"Eвгений Адамов решил отдаться в руки российского правосудия: перспектива провести 60 лет в американской тюрьме его больше не устраивает. Что же послужило причиной такой смены настроения атомного экс-министра?
Пресс-атташе посольства РФ в Берне Игорь Петров уверен, что сработала настойчивость, а также целенаправленная работа сотрудников российского дипкорпуса в Швейцарии. — Мы постоянно проводили работу с господином Адамовым в довольно напористой форме, — заявил пресс-атташе в разговоре с корреспондентом “МК”. — Мы убеждали Евгения Олеговича согласиться на экстрадицию в Россию. Он думал. Формально швейцарская сторона уже дала свое согласие на экстрадицию господина Адамова. Но пока это ничего не меняет, и в ближайшее время статус-кво господина Адамова будет сохранено. — Теперь исход дела будет зависеть от того, как поведет себя американская сторона? — Да, ждем именно этого. — Как чувствует себя господин Адамов? На что жалуется? Не похудел ли? — Насколько я знаю, жалоб от Адамова нет. Он сидит в одноместной камере, в довольно комфортных условиях. Насчет того, похудел господин Адамов или нет, откровенно говоря, не знаю. Я его не видел, а те наши сотрудники, которые по долгу службы навещают бывшего министра в СИЗО, говорят, что у него все нормально. Но только ли “целенаправленная работа” посольства России в Швейцарии сподвигла Адамова обратить взор в сторону родины? — Уверен, что ему гарантировали: он приедет в Россию как свободный человек, — считает давнишний оппонент Адамова, бывший замглавы Госатомнадзора России Сергей Щербаков. — И что никто его не будет хватать за фалды в “Шереметьево-2” и везти в “Лефортово”. Лучше ведь экстрадиция, чем эксгумация. Я уверен: Кремль купил Адамова. Американский адвокат Адамова Лэнни Брюйер (бывший советник Билла Клинтона по юридическим вопросам. — Авт.) сработал блестяще. Не надо забывать: Штаты-то пообещали Адамову 60 лет тюрьмы! А в России он или вообще сидеть не будет (вспомним Павла Бородина), или отсидит по минимуму. Похоже, Евгений Олегович это наконец и сам понял. — Но если американские власти будут настаивать на своем, — продолжает пресс-атташе посольства РФ в Берне Игорь Петров, — то экстрадиция может растянуться на неопределенное время. И тогда швейцарская сторона должна будет решить: какой из двух запросов считать приоритетным. Между тем выяснилось, что минюст США даже не планирует отзывать свой запрос на экстрадицию Евгения Адамова, направленный властям Швейцарии. Американцы по-прежнему будут требовать его выдачи именно им.
“ХИЛТОН” ЛЕГКОГО РЕЖИМА Плохо в тюрьме без фондю
“МК” стали известны некоторые подробности содержания под стражей в швейцарском СИЗО бывшего российского министра по атомной энергии. — “Доктор Адамов”, как называют экс-министра швейцарские и американские адвокаты, сидит в одной из региональных тюрем Берна, — так начал свой рассказ адвокат, специалист по международному праву Виктор Сивяков. — Это старейший СИЗО Швейцарии (оно сооружено еще до нашей Октябрьской революции. — Авт.), расположенный на пересечении Ходлерштрассе и Генфергассе. Здание четырехэтажное, сероватого цвета, лишь первый этаж выкрашен в бутылочно-зеленый цвет. По сути “доктор Адамов” занимает одноместный номер вполне комфортабельной гостиницы. Неудобств лишь несколько: жилое помещение соединено с санузлом да массивная дверь всегда на запоре, а в глазок иногда заглядывает надзиратель. Кстати, швейцарский тюремщик — щеголь чистой воды: он всегда в свежевыглаженном темном костюме, светлой рубашке, ярком галстуке. В номере у Евгения Олеговича стоит добротная мебель, работает кондиционер. Адамов пользуется холодильником, телевизором, радио. — Это так называемая камера легкого режима, — объяснил Виктор Сивяков. — Адамову позволено пользоваться тюремной библиотекой, хотя, насколько мне известно, детективную и приключенческую литературу ему приносят из посольства России в Берне. У него также есть возможность гулять по 60 минут во дворе СИЗО, играть в настольный теннис и выпиливать лобзиком всякие разные поделки. Еще в СИЗО можно рисовать, лепить из глины и пластилина, заниматься макраме и аппликацией. Но Евгений Адамов не заинтересовался ни лобзиком, ни макраме. Он много читает, пишет. У себя в камере он постоянно занимается физкультурой: приседания-отжимания, легкий бег на месте. — А есть ли у Адамова возможность звонить по телефону? — Для этого нужно написать прошение на имя начальника СИЗО. Если тот разрешит, подследственный может звонить куда угодно. — Может, у него и мобильник есть в камере? — Вполне возможно. Но мобильные телефоны, как правило, бывают у адвокатов, которые приходят в камеры к заключенным.
