"Битва за небольшую нефтяную компанию “Геойлбент” докатилась до московских улиц. Это название, знакомое лишь узкому кругу людей, теперь красуется с растяжек на Чистых прудах и бегущей строки на Тверской. А президент “ЛУКОЙЛа” Вагит Алекперов, которому мешают купить актив, попросил защиты у самого президента Путина. За маленькую нефтяную компанию “Геойлбент” развернулась серьезная борьба. В июне “НОВАТЭК” объявил о продаже “ЛУКОЙЛу” 66% долей в “Геойлбенте” за 5,1 млрд руб. Но с реализацией сделки сразу начались проблемы. Районные суды Ставропольского края и Грозного по искам физлиц запрещали “НОВАТЭКу” продавать этот пакет, “Транснефти” — принимать нефть “Геойлбента”, а ФАС — одобрять сделку с “ЛУКОЙЛом”. Стоило вышестоящей инстанции отменить обеспечительные меры, как появлялось аналогичное решение по новому иску.
Теперь кампания против продажи “Геойлбента” вышла и на улицы Москвы. Плакаты с рекламой “Нового криминального сериала “Украденные акции” красуются на Чистых прудах. “В роли Карла” неизвестный рекламодатель указал “НОВАТЭК”, “в роли Клары — "Геойлбент". Плакат подписан Broаd-wood Traiding & Investments (BTI). Именем этой же компании подписаны призывы "Новатэк", руки прочь от "Геойлбента"!”, размещенные на экранах в центре столицы, в частности на Тверской улице. С 1 июля похожие обращения размещаются в газетах, в их числе “Ведомости”, “Коммерсантъ” и “Московский комсомолец”. В них BTI призывает владельцев “НОВАТЭКа” и правоохранительные органы “принять меры к восстановлению нарушенного права” Broadwood приобрести 66% долей в “Геойлбенте”. BTI утверждает, что имеет преимущественное право выкупа доли “НОВАТЭКа”, и хотела им воспользоваться. Источники, близкие к совладельцам “Геойлбента”, уверены, что за BTI стоит компания “Русснефть”, принадлежащая Михаилу Гуцериеву. В начале года 34% “Геойлбента” принадлежали YUKOS Operational Holding, но источник в “ЮКОСе” рассказывал, что весной компания продала эту “дочку” “Русснефти”, после чего она была переименована в BTI. Представитель “Русснефти” категорически опроверг ее связь с Broadwood и причастность к рекламной кампании насчет “Геойлбента”.
BTI уже потратила на рекламу около $400 000, говорит креативный директор Euro RSCG Moradpour Никита Огурцов. Это довольно активная кампания, отмечает он. По мнению Огурцова, реклама может сделать этот конфликт публичным, но “такие вопросы решаются не через рекламные кампании”. Сотрудник Terra Nova, размещавшей рекламу для Broadwood в “Коммерсанте” и “Ведомостях”, ее заказчиков не назвал.
Владельцев загадочной компании тоже разыскивают с помощью рекламы. Вчера в “Ведомостях” за подписью “акционеры ООО “Геойлбент” размещено объявление о том, что они “разыскивают реальных владельцев кипрской оффшорной компании Broаdwood Traiding & Investments Limited, обращения которой в судебные инстанции Чеченской Республики наносят ущерб российской нефтяной компании”. Представитель “НОВАТЭКа” утверждает, что его компания не “занималась этими публичными акциями”, а представитель “ЛУКОЙЛа” Геннадий Красовский не подтвердил и не опроверг причастность “ЛУКОЙЛа” к розыску владельцев BTI.
А Алекперов решил действовать иначе. “Я написал письма [про ситуацию вокруг "Геойлбента"] лично президенту, [генпрокурору] Владимиру Устинову, [председателю Верховного суда] Вячеславу Лебедеву и [директору ФСБ] Николаю Патрушеву”, — рассказал он в интервью “Ведомостям”.
У “ЛУКОЙЛа” больше шансов выиграть эту войну, считает аналитик “Атона” Дмитрий Лукашов, и дело не в форме обращений, а в возможностях того, кто обращается.
Реклама часто используется в корпоративных войнах. Когда Олег Дерипаска боролся за алюминиевые активы с TransWorld Group, на улицах висели плакаты “Отменим толлинг. Хватит грабить Россию!”. Дерипаска в итоге победил. “Мечел” летом 2003 г. размещал щиты с призывом “Остановите банкротство Коршуновского ГОКа!” и отстоял свой актив. А в начале года на улицах Москвы появились растяжки “Волготанкер” — не нефтяная компания“. Так крупнейший речной перевозчик отбивался от налоговых претензий, но пока ему не удается доказать свою правоту."