"В свое время Олег Малышев закончил химический факультет ВГУ. Но провести всю жизнь за колбами и пробирками - нет, это для г-на Малышева. "Химию" - в бизнес !,- решил студент. Через родственные связи жены - Елены Косаревой - он становится заместителем по инвестициям генерального директора Воронежского механического завода Анатолия Часовских.
В то время Анатолию Часовских срочно понадобился свой "карманный" банк. Создавать свой - хлопотно, гораздо проще - захватить уже существующий, владельцы которого заняты внутренними распрями. И вот, в конце 1998 года Олег Малышев проходит первое "боевое крещение". Сначала он, через подставных лиц, скупает внушительный пакет акций КБ "Агримпульс" (и на себя, и на г-на Часовских с приближенными). Потом, после "работы" с управляющим банком, проводится эмиссия акций банка, в результате чего у Олега Малышева с "группой товарищей" оказывается 75-процентный пакет.
В КБ "Агоримпульс" переводятся несколько счетов Воронежского механического завода, в том числе - и фонды заработной платы, которую, в духе времени, стали начислять на пластиковые карты. Беда вот только - кроме как в офисе КБ "Агроимпульс" эти карточки больше нигде к оплате не принимают... Зато владельцы банка (по совместительству и руководство завода) получило отличную возможность не только "прокручивать" зарплату, но и брать за ее выдачу проценты...
Естественно, эмиссия акций, проведенная в обход общего собрания акционеров, вызвало массу неприятных для г-на Малышева вопросов. Руководство Воронежского ГУВД возбудило уголовное дело, а в ходе проверки было установлено, что сам Часовских за 19, 98 процентов акций выложил из кармана больше миллиона наличных рублей. Его заместитель Малышев оказался поскромнее - за 13,03 % он заплатил "всего" 775 тысяч. И тоже "наличкой".
Происхождение денег банкиры подтвердили, как это принято, справками о получении гонораров в каких-то столичных консалтинговых фирмах - любят читать лекции. Правда, упомянутые в документах фирмы оказались "призраками" - никаких их следов найти не удалось. И вот, весной этого года против г-на Малышева и остальных акционеров было возбуждено уголовное дело по редкой для Воронежа 174-й статье УК РФ - "Легализация (отмывание) денежных средств".
После такой "подставы" г-н Часовских, спасая имидж "честного хозяйственника" публично уволил Малышева. Но связи с Олегом не потерял - родственник все-таки...
Как "забурить" Газпром?
Оказавшись "на вольных хлебах", Олег Малышев провернул еще одну комбинацию, которой бы позавидовал и сам Мавроди. Подняв старые "мехзаводовские" связи, г-н Малышев договорился с АО "Астраханьбургаз" (дочернее предприятие Астраханского филиала Газпрома) поставить запчасти к буровому оборудованию, которое производит ВМЗ, в обмен на мазут. По некоторым данным, сумма сделки оценивалась в 1,6 миллиона рублей. По письму доверчивые астраханцы отгрузили мазут в цистерны и отправили в адрес фирмы "Нефть - Газ - Сервис", принадлежавшей Олегу Малышеву. Но оборудования они так и не дождались... Осознав, что их элементарно обманули, газовики обратились в милицию. Каково же было удивление правоохранительных органов, когда они узнали, что существуют аж три фирмы с названием "НГС". Одна в Воронеже, другие - в Элисте и на Горном Алтае. И где именно растворился мазут - неизвестно... Тем не менее, этот эпизод карьеры г-на Малышева лег в основу еще одного уголовного дела, которое расследуется и по сей день...
Пожизненный срок...
И тут, летом прошлого года, происходит сказочное превращение - из банкира и торговца мазутом студент-химик становится председателем Фонда конверсии, реструктуризации и развития предприятий Воронежской области (или Фонда "Конверсия"). И для этой метаморфозы, помимо природного умения Малышева "запудрить" мозги кому угодно, пригодились давние связи его покровителя Анатолия Часовских с губернатором области Иваном Шабановым (говорят, средства ВМЗ шли на финансирование предвыборной кампании Шабанова осенью 1996 года) и председателем областного правительства Александром Сысоевым.
