Нальчика Шогенова, у которого изъяли карты охраны объекта, а вслед за этим в тайнике нашли 40 ведер, наполненных алюминиевой пудрой, аммиачной селитрой и железками. Кроме уже подготовленных бомб, в тайнике находились восемь мешков неразмешанной взрывчатой смеси и два мешка нарезанной арматуры. Вторым задержанным стал некто Сосруко Амшуков, который на полученные 22 тысячи долларов должен был закупить для бандитов вещи. Третьего, некоего Мурада Хамукова задержали, когда он под видом журналиста снимал объекты будущих нападений.
Все задержанные на первых же допросах дали показания, что организаторами планируемых терактов были Муса Мукожев и Анзор Астемиров.
Для тех, кто не в курсе: эти люди не прятались по лесам с автоматами. Наоборот, они были весьма уважаемыми в городе гражданами, в поддержку которых на страницах местных газет появлялись статьи, а в Москву ездили ходоки с тем, чтобы Кремль сделал на них ставку как на патриотическую местную элиту. Несмотря на то что в правоохранительных органах давно подозревали, что Мукожев является эмиром местного ваххабитского джамаата, официально он числился заместителем руководителя Кабардино-Балкарского института исламских исследований. А Астемиров числился вторым замом и ревизором этого известного в республике заведения, хотя и его подозревали в причастности к организации нападения на здание республиканского Госнаркоконтроля в декабре прошлого года. И никакие попытки возбудить уголовные дела против этой теплой компании долго не удавались.
Наоборот, руководитель института - также известный в республике человек некто Руслан Нахушев - активно защищал своих друзей от любых нападок органов. В отношении этого господина прокуратура также оставалась слепа и глуха, несмотря на то, что ФСБ давно сигнализировала о противоправной деятельности Нахушева. В действиях института и его "профессоров" следователи не находили состава преступления. Даже когда Нахушев подбросил в МВД дезинформацию о якобы готовящемся покушении на заместителя главы МВД КБР Хаупшева, никаких последстий не последовало. Хотя деза тянула на хорошо спланированную провокацию, ведь, по версии Нахушева, покушение планировали не какие-нибудь террористы, а секретарь республиканского Совбеза Олег Шандиров и заместитель министра внутренних дел республики Хасан Бетуганов. Нахушев сообщил сенсационные подробности, будто ими уже выплачено киллерам 250 тысяч долларов.
Потом, когда все оказалось чистой липой, Нахушев отбоярился: мол, услышал информацию от какого-то чеченца. И ему поверили. Он и сейчас с точки зрения государева ока вполне добропорядочный гражданин, ходит каждый день на работу, а то, что защищал и покрывал находящихся ныне в федеральном розыске матерых ваххабитов Астемирова и Мукожева, так, видимо, заблуждался. С кем не бывает.
Есть в Нальчике и еще колоритные персонажи. Вот Валерий Хатажуков, кстати, также выходец из Зольского района, откуда родом большинство напавших на Нальчик - уважаемый адвокат и правозащитник. Многие его действия и высказывания и, что особенно интересно, контакты весьма специфичны. Он принимает участие в международных форумах, дает интервью, обличает власть, а недавно выступил в Турции на конференции "Трагедия кавказцев: от прошлого к настоящему". О смысле выступления Хатажукова отозвался очень известный в Турции адвокат Мезди Нюзхет Четинбаши, который прославился тем, что защищал в суде Мухамеда Токчана, лидера террористов, захвативших в 1996 году теплоход "Аврасия". Так вот этот Четинбаши сказал:"Его выступления являются честными и смелыми, и мы будем поддерживать всех, кто ведет борьбу против России на Северном Кавказе".
Красноречиво? Еще как. Но если кто думает, что адвокат и руководитель сомнительного фонда Kafkas VakFI Четинбаши не разобрался в переводе выступления Хатажукова, то это вряд ли. Четинбаши не только слушал речи Хатажукова, но и сопровождал его в поездке по Турции.
