"В июне 1999 года Алтайская краевая прокуратура возбудила уголовное дело по факту нарушений при распределении прибыли в "Алтайкапиталбанке". На денежные средства и паи учредителей, в соответствии с постановлением надзорного органа, был наложен арест.
Следствие установило, что ряд учредителей этого кредитного учреждения в 1994-1995 годах совершали действия, направленные на причинение ущерба вверенным им предприятиям с целью личного обогащения. В деле фигурировали известные на Алтае имена - бывшего начальника государственного предприятия "Алтайавтодор" Юрия Матушина, генерального директора акционерного "Алтайкровля" Николая Рыжака и умершего при странных обстоятельствах в 1994 году директора смешанного товарищества "Алтайкультспортторг" Зарема Конышева, а также родственников и близких высокопоставленных алтайских чиновников.
Поначалу казалось, что следователи вознамерились наконец серьезно разобраться с махинациями в "Алтайкапиталбанке" - средоточии родственных и коммерческих интересов сановной элиты Алтайского края. Но спустя четыре месяца уголовное дело № 75350 было прекращено. А старший следователь одного из подразделений УВД Алтайского края, подполковник юстиции Шафаренко начертал в постановлении: "...За отсутствием состава преступления". Ой ли?
"Физики" и "юрики"
"Алтайкапталбанк" был создан семь лет назад. Первоначально в состав его учредителей вошли 4 юридических и 22 физических лица (или 4 "юрика" и 22 "физика", как принято называть учредителей и клиентов на банковском жаргоне). Однако не все пайщики, заключившие учредительный договор, внесли свои доли в уставный капитал. В итоге учредителями банка стали три предприятия, а также 15 физических лиц, к которым, как явствует из документов, позднее присоединилось еще четыре человека.
Доля предприятий - юридических лиц , - в уставном капитале банка была максимальной - "Алтайкровля", "Алтайкультспортторг" и "Алтайавтодор" приобрели паи по 200 тысяч (деноминированных) рублей, что равнялось 90% всех паев. Остальные доли достались физическим лицам, в том числе, руководителям данных предприятий-учредителей, а также их приближенным, родственникам и друзьям.
Был избран совет банка, его председателем стал Николай Рыжак, председателем правления (позднее - президентом) назначили
Ольгу Колесникову.
Вслед за этим собрание учредителей "Алтайкапиталбанка" единогласно приняло положение о порядке начисления и выплаты дивидендов. В документе подчеркивалось, что дивиденды распределяются пропорционально доле пайщика в уставном капитале и в зависимости от личного участия их в работе банка. Для определения последнего был даже введен специальный "коэффициент участия". Документ, правда, гласил, что пайщикам - физическим лицам могли устанавливаться повышенные суммы. Это означало, что размер их дивидендов мог значительно вырасти. Но на тот момент контролирующие органы внимания на этот нюанс не обратили. И бурная банковская деятельность закипела.
Дивиденды на бочку
По свидетельству участников и согласно протокола собрания пайщиков, Николай Рыжак предложил на первом этапе становления банка вообще дивиденды юридическим лицам не выплачивать. Предложение обсуждалось, однако голосования по нему не проводили. Но позднее выполнили безукоризненно. Плачевные итоги не замедлили сказаться.
За первое полугодие 1994 года "физики", вложившие паи в среднем по девять тысяч рублей, получили 60 тысяч рублей дивидендов. По итогам третьего квартала сумма выросла до 86 тысяч, а в четвертом квартале - уже до 102 тысяч рублей. В то же время юридические лица - "юрики", - получили всего только остаток годовой прибыли - какие-то жалкие 35 тысяч рублей на всех. За первый квартал следующего 1995 года индивидуальные пайщики "положили" себе в карман уже 617 тысяч, а предприятиям-учредителям вообще не начислили ни копейки.
Хорошая прибавка к пенсии
Только с конца 1995 года, как заявили на допросах члены совета банка, дивиденды стали начисляться всем по итогам года и пропорционально вкладам. Правда, из показаний следовало, что дивиденды с учетом "коэффициента участия" почему-то стали начисляться "левым" пайщикам и даже нештатным работникам банка. При этом одна часть дивидендов физических лиц обращалась в паи этого же банка, чтобы получать еще больше банковской прибыли себе в карман, другая попросту шла на их личные расходы.
Так вклад Юрия Матюшина в 1994 году равнялся девяти тысячам рублей, а спустя пять лет его жена и правопреемница Роза Матюшина стала владелицей пая на сумму один миллион 71 тысяча 64 рубля (!?). В то же время пай госпредприятия "Алтайавтодор" оставался прежним - 200 тысяч рублей, и сумма полученных дивидендов составила чуть больше 630 тысяч рублей, тогда как реально она должна была составлять в прошлом году около 3,5 миллионов рублей.