Так или иначе, по воле областных властей "мазутчик" Малышев стал полноправным хозяином миллионов бюджетных рублей. Устав Фонда "Конверсия" гласит, что "Председатель Фонда может быть отстранен от своих обязанностей в случае подачи заявления на имя Председателя Фонда об увольнении по собственному желанию, либо стойкой неспособности Председателя Фонда выполнять свои обязанности, вызванные состоянием его здоровья". То есть, от денег его теперь не оторвешь.
Между прочим, по уставу фонд "Коверсия" - это орган социальной защиты! Администрация выделила г-ну Малышеву 23 миллиона рублей из бюджетных и внебюджетных фондов. Плюс - получил возможность отрабатывать недоимки в бюджет и проводить вексельные операции. К благородному процессу перековки мечей на орала подключилась и городская администрация. По распоряжению мэра Александра Цапина фонду бесплатно были выделены помещения и отдали на откуп бюджет развития города (!) в части поддержки промышленности. А это - 29,6 миллиона рублей за весь прошлый год.Куда же пошли деньги? Согласно отчету, на целевое финансирование ушло 22,4 миллиона рублей, а 30 миллионов ушло по статье "краткосрочные вложения". С размахом, что и говорить.
Лизинг губернатору приносит удовлетворение
В сентябре прошлого года фонд "Конверсия" и 11 промышленных предприятий города учреждают АО "Воронежская лизинговая компания", генеральным директором которой стал все тот же Малышев. Также пожизненно. А в Совет директоров АО, в обход закона и УК РФ, вошли областной "премьер" Сысоев, руководитель облкомимущества Толчеев и другие чиновники рангом поменьше. И не только вошли, но и начали оказывать свое покровительство коммерческой компании. Например, в договоре о создании лизинговой кампании "премьер" Сысоев взял на себя обязательство содействовать в приобретении в областную собственность пакета акций АО на сумму в 40 миллионов рублей. За счет векселей предприятий, оплатив тем самым их задолженность в бюджет, что влечет за собой нарушения Налогового и уголовного кодекса. Впрочем, по выражению самого губернатора Шабанова, если за такое сажать, то скоро в областной администрации некому будет работать.
Летчик-сантехник первого класса
Но, вернемся к делам фонда конверсии. Итак, следующий шаг - новоиспеченная "Лизинговая компания" входит в соучредители АО "Воронежводокомплект" (поставка и установка сантехники), которая, несомненно, нуждается в конверсии. Перекуем, так сказать, милитаристские ватерклозеты на мирные гражданские унитазы! Главная причина "конверсии" этой фирмы кроется в том, что сам г-н Малышев входит в число акционеров. Кстати, подобных "карманных фирм" Малышева, куда он вложил бюджетные деньги, насчитывается еще около десятка.
В результате губернатор Шабанов со своим заместителем получили объемную кормушку. По некоторым данным, нынешний предвыборный фонд Шабанова финансируется именно"Конверсией". Анатолий Часовских тоже не остался в накладе. Например, через фонд он пробил проект развития на ВМЗ легкомоторной авиации. Дело в том, что дочернее предприятие мехзавода - ОКБМ - производит авиационные двигатели, которые затем идут на Смоленский авиазавод, где их ставят на легкие самолеты. План был прост - Часовских покупает в Смоленске готовые самолеты, перегоняет их на авиазавод в Воронеж, где местные умельцы клепают на все детали табличку "Made in Voronezh", после чего агрегаты выдаются за продукцию ВМЗ. Но случился анекдот в стиле "черного юмора" - один самолет разбился еще под Смоленском, второй - уже в Воронеже. Тем не менее, конфуз замяли, программу легкомоторной авиации все-таки утвердили и мехзавод получил многомиллионные налоговые льготы. А Малышев получил вечное право стричь проценты с бюджетных денег, которыми сам же и распоряжается.
Но что такое проценты? Пусть даже и проценты с миллионов?.. Так, мелочь, сущие копейки по сравнению с возможностью за бесценок приобрести целые промышленные гиганты.
Попрессуем?
Схема такой приватизации сегодня уже осуществляется на АО "Воронежпресс", где производят кузнечно-прессовое оборудование для всей России (впрочем, Малышеву все равно, что там клепают...) Итак, в июне 2000 года администрации города и области передают Фонду налоговые недоимки на общую сумму 10 миллионов рублей. Фонд получает векселя, а чиновники гасят долги "Воронежпресса" по налоговым отчислениям в бюджет.
