О цене ее военного присутствия на своей территории
"Любопытные новости приходят из Туркмении. Даже помимо тех, что связаны с изданным на днях указом Туркменбаши о запрете использования музыкальных фонограмм иностранного происхождения на территории страны. На этот раз все серьезнее.
Вчера закончился двухдневный визит в Ашхабад главы центрального командования США генерала Джона Абизейда. Высокопоставленный американский военный был принят туркменским вождем. И пресс-служба последнего изложила содержание встречи в самых радужных тонах: «Обсуждались главным образом аспекты дальнейшего взаимодействия Туркмении и США на таком важном направлении, как обеспечение мира и безопасности».
Генерал Абизейд порадовал Туркменбаши высокой оценкой «роли Туркмении в процессе мирного развития Афганистана» и значения «сотрудничества США и Туркмении, видя в нем большие возможности для взаимодействия в вопросах обеспечения всеобщей безопасности, включая борьбу с терроризмом, охрану границ и пресечение наркотрафика». По версии официального Ашхабада, «собеседники сошлись во мнении, что главным инструментом в противостоянии этим дестабилизирующим факторам может стать взаимовыгодное партнерство, уже доказавшее и свою состоятельность, и поистине неисчерпаемый потенциал». Стороны «высказались за дальнейшее развитие эффективного взаимодействия, включая... военно-технические аспекты».
Еще, как утверждает пресс-служба туркменского вождя, он услышал от американского генерала комплименты в свой адрес за «инициированный Туркменией проект строительства трансафганского газопровода, что способствует утверждению стабильности и благополучия на многострадальной афганской земле». Генерал Абизейд заметил, что «эту же цель ставят перед собой и американские военные, задачей которых на ближайшее время является помощь афганскому народу в проведении выборов в парламент».
Неизвестно, правда, пожаловался ли Туркменбаши заокеанскому гостю на трудности, оказавшиеся на пути возведения газопровода. Дело в том, что ввиду масштабных арестов и кадровых перестановок среди руководства нефтегазовых ведомств Туркмении в Ашхабаде некому вести сейчас переговоры по реализации этого благостного для многострадальных афганцев проекта. Об этом сообщил на днях министр нефти и газа Афганистана, объяснив этим срыв очередного заседания в Кабуле трехстороннего (Афганистан--Пакистан--Туркмения) комитета по строительству газопровода.
Любопытно, что пресс-релиз посольства США в Ашхабаде на тему визита генерала Абизейда выглядит гораздо скромнее и лишен комплиментарных оттенков в отношении «хрустального венца туркменского народа». В нем приводятся лишь заверения генерала, адресованные Туркменбаши, в том, что «США присутствуют в регионе для стабилизации ситуации в Афганистане, а не в поисках конфронтации с другими государствами в этом регионе». Туркменский официоз этой цитаты не приводит. Решение разумное, поскольку этот американский сигнал направлен соседнему с Туркменией Ирану, и лучше, чтобы он исходил от первоисточника.
А теперь процитируем другое сообщение, полученное «Временем новостей» также из американского дипломатического источника в Ашхабаде пару дней назад, но, разумеется, неофициальное. Согласно ему «в ходе встречи высокопоставленного спецпредставителя министерства обороны США с главой Туркменистана Ниязовым будет обсуждаться создание американских военных баз на граничащих с Афганистаном и Ираном территориях Туркменистана».
Далее наш источник утверждает, что «американская сторона в случае отказа главы республики предоставить США территорию Туркмении для дислокации американских военных баз намерена поднять вопрос о многочисленных нарушениях прав человека в Туркмении, а также о возможном лишении ее статуса постоянного нейтралитета».
Заметим, что генерал Абизейд встречался в Ашхабаде с туркменским министром обороны Мамметгельдыевым и командующим погранслужбой Солтановым. Отметим и другое: по весьма достоверным данным, полученным нашей газетой из Вашингтона, еще месяц назад визит в Ашхабад собирался нанести и сам шеф Пентагона Дональд Рамсфелд во время поездки в Киргизию и Таджикистан. Но по каким-то причинам он там не появился.
Трудно сказать, насколько достоверны сообщения о стремлении США разместить свои военные базы в Туркмении. Однако сомнений в том, что Вашингтон весьма заинтересован в туркменской территории с военно-стратегической точки зрения, нет, причем уже давно -- с тех пор, как США начали разрабатывать военные сценарии развития событий в отношении Ирана. Сведения о том, что американцы не раз обсуждали с туркменскими представителями возможность размещения своих военных инфраструктур в этой стране, появлялись и раньше.
Но в Ашхабаде умеют торговаться. И до сих пор Туркменбаши отделывался только общими обещаниями американцам. Теперь же, когда его режиму стали реально угрожать санкции, в том числе и со стороны ООН (две недели назад в Женеве состоялось двухдневное заседание комитета Конвенции ООН по расовой дискриминации, полностью посвященное ситуации в Туркмении, выводы которого выглядят весьма угрожающими для Ашхабада), туркменский вождь может проявить большую склонность к сотрудничеству с Вашингтоном.
В настоящее время американская военно-транспортная авиация уже пользуется воздушным пространством Туркмении для доставки гуманитарных грузов в Афганистан, что, собственно, в завуалированной форме и отмечено во вчерашнем сообщении туркменского официоза. Осведомленные источники в Туркмении сообщают, что американская авиация уже некоторое время пользуются не только туркменским воздушным коридором, но и аэродромами в Ашхабаде и Мары, пока только для заправки. Военный аэродром в городе Мары в 300 км от границы с Ираном был во времена СССР самой крупной базой советской военно-стратегической авиации в Центральной Азии.
Географическая карта мира с тех пор не изменилась, и, разумеется, для США туркменская территория весьма выгодна со стратегической точки зрения. К примеру, вот уже как два года американские самолеты, работающие на Афганистан, перестали делать дозаправку на аэродромах Таджикистана.
Но если справедливы версии о возможном появлении военных инфраструктур США на территории Туркмении, то как быть с ее нейтральным статусом, не допускающим такого чужеземного военного присутствия? Хотя это дело дипломатов, как договориться об определениях. Кстати, о дипломатах: характерное по времени совпадение -- в те же часы, что в Ашхабаде генерал Абизейд беседовал с Туркменбаши и его генералами, в Москве глава туркменского МИДа Рашид Мередов фактически поставил вопрос о выходе страны из СНГ (см. «Время новостей» от 24 августа).
Если это станет реальностью, то Ашхабаду не потребуются консультации, скажем, с Москвой или лидерами Шанхайской организации сотрудничества, выталкивающей США из региона, чтобы впустить их на свою территорию. И в результате обнаружится некий сообщающийся американский военный сосуд в Центральной Азии. Из Узбекистана убыло, в Туркмению прибыло...
Что может предложить в этой ситуации Россия? Пожалуй, только запуск в космос туркменских спутников на коммерческой основе, как это сделал 23 августа российский министр обороны Сергей Иванов... "