А первый вице-президент "Алтайкапиталбанка" Игорь Германенко внес в уставный капитал девять тысяч рублей "за бабушку". Бабушка - Ксения Есипенко, 1922 года рождения, в свою очередь, пояснила следствию, что даже не знала, что является пайщиком банка. Она, якобы, попросила внука вложить куда-нибудь деньги "на случай похорон". Однако ей, согласно документам, было начислено "гробовых" только в 1994 - первом квартале 1995 годов почти 70 тысяч рублей.
А доля тещи первого вице-губернатора Алтая Владимира Германенко в уставном фонде банка в прошлом году превысила миллион рублей. Среди тех, кого "осчастливливали" простые вкладчики и учредители-"юрики" "Алтайкапиталбанка" - например, племянница одного ныне покойного банкира, у которой семь лет назад дядя попросил паспорт. С тех пор племянница регулярно получала дивиденды, хотя никакого участия в работе банка, по ее же собственным словам, не принимала. А скромная преподавательница истории Алтайского Госуниверситета в свободное от работы время редактировала какие-то банковские документы, что и явилось основанием для получения о-очень крутых дивидендов...
На Алтае плохие дороги, потому что дураков - нет
Потом на допросах начальник "Алтайавтодора" Юрий Матюшин, заявлял, что "не считает, что ущемил интересы своего предприятия". Вероятно, такого же мнения придерживался и еще один из учредителей банка, главный бухгалтер "Алтайавтодора" Анатолий Бадьин, также приложивший руку к разорению своего госпредприятия.
Напомню, что именно в ту пору Алтайское краевое Законодательное собрание приняло решение о повышении ставки сбора во внебюджетный территориальный дорожный фонд (читай - в "Алтайавтодор"). В октябре 1997 года контрольно-ревизионное управление Минфина по Алтаю констатирует, что этим госпредприятием допускалась задержка средств, поступающих из Дорожного департамента Минтранса России на счет КБ "Алтайкапиталбанк". Почти по месяцу "крутились" в банке в 1995-1996 годах сначала почти пять, затем около двух миллионов рублей. Несмотря на представления Счетной палаты края в Автодоре долго не хотели избавляться от посредников - ведь учредителями фирм "Фебс" и "Элса" были все тот же Анатолий Бадьин и другие руководители госпредприятия. Надо ли удивляться, отчего так расхристаны по сей день алтайские дороги?!
Элитный список
Кстати, в списках учредителей банка, которые имеются в материалах уголовного дела, почему-то отсутствует лишь одна фамилия - Александра Сурикова, одного из сыновей алтайского губернатора. Хотя в других документах по "Алтайкапиталбанку" не раз фиксировалось это имя. Например, как владельца пая на сумму 833 тысячи рублей (по данным 1997 года). Еще одна прелюбопытная деталь: сегодня крупнейшим учредителем - юридическим лицом "Алтайкапиталбанка" является, наряду с "Алтайкровлей" некая торговая фирма "Биргс", образованная в том же 1994 году. Руководит ею Алексей Рыжак - еще один "золотой отпрыск", и имена учредителей "Биргса" почти точь-в-точь повторяют "взрослый" список основатлей "Алтайкапитала": Суриков-младший, Германенко-младший, другие, молодые и не очень, носители сановных фамилий.
Поэтому неудивительно, что, в постановлении о прекращении уголовного дела, утверждается, что при доказанности фактов причинения ущерба предприятиям-учредителям банка, в том числе государственному предприятию "Алтайавтодор", действия их руководителей не могут квалифицироваться как мошенничество. В них следователь усмотрел только признаки злоупотребления полномочиями вопреки интересам "своих" организаций.
Однако цели никто и не пытался скрывать - извлечение выгод для себя и других лиц с причинением существенного вреда правам и интересам руководимым предприятиям. Но, данный состав преступления, как утверждают юристы, был введен в действие с 1997 года, а незаконные действия руководителей были совершены раньше. Справедливо говорят, что хорошо ворует тот, кто хорошо знает законы.
Впрочем, юристы считают, что предприятия могут взыскать причиненный ущерб в гражданском порядке. Иными словами, например, генеральный директор "Алтайкровли" Николай Рыжак, как "юрик", должен обратиться с иском в суд... на Николая Рыжака - председателя совета "Алтайкапиталбанка" или Алексея Рыжака - своего паевого правопреемника, "физика". Но таким сказкам не поверят даже очень наивные люди.
Да и других, более важных забот у Рыжака теперь полно. Банковские аферы позволили гендиректору "Алтайкровли" стать одним из видных алтайских олигархов, председателем бюджетного комитета - ключевого в краевом Законодательного собрания и почти полноправным хозяином коттеджного поселка "Солнечный" близь Новоалтайска, в котором ныне проживает почти вся алтайская властная элита... "