Расул Кудаев умирает. Экс-узник тюрьмы Гуантанамо, о судьбе которого «Собеседник» писал год назад, гниет заживо на глазах матери. Медицина бессильна не потому, что ранения Расула тяжелы. Просто за 15 месяцев после освобождения парню так и не дали медицинский полис. А денег на платное лечение у семьи нет.
" Похищение «по ошибке»
После 11 сентября татар Айрата Вахитова и Рустама Ахмярова продали янки за 5 тысяч баксов – так они говорят. Первого дустумовцы (боевики Исламского движения Узбекистана) похитили в Таджикистане, второго – в Пакистане и выдали ЦРУ за пленных талибов. Они оказались на Кубе.
Это было первое похищение, которое пережили молодые (чуть за 20) ребята. Последний раз их похитили недавно. В Москве...
В субботу, 27 августа, в дверь квартиры по Мансуровскому переулку, 10, принадлежащей председателю Исламского комитета России Гейдару Джемалю, позвонили неизвестные. Было 14.55. Айрат, который с Рустамом в тот момент находился в квартире, набрал сотовый Джемаля.
– Весь процесс похищения занял минут десять. И прийти ребятам на выручку я не успел, – объяснил мне Гейдар Джахидович.
О дальнейшем рассказали сами похищенные.
За дверью прозвучало: «Милиция» – и молодые люди не могли не впустить гостей.
– Их было пятеро, – вспоминает Ахмяров. – Четверо в штатском, один в форме.
– Не представившись, – продолжает Вахитов, – не предъявив документов, они повалили Рустама на пол. Нас заковали в наручники, отвезли в аэропорт.
А Гейдар Джемаль пытался разыскать исчезнувших. В 60-м отделении милиции города Москвы их не оказалось. Не смогли прояснить ситуацию и дежурные столичных ГУВД и УФСБ. Лишь в неформальной беседе сотрудники раскололись, что задержание проводил УБОП Татарстана. Источник сообщил, что «похищенные тайно этапированы: Вахитов – в Татарстан, а Ахмяров – в Новосибирск».
На самом деле оба «русских талиба» оказались в казанской тюрьме. Оттуда спустя двое суток после того, как суд задним числом выдал санкцию на их арест, задержанных перевезли в Набережные Челны.
– Тут же началась пиар-кампания республиканской прокуратуры, – продолжает Вахитов. – Зампрокурора Фарит Загидуллин публично заявил, что к нам отнесутся предельно жестко. Что нам вменяется статья 205 УК РФ, то есть терроризм. Хотя в постановлении указали статью 282 о разжигании религиозной и межнациональной розни.
Первого сентября помощник прокурора Ильдар Мухамедзянов добавил, что «Вахитов и Ахмяров подозреваются в подготовке и совершении террористических актов на территории Республики Татарстан и соседних регионов». А через сутки подозреваемых… отпустили.
– Ошибочка вышла, – пояснили в прокуратуре.
– Спасибо общественности, – добавляют освобожденные. – Если бы не звонки и запросы со всего мира, не интерес журналистов, еще неизвестно, как бы нам аукнулась эта ошибка. А так следователь пообещал, что ни по каким делам, связанным с терроризмом, нас привлекать в Татарстане больше не будут. Таких уголовных дел в республике сейчас 12.
Заговор через океан
– Это наглая авантюра региональных милиционеров, которые без санкций и прочих «ненужных» формальностей и документов провели криминальный захват людей в столице нашей родины, – с пафосом говорит Гейдар Джемаль. – А в истоках операции лежал заговор пьяных генералов.
Эту версию «узники Гуантанамо» привезли из Казани.
– В республиканском УБОПе нам сказали: «Мы вашей крови не хотим и даже не знаем, чья это затея», – рассказал Вахитов. – То же говорили и милиционеры в Набережных Челнах, сотрудники прокуратуры. Неофициально же объяснили, что на праздновании тысячелетия Казани два загулявших московских генерала из двух силовых ведомств по просьбе татарских коллег дали отмашку на наше задержание. Но когда увидели, что грозит международный скандал, генералы отреклись от своего устного приказа.
– Дело в том, – добавляет от себя Джемаль, – что мы решили создать Фонд узников Гуантанамо, который будет бороться за освобождение всех несправедливо захваченных американской военной машиной. Вот почему в Татарстане, руководство которого отличает особая любовь к американскому «большому брату», возможно, решили такой акцией поднять свой рейтинг в глазах США. Вероятно, это было задумано еще 28 июня, когда Айрат Вахитов на пресс-конференции в Москве описывал ситуацию в Гуантанамо, а посол Вершбоу, прилетевший в тот день в Казань, был вынужден оправдываться.
Руководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира Максим Шевченко не исключает, что силовики Казани действовали не без наводки американских спецслужб:
– У меня есть предположения, что в Татарстане было принято решение угодить американскому партнеру и превентивно уничтожить важных свидетелей по Гуантанамо. Ведь, по рассказам бывших узников, американцы на допросах спрашивали их не об «Аль-Каиде» и «Талибане», а о структуре татарского общества, о взаимоотношениях татар и русских... То есть американцев интересовали вопросы, ответы на которые помогли бы им расколоть нашу страну.
Основу для конспирологической версии мне подтвердил сам Вахитов, у которого за два года американской тюрьмы сложилось стойкое впечатление, что американцы готовятся к… войне против России.
А Ахмяров считает, что устранение бывших военнопленных выгодно США еще и потому, что «русские талибы» стали свидетелями проведения над ними в Гуантанамо медицинских экспериментов. Сам Рустам, например, после прививки на острове Свободы схлопотал гепатит В.
– Таким образом, – делает вывод Максим Шевченко, – арест и исчезновение молодых людей на руку только американцам, на которых работают предатели (иначе не назовешь) из российских спецслужб. Из семи бывших узников Гуантанамо непонятным преследованиям силовиков подвергались все, а двоих уже судят за терроризм.
Процесс пошел
Процесс над арестованными в апреле Тимуром Ишмурадовым и Равилем Гумаровым начался в Верховном суде Татарстана 13 сентября. А перед этим Ишмурадов передал на волю письмо матери (орфография сохранена):
«Мама не верьте «органам», что (бы) они про меня (ни) говорили, знайте, что я невыдержал, сдали нервы, нехватило терпения и я оговорил сам себя, а самое страшное что еще и других. У каждого человека есть предел терпения, многие рано или поздно ломаются, меня тоже сломали».
Экс-гуантанамовцев обвиняют в подрыве 8 января в Бугульме газопровода, протянутого неподалеку от здания местного УФСБ. В основу обвинения легли «признания» Тимура.
– При этом у следствия нет никаких объективных доказательств их вины, – считает адвокат «талибов» Фарит Байбиков. – Ни показаний очевидцев, ни даже отпечатков пальцев.
Суд идет в Татарстане. Но как объяснить «неприятности», которые происходят с другими бывшими пленными в других уголках России?
Балкарец Руслан Одижев после плотного интереса к нему местных силовиков предпочел уйти чабаном в горы. Чтобы не заподозрили в подготовке терактов. И все равно подозревают...
Шамиль Хаджиев был арестован в Башкирии в прошлом году, тоже по обвинению в терроризме. Вскоре его отпустили, но нормально жить не дают. Стоит Шамилю устроиться на работу, как его новым начальникам звонят из органов. И мытарства начинаются снова...
– В августе люди в масках в очередной раз похитили меня из дома под Нальчиком, – в приступе кашля рассказал бывший товарищ Хаджиева по Гуантанамо Расул Кудаев. – Какая именно структура меня схватила, я не знаю, но МВД Кабардино-Балкарии заявило, что меня арестовали по ошибке, и через несколько часов я был дома.
Между тем для местных силовиков Кудаев, как «русский талиб», остается «террористом №1», поэтому перепутать его ни с кем не могли. Заподозрить в совершении терактов – тоже, поскольку после афгано-американского плена бывший спортсмен стал инвалидом (перед тем как продать его янки, Расула расстреляли узбеки).
– У меня ранения в тазобедренной части. И ходить почти не могу, и лежать сил нет... Получить лечение невозможно, в УВД мне отказываются выдать общегражданский паспорт, а без него не дают полис. Поясницу все сильнее ломит. – Расул снова заходится кашлем. – Работать не могу, денег нет, стараюсь ни с кем не общаться, даже с друзьями. У всех, с кем я поговорю, возникают проблемы: обыски, аресты... Правда, ФСБ заступилась. Ко мне пришли сотрудники, сказали, что проблем больше не будет и скоро мой паспорт будет готов. Жду.
Интересно – за несколько дней до похищения Айрата Вахитова с ним тоже общались чекисты и тоже обещали не трогать. Зато «тронул» УБОП Татарстана. Отголоски давней войны российских силовиков, подогреваемой из-за рубежа?
А может, просто разыгрывается банальный спектакль о двух следователях? Региональным милиционерам досталось амплуа злодеев, а более «привилегированным» чекистам – хороших парней. Зачем? Тот же сотрудник ФСБ из отдела по борьбе с терроризмом, посуливший Айрату Вахитову неприкосновенность, посоветовал ему, критикуя Штаты, не делать публичных заявлений об арестах мусульман в России. Тогда Айрат отказался. После этого молодого человека вывезли в Татарстан.
Если разыгрывается похожий сценарий, череда похищений «русских талибов» вряд ли закончена. Во всяком случае, в квартире по Мансуровскому переулку они больше появляться не хотят..."