Получив векселя, г-н Малышев (или его фирмы типа той же лизинговой кампании) идет на завод и требует уплаты по счетам. Но в заводской кассе уже давно пусто. И тогда Олег Малышев предлагает бартер: часть векселя гасится активами завода - т.е. оборудованием, цехами и проч., которое передается "Воронежской лизинговой компании", которая потом эти же станки сдает в аренду заводу. (Вообще-то, подобные действия ведут к умышленному банкротству и подпадают под ст. 96 и ст. 195 УК РФ.) Другая часть векселя переоформляется в долг. И г-н Малышев (в лице фонда и его "дочерних" структур) на полных правах входит в круг кредиторов. (Здесь есть маленький, но существенный нюанс - областная администрация с ее недоимками по закону не может принимать участия на всех этапах процедуры банкротства. А вот "кредитор" Малышев - может...)
Есть такая профессия - счета зачищать!
И тут начинается второй этап, который "великий комбинатор" в своем буклете скромно назвал "защитой от нежелательного банкротства". Что, по логике, означает, что банкротство от самого Малышева - вещь, безусловно, желательная, долгожданная, как рождение сына, и само собой разумеющаяся. Как завод вообще жил без Малышева?!
Со стороны это выглядит как обыкновенная бандитская "разводка". Если прочие кредиторы почему-то не соглашаются на предложение Малышева, то предприятием начинают интересоваться "бэд гайз". Обычно в роли "плохиша" часто выступает Владимир Сакоренко, директор территориального агентства Федеральной службы по финансовому оздоровлению, который, по мнению Малышева, может захватить себе все и тогда кредиторам достанется шиш с маслом. Самое смешное, что, по данным газеты "Экономика и жизнь", г-н Сакоренко - федеральный чиновник - действует по приказу... члена Совета директоров лизинговой компании, председателя облкомимущества Вячеслава Толчеева и по первому звонку несется в его кабинет! Т.е. клиенту дают понять - если не будете платить дань "крыше", то на вас образцово-показательно наедут и вы все равно побежите к нам...
Но обычно подобного спектакля и не требуется. Стараниями областных чиновников у Малышева и так большинство голосов. Например, на АО "Воронежпресс" у Малышева - 25 миллионов долга, у остальных - 2,5 миллиона. Так что, тут вопрос решен. И, как только на предприятии-должнике начинается процедура банкротства, арбитражным управляющим становится человек Малышева. Со всеми вытекающими последствиями.
Но, как ни крути, вытекает только одно - завод переходит под контроль Олега Малышева. Или в собственность. Во-первых, управляющий может "безопасности ради" (чтобы кредиторы себе не заграбастали) передать все оборудование завода в собственность АО "Воронежская лизинговая компания". Во-вторых, можно на халяву отдать и сам завод. Например, на АО "Унитеп" Малышев через внешнего управляющего провел решение о дополнительной эмиссии акций под откровенно "липовую" программу инвестиций. И образовавшийся в результате бумажной возни контрольный пакет акций завода - 70 процентов! - передавался пяти "карманным" фирмам самого Олега Малышева.
Грустные перспективы "Конверсии"
Но дело, собственно, не в отдельных заводах и не в переделе собственности, которая, как ни крути, всегда шла не самыми честными путями. Речь о том, что по воле нынешнего руководства Воронежской области в зависимость от "великого комбинатора" поставлены местные государственные предприятия. Например, Нововоронежская АЭС, ВНИИ Связи и НПО "Заря" - "монстры" оборонного комплекса, производящие системы наведения для стратегических ракет... Их что, тоже прикажете отдать в частную собственность Малышева?
Перспектива, кстати, вполне реальная. Год назад - в августе 1999 года - в Воронеже на грань банкротства было поставлено КБ "Химавтоматика". Что бы осознать всю важность КБХА, приведем только один факт - на ВСЕХ космических ракетах России стоят двигатели, собранные в Воронеже. Здесь же была разработана и лазерная пушка для боевой орбитальной станции "Алмаз" (гражданское название - "Салют"). И вот, стараниями компаньонов Малышева промышленный гигант стратегического значения был передан в управление... 27-летнему безработному Андрею Савельеву из Подмосковья. До этого новоиспеченный "олигарх" 11 лет "грыз гранит науки" - учился на инженера водного транспорта, а за семь лет трудового стажа сменил десяток мест работы. Правда, спустя полтора месяца Федеральный арбитражный суд в Брянске без права обжалования отменил решение воронежских судей. Но прецедент уже есть... "