"Основатель Национальной резервной корпорации (НРК) Александр Лебедев решил завязать с политикой. Сегодня он объявит, что готов снять с себя полномочия депутата Госдумы для того, чтобы сосредоточиться на решении проблем “Ильюшин финанс”.
В числе активов НРК – 36% “Ильюшин финанс” (38% которой у государства), 30% “Аэрофлота”, около 3% РАО “ЕЭС России”, около 1% “Газпрома” и 97% Национального резервного банка.
Александр Лебедев стал депутатом в 2003 г. по списку “Родины”. Потом перешел во фракцию “Единая Россия”. Лебедев был активным парламентарием. Он один из идеологов раздела “Единой России”. На его счету — инициирование проверки Счетной палатой расходов бюджетных средств на фильм Первого канала “Турецкий гамбит”. Два года назад он баллотировался в мэры Москвы.
А теперь он решил уйти из политики. “Во вторник я объявлю о том, что готов отказаться от депутатского мандата, — заявил Александр Лебедев "Ведомостям". — Я делаю это для того, чтобы сосредоточиться на руководстве "Ильюшин финанс", — другого выхода спасти компанию я не вижу”.
Лизинговая компания “Ильюшин финанс” основана в 1999 г., государство стало ее акционером в 2002 г. До этого, по словам Лебедева, НРК вложила в нее около $130 млн. А первый вклад государства составил $80 млн. При номинале в 5 руб. акции “Ильюшин финанс” продавались государству по 59 497 руб. В этом году Генпрокуратура решила, что государство переплатило. По статье “превышение полномочий” против гендиректора компании Александра Рубцова возбуждено уголовное дело, а на частный пакет акций “Ильюшин финанс” был наложен арест.
До конца года “Ильюшин финанс” должна получить еще около $90 млн бюджетных денег. Оценка компании перед допэмиссией готова — $290 млн, говорят представители “Ильюшин финанс”. Но решения совета директоров пока нет из-за отсутствия директивы госпредставителям. “Эта дискуссия [между ведомствами] может продолжаться бесконечно, арест с акций не снят, допэмиссию мы вообще рискуем не провести, поэтому я хочу возглавить совет директоров и ускорить снятие ареста и привлечение бюджетных средств — без этого деятельность компании парализована”, — заявляет Лебедев.
По закону парламентарии не могут занимать оплачиваемые должности в компаниях. Но совмещение бизнеса и политики не редкость. Только в “золотой сотне” русского Forbes семь членов Совета Федерации, шесть депутатов Госдумы и два региональных депутата. Самый богатый из них — Сулейман Керимов, депутат Госдумы от фракции ЛДПР и основной владелец “Нафта-Москва”, с состоянием в $2,6 млрд (16-е место). Лебедев занимает 26-е место с капиталом $1,7 млрд.
Для думцев планы Лебедева стали неожиданностью. “Верить в его уход не хочется, он толковый депутат”, — говорит “единоросс” Олег Ковалев. Но депутаты-бизнесмены Лебедева понимают. “Институт профессиональных законодателей так и не сформировался, поэтому мы [бизнес] будем идти в парламент, но совмещать одно с другим очень сложно”, — говорит депутат и основатель подмосковной “Белой дачи” Виктор Семенов. “[Став депутатом] сразу становишься вдвойне уязвим — и в бизнесе, и в политике”, — соглашается основатель группы “Дело”, депутат “Родины” Сергей Шишкарев. “После 40 [лет] нужно уже выбирать что-то одно”, — резюмирует владелец “Проминвесторов” Сергей Генералов, в 2003 г. отказавшийся от депутатства ради своего бизнеса.
Начальник аналитического отдела ИК “Проспект” Наталья Одинцова сомневается, что, даже возглавив совет директоров “Ильюшина”, Лебедев сможет переломить ситуацию. “Либо это жест отчаяния, либо очередной PR-ход”, — замечает Одинцова.
Но пустят ли Лебедева в управление “Ильюшин финанс” — большой вопрос. Глава Роспрома, нынешний председатель совета директоров “Ильюшин финанс” Борис Алешин сказал, что впервые слышит о подобных планах Лебедева. “У него большой опыт, возможности, хорошо, когда предприниматель нацелен на подъем авиастроения, — говорит Алешин. — Но пока сложно сказать, каким будет решение правительства. Когда меня назначили председателем совета директоров "Ильюшин финанс", было принято решение сконцентрировать управление отраслевыми предприятиями в руках госпредставителей, для того чтобы ОАК [Объединенная авиастроительная корпорация] создавалась более эффективно”."