Еще один примечательный факт - Хатажукова заметили в турецкой столице среди организаторов митинга протеста против убийства федеральными силами Аслана Масхадова. Случайность нахождения Хатажукова в рядах митингующих также маловероятна, ведь в Турцию он прибыл по приглашению некоего Болата Хаджи Байрама. Этого, как уверены наши спецслужбы, кадрового сотрудника турецкой разведки, в 2003 году депортированного из России.
Понятно, что питательной средой терроризма, особенно на Северном Кавказе, являются проблемы региона - коррупция, клановость, безработица. Например, в Зольском районе крестьянам из работы в год только сенокос да сбор урожая, а все остальное время они предоставлены сами себе. Плюс они не могут найти работу в городе, потому что в заведения, банки, милицию берут только по родственному принципу или за взятки. Люди недовольны поборами милиции на улицах.
Но это в принципе справедливое социальное недовольство простых людей религиозные идеологи экстремизма очень тонко используют в своих целях и, как выясняется, сами остаются безнаказанными. Что для них та сотня погибших юнцов, за деньги и за обещание светлого будущего всегда можно найти новую паству.
Между тем
Как сообщило РИА Новости, Кузьминская межрайонная прокуратура Москвы возбудила уголовное дело против гражданина Узбекистана Сардобека Сиддикова по статье 282 прим 2 (Организация деятельности экстремистской организации) УК РФ. В период с 2002 года по настоящее время на территории округа он организовал отделение религиозного объединения "Партия исламского освобождения", признанного решением Верховного суда РФ экстремистским. Гражданин Узбекистана пропагандировал превосходство граждан по признаку их религиозной принадлежности, а также распространял литературу экстремистского толка.
от первого лица
Министр обороны РФ Сергей Иванов поделился своим взглядом на события в Кабардино-Балкарии:
- Самая большая дурь, сказанная про Нальчик, - это утверждение, что силовики, особенно МВД, просмотрели вторжение в город крупных банд террористов. Никакого вторжения не было. Они все там сидели как мирные граждане, иногда соседи по квартирам. Это было бандитское подполье - лучше не скажешь. Никто в Нальчик на грузовиках не въезжал, оружия туда не завозил. Прошла команда, и боевики достали "калашниковы", сели в "Жигули" и - вперед...
В таком сценарии террористы свое нападение не планировали. Скорее, оно получилось спонтанным. Нам не пришлось перебрасывать роту 135-го полка за сотню километров от расположения, потому что операция в городе уже шла, и аэродром в Нальчике находился под нашей охраной. Кстати, там был ранен первый наш солдат.
Далее события развивались так. У бандитов оставалось два пути: или бежать из города, или спешно выступать. Иначе через два-три часа их захватили бы прямо дома. Примерно 150 человек решились на активные действия. Некоторые группы попытались покинуть Нальчик. Одну из них военные расстреляли с вертолетов.
В пользу этой версии свидетельствует такой факт. Атака на административные здания началась в 9.30-10 утра, когда уже шел рабочий день, и милиционеры, пограничники, военные и сотрудники спецслужб были в своих кабинетах. Что произошло дальше, хорошо известно.
Кольцо по-прежнему не снято. Пока милиция тотально не зачистит каждую подозрительную квартиру, оцепление будет находиться вокруг Нальчика. Осмотры жилья уже помогли найти и оружие, и задержать пару боевиков.
В ночь с пятницы на субботу на блокпосту в окрестностях кабардинской столицы отличился рядовой минобороны Марат Маргалиев, призванный из Оренбурга. Мимо него попытался проскочить "Жигуленок" 99-й модели с тремя неизвестными. Марат бросился наперерез, но его сбили. Машину, конечно, задержали, ее водителя и пассажиров - тоже. А Марата с переломами обеих ног пришлось переправить в госпиталь Бурденко. Молодец парень, ничего не скажешь.
Местным властям необходимо решать социально-экономические проблемы, бороться с коррупцией, чтобы ликвидировать "бульон, питающий экстремистов". Нельзя все время эту задачу перекладывать на силовиков. Они по определению не могут ликвидировать безработицу и коррупцию.
Силовая операция - это последний аргумент, хотя в конечном счете бандиты понимают и признают только силу. "