""Российско-германский договор о совместном строительстве Североевропейского газопровода (СЕГ) вызвал в Польше бурю эмоций - сплошь отрицательных. Политики всех мастей наперебой заговорили чуть ли не об антипольском заговоре. В ход пошли рассуждения о "многомиллиардной" российско-немецкой дружбе в ущерб странам, которые потеряют не только "живые" деньги за транзит российского газа (Польша, по некоторым оценкам, - 1 млрд. долларов в год), но и свое значение в энергосистеме Европы.
Премьер Польши Марек Белька назвал "балтийскую трубу" политической проблемой, смысл которой сводится к "наказанию" Польши за активное участие в "оранжевой революции" на Украине. Президент Александр Квасьневский, имея в виду, что СЕГ - это все-таки детище двух стран, сурово покритиковал ЕС, пустивший на самотек такое важное предприятие, и назвал газопровод миной под европейскую солидарность. Последнее замечание было явным камнем в немецкий огород.
В унисон с Квасьневским высказался и пребывавший в Польше глава комиссии по иностранным делам Европарламента Эльмар Брок. Тот неожиданно извинился за германо-российский договор. "Этот договор не был нацелен в Польшу, просто канцлер Шредер не знает истории", - заявил Брок.
Шредер отреагировал на реплики Квасьневского незамедлительно, хотя и не назвал своего оппонента по имени. "Должен публично пожаловаться на кого-то, кто считает себя другом Германии",- заявил канцлер во время избирательного митинга в Дортмунде. И добавил: "Нельзя запрещать немцам сознательно выражать свои интересы". Впечатления на польских политиков это не произвело. Парламентская комиссия по иностранным делам приняла решение о созыве специального заседания сейма, на котором правительство представило бы информацию о СЕГ.
В то время как политики бушуют, специалисты газовой отрасли весьма рационально оценивают "договор века". Председатель правления газонефтяного предприятия PGNiG Марек Коссовский не согласен с тем, что российско-немецкая газовая инициатива как-то унижает Польшу. Он считает балтийский газопровод чисто коммерческим проектом. Министр экономики и труда Яцек Пехота заметил, что СЕГ является соглашением фирм, а в таком случае никто не должен спрашивать даже соседние страны о согласии.
Между тем, дабы соблюсти свои газовые интересы, Польша продолжает настаивать на строительстве второй нитки польского участка газопровода Ямал - Европа (это предусмотрено российско-польским соглашением), от которой все больше отдаляется "Газпром". Более конкретные очертания приобретает идея строительства трубы в северо-западной части Польши, которая была бы соединена с сетью газопроводов в Германии. Согласно этому проекту уже в 2008 году Польша могла бы получать с западного направления до 8 млрд. кубов голубого топлива в год - почти на 2 млрд. кубов больше, чем покупает сейчас у "Газпрома". Только сторонники диверсификации газовых потоков видят в этом очередную ловушку: учитывая, что в том же регионе заканчивает бег Ямальский газопровод, вполне вероятно, что с Запада все равно пойдет российский газ. Только через немецкого посредника. Так что, куда ни кинь - всюду клин, на котором метка "Газпрома".
Подписание 8 сентября 2005 года в Берлине в присутствии Владимира Путина и Герхарда Шредера соглашения о строительстве Северо-Европейского газопровода (СЕГ) - одно из самых ярких событий политического значения последних месяцев.
Минуя строптивых соседей
Согласно условиям соглашения между "Газпромом" и немецким DFSF и E.ON трасса нового газопровода пройдет через акваторию Балтийского моря. Прямые поставки газа в Германию будут осуществляться в обход восточно-европейских государств, отношения с которыми у России до сих пор оставляют желать лучшего. Начальной точкой морского участка СЕГ станет береговая компрессорная станция, которую предстоит построить в бухте Портовая (в районе г. Выборг). Протяженность морского участка газопровода от Выборга до немецкого Грайфсвальда составит 1189 километров. В разных вариантах производительность газопровода предусматривает от 19 до 30 млрд. кубометров газа в год. При этом проект будет четко реагировать на реальные потребности рынка. С выходом на проектную мощность обе нитки газопровода будут пропускать 55 млрд. кубометров "голубого" топлива в год. Общий объем инвестиций в строительство морского участка СЕГ в однониточном исполнении оценивается в 2 млрд. евро, а вся стоимость СЕГ - примерно в 5,7 млрд. Финансирование будет проектным. Крупнейшие международные банки выразили заинтересованность в предоставлении кредитов. Строительство первой нити на территории России "Газпром" начнет уже осенью 2005 года. С другого конца магистраль будут прокладывать его немецкие партнеры - концерны E.ON и БАСФ. Для соединения СЕГ с Единой системой газоснабжения России планируется построить новый газопровод Грязовец - Выборг по территории Вологодской и Ленинградской областей, что позволит обеспечивать увеличивающиеся потребности в газе Санкт-Петербурга и прилегающих к нему регионов. Начало поставок газа по СЕГ запланировано на 2010 год.
