" В скором времени в столице могут появиться сразу три новые знаковые скульптуры. Комиссия по монументальному искусству без звука дала “добро” на установку в городе памятников композитору Хачатуряну, председателю Совмина СССР Косыгину и экс-президенту Азербайджана Алиеву. Памятник Хачатуряну в Москве решили поставить давно (тем более что это дар Еревана). В 2003 году в Брюсовом переулке даже заложили памятный камень. По словам людей, видевших проект, композитор сидит со стопкой нот на коленях. Но как это выглядит в действительности, сказать сложно: автор произведения эскиз памятника журналистам не показывал — испугался преждевременной критики. В адрес Косыгина от экспертов раздавались лишь добрые слова. Даже чрезмерно добрые: “В Советском Союзе все, кроме Косыгина, было негативным”. Но с его бюстом вышла заминка. Он был создан в 1977 году уже умершим скульптором Томским. (Сейчас бюст скромно стоит в парке “Музеон” на Крымской набережной.) — Разве тиражирование памятников входит в наши обязанности? Такой же Косыгин стоит в Петербурге, — возмутился один эксперт. — В Римской империи один и тот же памятник отливали десять раз, и все копии становились священными! — возразили ему коллеги. — Вот если б в Москве поставить несколько одинаковых Косыгиных — это да, это плохо. — Памятник мрачный, траурный какой-то. Но пусть лучше будет такой, чем сделанный современным художником, — с такими словами бюст Косыгина (дар Союза товаропроизводителей) получил место под солнцем на одноименной улице. — Это не наш герой, и никакого удовольствия видеть его в Москве в виде памятника у меня нет, — поднял бучу один эксперт по поводу памятника Гейдару Алиеву, но его тут же поставили на место. Во-первых, памятник подарен Азербайджаном, и отказываться неудобно. Тем более что соседи заодно озеленят территорию у киноконцертного зала “Баку”, где памятник и поставят. А во-вторых, его установка — вопрос политический. — Да, это герой не нашего романа, но эта республика нам важна! — как-то обреченно заметили члены комиссии. Посмотреть на “каменного гостя” из солнечного Азербайджана раньше времени тоже не удастся: авторы тщательно скрывают его от глаз критиков. “Боюсь, это вызовет непрофессиональные обсуждения”, — так и сказал нам один из скульпторов. Остается надеяться, что, когда памятники появятся, все суждения в их адрес будут исключительно профессиональными."