Дерипаска и Мамут остались в “Ингосстрахе” без Зурабова
"Олег Дерипаска и Александр Мамут поделили “Ингосстрах” на двоих. Как стало известно “Ведомостям”, они выкупили долю у структур, близких к третьему партнеру — министру здравоохранения и основателю страховой компании “МАКС” Михаилу Зурабову.
“Ингосстрах”, основанный в 1947 г., – один из старейших и самых узнаваемых в России страховщиков. В 2004 г. компания собрала 17 млрд руб. премии (2-е место после “СОГАЗа”). Она сильна в добровольном автостраховании, страховании выезжающих за рубеж и ДМС. Доля “Ингосстраха” на рынке автокаско – около 20%, на рынке страхования путешественников – 40%. Основными акционерами, по данным компании, являются Олег Дерипаска (10%) и шесть ООО, которым принадлежит 79,51% акций. Оставшиеся 10% акций контролируют около 750 акционеров, в том числе 14 юрлиц.
“Базэл”, совет директоров которого возглавляет Олег Дерипаска, стал совладельцем “Ингосстраха” в 2001 г. Вместе с Millhouse Capital Романа Абрамовича и “Нафта-Москвой” Сулеймана Керимова компании Дерипаски получила 86% акций страховщика со всем прочим хозяйством предпринимателя Андрея Андреева. Партнеры Дерипаски недолго оставались в проекте, а сам магнат объявил, что хочет привлечь в “Ингосстрах” новых инвесторов и создать на базе старейшего брэнда “суперстраховщика”. Тогда источники “Ведомостей” в “Ингосстрахе” называли инвесторами страховую компанию “МАКС”, основанную нынешним министром здравоохранения Михаилом Зурабовым, и члена бюро правления РСПП Александра Мамута. Позже информацию о переговорах с “МАКС” и Мамутом подтверждал и сам Дерипаска. По словам источника, знакомого с акционерами “Ингосстраха”, осенью 2002 г. доли между партнерами распределились так: около 50% было у Дерипаски и “Базэла”, около 27% — у Мамута и 18% — у структур Зурабова.
Как стало известно “Ведомостям”, в конце весны структура акционеров “Ингосстраха” вновь поменялась: Дерипаска и Мамут выкупили долю партнера. После этого у Дерипаски оказалось чуть менее 60% акций (в том числе 10% — у него лично и чуть меньше 50% — у структур “Базэла”), а у Мамута — чуть меньше 40%. Об этом “Ведомостям” рассказал источник, близкий к акционерам “Ингосстраха”, а источник, близкий к совету директоров страховщика, подтвердил его слова. Располагает этой информацией и глава крупной российской страховой компании. Сумму сделки собеседники “Ведомостей” не сообщили, но знакомый с положением дел в компании бизнесмен оценил стоимость “Ингосстраха” целиком в $370 млн.
Эти изменения отразились и на формальной структуре акционеров: в начале июня “Ингосстрах” сообщил, что два из шести ООО — “Новые партнеры” и “Системный капитал” — вышли из капитала компании. На смену им пришли “Гранит” и “Вега”, получившие 16% и 6,8% соответственно.
Собеседники “Ведомостей” называют причиной сделки разногласия между совладельцами компании. По словам одного из них, между партнерами существовала договоренность, что они не будут участвовать в конкурирующем бизнесе. “Ему [Зурабову] объясняли, что нельзя одновременно быть совладельцем двух компаний-конкурентов”, — подтверждает глава крупной страховой компании, знакомый с положением дел в “Ингосстрахе”.
Например, “МАКС”, которую на страховом рынке по-прежнему прочно связывают с именем Зурабова, является многолетним лидером рынка обязательного и добровольного медицинского страхования (по данным ФССН, ее доля в ОМС — 15% рынка, ДМС — около 5%). “Ингосстрах” — один из лидеров ДМС, а в 2004 г. объявил и об амбициозных планах по развитию ОМС. В течение двух лет компания намеревалась занять до 10% общероссийского рынка и связывала большие надежды с участием в системе лекарственного страхования. В феврале этого года Зурабов заявил, что страховщики будут допущены к финансированию льготных лекарств лишь через год, а заложенные в бюджете 50,8 млрд руб. минуют страховые компании.
Источник, близкий к собственникам “Ингосстраха”, рассказывает, что между акционерами существовало соглашение, по которому ни один из них не мог продать свою долю до весны 2005 г., и “развестись” владельцы компании смогли только тогда, когда оно прекратило действовать.
Официально ни один из участников сделки ее не подтверждает. Глава “Ингосстраха” Александр Григорьев сообщил, что акционерами страховщика являются шесть ООО и Дерипаска. Замгендиректора “Базового элемента” Георгий Оганов заявил, что “никаких изменений в составе мажоритарных акционеров на данный момент не произошло” и перераспределения их долей не было. При этом источник в “Базэле” подтвердил, что у “Ингосстраха” сейчас два владельца — Дерипаска и Мамут. Гендиректор “МАКС” Надежда Мартьянова категорически опровергает участие страховщика и структур, связанных с Зурабовым, в сделках с акциями “Ингосстраха”. “С какой стати нам оттуда [из капитала "Ингосстраха"] выходить, если мы там и не были?” — говорит Мартьянова. Сам Зурабов от комментариев отказался. С Мамутом связаться вчера не удалось."