Фактор тайфуна "Катрина"
Последствия урагана "Катрина", похоже, заставили европейцев по-новому взглянуть на проблемы энергетической безопасности своих стран. Стабильность энергетических поставок для Европы на ближайшие десятилетия зависит от отношений с Россией. Эта важнейшая констатация - основной тезис выступления британского министра энергетики Малькольма Уикса 13 сентября в Москве. Если в Германии зависимость от российского газа оценивается в 30%, то в восточно-европейских государствах она приближается к 50%. С одной стороны, это пугает европейцев, и они готовы вводить ограничения на поставки российского газа (в Брюсселе давно рассматривается предложение ограничить долю одного поставщика газа квотой в 25%, однако угроза дефицита газа в Европе ввиду падения его добычи в Северном море заставляет усомниться в разумности квотирования). С другой стороны, на европейском газовом рынке к 2010 году ожидается рост потребления газа сверх заключенных долгосрочных контрактов в объеме 100 млрд. куб. метров. Действующие экспортные газопроводы из России в Европу не смогут в полной мере удовлетворить этот растущий спрос. Для решения проблемы и была начата разработка проекта СЕГ. Экономическая выгода от эксплуатации СЕГ представляется бесспорной. Уже в первый год работы газопровода, считает директор Международного института энергетической политики и дипломатии Валерий Салыгин, будет получена выручка около 4 млрд. долларов. Учитывая цены на газ, составляющие в Западной Европе 160 - 170 долларов за тысячу кубических метров, затраты на его строительство в 5 млрд. долларов и то, что уже в 2010 году по газопроводу планируется поставить около 27,5 млрд. куб. метров газа, срок окупаемости проекта не кажется столь высоким. Нетрудно подсчитать, что уже в первый год эксплуатации будет получена выручка около 4 миллиардов долларов. Кроме того, СЕГ дает "Газпрому" дополнительный маршрут поставок на европейский рынок. Особенностью СЕГ является отсутствие на его пути транзитных государств, что снижает страновые риски и одновременно повышает надежность его поставок на экспорт. Кроме того, либерализация газового рынка Евросоюза к 2008 году приведет к пересмотру или аннулированию долгосрочных 20-летних контрактов, позволяющих сейчас "Газпрому" не волноваться о сбыте. Чтобы сохранить стабильность экспортной выручки, важно до этого срока максимально увеличивать свою долю на рынках, где "Газпром" уже работает, и занять новые рынки, на которых компания пока не представлена.
Ненадежные соседи
СЕГ призван также развеять опасения Москвы по поводу транзитных стран - Украины, Польши, Прибалтийских стран. СЕГ должен помочь избежать рисков, создаваемых этими странами, а заодно уменьшить транзитные расходы "Газпрома". Прокачка газа из России в Европу через украинскую территорию обходится "Газпрому" недешево. Около 13% всего объема остается Украине в качестве платы за транзит и еще, как считают в "Газпроме", примерно 7% расходуется на поддержание давления в трубах. К этому надо прибавить стоимость транзита и эксплуатационные потери в Белоруссии и Польше. Объем транзита по территории Украины в прошлом году достиг 138 млрд. кубометров, план на 2005 год - 128,1 млрд. Если с данного направления снять 55 млрд. кубометров в год и направить этот газ через СЕГ, то ежегодная экономия составит примерно 1,17 млрд. долларов только в Украине. Иными словами, строительство СЕГ окупится относительно быстро, даже если оно обойдется в заявленную сумму 5,7 млрд. долларов. Соглашение по СЕГ значительно меняет и политический и энергетический баланс в Европе. Новый маршрут позволит подключить к газпромовской сети сразу несколько новых стран. В первую очередь - это Великобритания, Нидерланды и Дания. Предусмотрена возможность отводов и на Скандинавский полуостров. Попутно будет решена задача обеспечения энергетической безопасности Калининградской области.
