Зураб Константинович мечтает о музее в центре Москвы
" Московские чиновники поделили шкуру неубитого медведя. Музейное будущее памятника XIX века “Провиантские склады” (ныне автобаза Генштаба) не вызывает у чиновников ни малейшего сомнения. Хотя ни сами здания, ни территория, на которой они расположены, Москве пока не принадлежат. Памятник находится на балансе Минкульта. А земля и вовсе частная собственность. Но Юрий Лужков не сомневается: в ближайшее время вопрос будет решен в пользу города: “Мы уже столько вложили в этот памятник, что просто не можем его потерять!” Бороться за Провиантские склады мэрия начала в 1999 году. Компромисс с военными был найден быстро. Город выделил Генштабу два участка и на собственные средства, вложив порядка 1 миллиарда рублей, построил там новые корпуса автобазы. Одно подразделение гаража уже перебазировано, остальные переедут в ближайшее время. Договориться с Минкультом, а главное, с Росимуществом сложнее. — Мы готовы отдать эти здания городу, но только на правах использования, — заявил “МК” источник в Минкульте. В столичном Департаменте имущества также уверены, что вопрос о собственности на Провиантские склады решится не раньше, чем Москва и центр подпишут официальное соглашение о разделе памятников. Однако Юрий Лужков велел архитекторам не медлить и, пока суд да дело, готовить проект нового использования Провиантских складов. Как стало известно “МК”, первоначально на площади памятника претендовали три музея: фотографии, истории Москвы и современного искусства. Но Церетели с легкостью победил соперников. Мэр полностью одобрил предложенную им идею превращения Провиантских складов в многофункциональный культурно-выставочный комплекс “не хуже Центра Жоржа Помпиду и венского Кунстхалле”. — Вот увидите — это будет главный художественный музей страны! — гордо пообещал Церетели по телефону обозревателю “МК”. К сожалению, лично присутствовать на презентации проекта “Провиантские склады” скульптор не смог. Вот уже неделю он находится в США, куда должен приплыть корабль с элементами памятника “Слеза скорби”, посвященного жертвам терактов 11 сентября 2001 года: — Про центр искусств я вот что скажу: ничего подобного в мире еще нет. Мы покажем там уникальную коллекцию произведений искусства, которую москвичи еще не видели. Работы Репина, Куинджи, Малевича, Ван Гога, Пикассо… Более 100 тысяч картин, скульптур, гравюр. Мы откроем миру новые имена, соберем уникальную библиотеку по искусству на электронных носителях, займемся издательской деятельностью. В общем, планов у Церетели громадье. В исторических корпусах, по его словам, разместятся музеи живописи, скульптуры и современного искусства. (“Перестраивать ничего не будем, только реставрировать!” — божится скульптор.) В новом корпусе, пристроенном со стороны Кропоткинского переулка, — мастерские, офисы, гостиница, галереи, библиотека, конференц-залы и т.д. Правда, прежде чем что-то строить, надо, говорят в мэрии, решить вопрос с собственностью на землю. Или выкупить ее у нынешнего собственника — АПН. Или обменять на аналогичный по площади участок в центре города. Не миновать Церетели и борьбы с защитниками исторического наследия. Детали преобразования Провиантских складов в центр искусств пока не уточняются, но у проектировщиков есть планы накрыть внутренний двор памятника стеклянным куполом, а в подвалах разместить подземные автостоянки вместимостью до 600 (!) машино-мест. “И то, и другое является грубым нарушением закона”, — напомнил в пятницу членам Градостроительного совета директор Института искусствознания Алексей Комеч... "