* * *
Предприниматель Сергей Михайлов (бывший Михась) побывал в швейцарских застенках раньше Адамова. Он находился в заключении в женевской тюрьме “Шан-Доллон” 625 дней. Когда Михайлова спросили: “Ну, как там в швейцарской тюрьме?” — тот честно ответил: “Как в доме отдыха”. Напомним, что после этого дома отдыха Михайлов вытряс из городского совета Женевы “за моральный ущерб” — вину-то его так и не смогли доказать — 800 тыс. швейцарских франков (полмиллиона долларов). Правда, сидел Михайлов в камере на 8 человек. Постельное белье меняли каждую неделю. Питание было трехразовое. И Михайлов заранее, на неделю вперед, имел возможность заказать желаемое блюдо. Выбирать можно было из вегетарианской, мусульманской и европейской кухни. Говорят, что порядки в швейцарских застенках ничуть не изменились. И сегодня Адамов тоже выбирает, что съесть на завтрак (в 7.00), ланч (в 11.00) и обед (в 17.00). — Я как-то переписал меню, которым “угощают” в следственных изоляторах Швейцарии, — рассказывает Виктор Сивяков. — На завтрак заключенный получает (как один из вариантов) яичницу с беконом, мюсли (с орехами, сухофруктами или медом), белый хлеб, масло, джем, кофе, молоко. Ланч: макароны по-альпийски (макароны, перемешанные с картофелем, заправленные сметаной и тертым сыром), фруктовые пирожки, сок. Обед: ячменный суп, эгли (пресноводный окунь), запеченный с цуккини, морковный пирог, чай. В праздничные дни меню существенно разнообразится: на столе у заключенных появляются и знаменитый решти (картофель со шкварками), и ризотто с шафраном, и цюрихский шницель, и форель под сырной шубой “Сбринц”, а также швейцарские мучные лакомства: хюхли и крепфли. — Вот чего им точно не дают, так это фондю и спинку косули, — смеется Виктор Сивяков. — Зато в тюремном магазинчике одного швейцарского шоколада продается 20—25 разновидностей. В день Швейцарская Конфедерация тратит на еду для одного заключенного 7 долларов. Для сравнения: российский зэк умудряется столоваться на 25 руб. 69 коп.
* * *
Что выдали “доктору Адамову”? 2 одеяла, 2 простыни, пододеяльник, наволочку, подушку, 3 полотенца, а также 2 ложки (столовую и кофейную), вилку, зубную щетку, мыло, расческу, бритву и авторучку. Нижним бельем Адамов пользуется своим, равно как и верхней одеждой. Исподнее и носки бывший министр стирает сам, а одежду отдает в прачечную. В швейцарских тюрьмах есть и продуктовый, и промтоварный магазины. Набор продуктов — как в спецраспределителях в советское время. Консервы всех видов — овощные, мясные, рыбные. Кофе, печенье, конфеты, кексы, горчица, майонез, соусы. Шоколада действительно более 20 видов. Промтоварный магазин торгует термосами, зажигалками, батарейками, авторучками, ножницами, маникюрными наборами. Можно купить тенниску, войлочные тапочки, шапочку для душа, шампунь, одеколон и проч. — Виктор Алексеевич, у нас в России заключенные сбегают регулярно. А можно ли сбежать из швейцарской тюрьмы?
— Вы не поверите, из той самой тюрьмы “Шан-Доллон”, где, кстати, сидел не только Михайлов, но и Пал Палыч Бородин, побеги устраивались более 10 раз, и в 6 случаях заключенным повезло. Причем однажды побег был совершен с помощью… компьютерной мыши! Четверо заключенных придумали хитрую схему. Достали шарик из этой самой мышки. К шарику привязали капроновую нитку и с помощью обыкновенной рогатки запульнули шарик на волю. Он пролетел три проволочных заграждения и стену в 7 метров высотой — и попал прямо в руки соучастников побега. Они переправили (по тому же маршруту) в камеру прочную веревку, которую предварительно привязали к огромному дубу. Заключенные высадили окошко в камере и по веревке, как заправские альпинисты, переползли за тюремную стену.
На фото: Женевская тюрьма “Шан-Доллон” может гордиться своими знаменитыми узниками.