Неясные детали СЕГ
Тем не менее остаются пока неясными некоторые важные детали проекта. Основной вопрос - гарантии наполняемости трубы. Откуда брать сырье для ее заполнения, еще непонятно. Южно-Русского месторождения, о котором говорит "Газпром", не хватит: к 2010 - 2013 гг. там планируется добывать 25 млрд. кубометров газа в год, а мощность одной первой нитки СЕГ - 27 млрд. кубометров. И это опять-таки пока только планы: согласно отчету "Газпрома", за первое полугодие 2005-го на Южно-Русском не пробурили ни одной скважины. Штокмановское месторождение требует 20 млрд. долларов инвестиций, сроки его освоения также не ясны. Кроме того, этот газ "Газпром" собирался использовать для проекта по производству сжиженного природного газа - СПГ, самого перспективного и быстро растущего сегодня сектора международного газового сектора. Могут возникнуть проблемы и со спросом. Немецкие участники соглашения не взяли на себя никаких конкретных обязательств по закупкам газа. Надеяться найти покупателей когда-нибудь потом очень рискованно: СЕГ выводит "Газпром" на новый для него рынок - Северо-Западную Европу и Великобританию, где жестко конкурируют норвежский газ и сжиженный газ из Персидского залива. К моменту пуска первой нитки СЕГ в 2010 году на рынке может сложиться избыток предложения. Опасения усугубляются примером "Голубого потока", когда Турция, ссылаясь на кризис, вынудила Россию снизить цену, отказалась от значительного объема российских поставок и без труда продиктовала свои условия, оставаясь единственным потребителем в проекте "Голубой поток". Пока что никто из политиков и руководителей "Газпрома" не представлял экономическое обоснование того, что строительство СЕГ - оптимальный выбор для России. Существуют, как минимум, два варианта, теоретически соперничающих с СЕГ. 1. Строительство второй ветки газопровода "Ямал - Европа" (возможность быстрее и с меньшими расходами увеличить поставки в Восточную Европу, где спрос растет. А конкурентов нет). 2. Проекты по сжиженному газу, позволяющие оперативно реагировать на изменение спроса, поставляя газ туда, где за него больше платят. Жаль, что вопрос об экономике СЕГ в сравнении с экономикой других вариантов не обсуждался.
Политика впереди всего
СЕГ имеет совершенно очевидную политическую "подкладку". Старт СЕГ - это серьезное поражение антироссийских сил в ЕС и в самой России. Понятны громкие протесты и раздражение официальной Варшавы: в стране скоро выборы, а в адрес Александра Квасьневского посыпались упреки в недальновидности и стратегическом просчете. Не успел Квасьневский отпраздновать заключение договора с Украиной о строительстве газопровода в обход России, как Польша сама оказалась "обойденной". В Варшаве считают, что труба по дну Балтики сильно ослабит энергетическую безопасность Польши, тем более что прецеденты имеются. В феврале 2004 года, например, "Газпром" за долги Минска отключил белорусский участок магистрали. Это сразу ударило по полякам, почти стопроцентно зависящим от российского газа. Акция была прекращена из-за протестов немецких потребителей. Теперь Варшава опасается, что, имея "балтийскую альтернативу", Россия будет наказывать строптивых соседей уже без оглядки на немцев, которым хватит топлива из новой трубы. Полякам остается лишь угрожать Москве переходом к другим поставщикам. Альтернативу российскому газу Польша ищет давно. В 2001 году договорились было о закупке газа в Норвегии и Дании, датский газ должен был потечь уже в 2005 году, однако в итоге польская сторона отказалась от контракта с Норвегией, а договор с Данией так и не был подписан. Причина банальная: российский газ дешевле скандинавского. Все последние годы российско-польские отношения развивались под аккомпанемент призывов обеспечить диверсификацию импорта газа и снизить энергетическую зависимость от Москвы. В этой атмосфере Польша сумела добиться от "Газпрома" беспрецедентных уступок по снижению на треть объема закупки российского газа в рамках долгосрочных контрактов. Экономический эффект от таких шагов польские потребители почувствовали немедленно: госкомпания PGNiD оказалась вынужденной закупать газ по оптовым соглашениям у посредников по более высоким расценкам. Назвав соглашение по СЕГ "пактом Шредера - Путина", Квасьневский признал колоссальную силу удара, нанесенного его политике. Фактически поставлен крест на перспективах прокладки второй нитки газопровода Ямал - Европа, который в 90-х годах расценивался в качестве основного маршрута для снабжения европейцев ямальским газом. Кроме того, недавно Еврокомиссия отвергла предложенный премьером Польши Мареком Белькой проект газопровода "Амбер" через Польшу, Украину, Латвию и Литву. Прибалтийские столицы сразу подхватили риторику Квасьневского. "Бросив якорь в Германии, можно будет править большим пространством, раскалывая его. Поэтому, зная, что думают планировщики российской политики, не подлежит сомнению, что так называемый экономический союз России и Германии будет ничем иным, как политическим яльянсом", - заявил 8 сентября по литовскому национальному радио экс-председатель сейма Литвы европарламентарий В.Ландсбергис. Спокойнее всех повели себя представители Литвы и Финляндии. Премьер-министр Литвы Бразаускас заявил, что считает договор по СЕГ делом исключительно России и Германии. Украина вначале никак не реагировала на соглашение по СЕГ (там и сейчас пока не до газа). Но уже 10 сентября глава "Нафтогаза Украины" Алексей Ивченко заявил, что СЕГ не представляет опасности украинским интересам. Его уверенность базируется на том, что при росте потребления газа в Европе транзитные позиции Украины на европейском направлении не будут поколеблены. Однако в такой расчет не вписывается заявленная А.Миллером проектная мощность СЕГ. Украина может в целом лишиться четверти своих транзитных поступлений. Говоря иначе, началась большая игра, в которой победитель уже исторически хорошо известен." Игорь ТОМБЕРГ