Печать
Агентство Федеральных Расследований (www.FLB.ru)

Подотчетные революционеры

Дума научит противников власти финансовой дисциплине

"Призраки «цветных революций» на постсоветском пространстве продолжают пугать российские власти. На днях спикер Госдумы Борис Грызлов публично заявил о необходимости законодательно регламентировать деятельность неправительственных организаций, памятуя об их роли в событиях на Украине. Спикер сделал это заявление "в нужное время в нужном месте" -- на сессии парламентского собрания Союза России и Белоруссии.

Словно желая подбодрить белорусских коллег, Грызлов заверил их, что Россия оградит от «оранжевых революций» их родину. А также себя саму. «Зная влияние неправительственных организаций на Украине, мы планируем на законодательном уровне рассмотреть вопрос регламентации работы неправительственных организаций, -- заявил г-н Грызлов. -- Мы должны выступить единой силой против раскола Белоруссии и России, против насильственного свержения действующего строя в этих странах».

Газета "Время новостей" решила выяснить, что имел в виду спикер Грызлов под регламентацией деятельности неправительственных организаций в России. Оказалось, что речи об ужесточении контроля над революционно настроенными оппозиционными организациями не идет. По крайней мере о контроле с идеологических позиций. «Что касается организаций экстремистских, призывающих к свержению конституционного строя, у нас есть закон о борьбе с экстремизмом, конституционные нормы. Никаких специальных норм по этому поводу сочинять не надо. Если деятельность организации в официальных призывах носит такой элемент, то существует порядок, определенный законом, как быть в том или ином случае», -- сказал корреспонденту «Времени новостей» председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Попов, один из авторов закона об Общественной палате.

Впрочем, контролировать противников власти будут гораздо более надежным способом, чем идеологические барьеры. Речь идет о барьерах финансовых.

«Сегодня наше законодательство в полной мере описывает деятельность неправительственного сектора. В частности, законы об общественных объединениях, о профсоюзах, о партиях. Все это тоже неправительственные организации. Но совершенствование законодательства происходит постоянно. В частности, мы неоднократно возвращались к закону о политических партиях. Что касается других общественных объединений, то и здесь есть простор для законотворческой деятельности. Вот, к примеру, такая ситуация: Минюст обращает наше внимание на организации, которые зарегистрировались семь, восемь, десять лет назад, но ни разу не появились в налоговых инспекциях. Об их финансовой деятельности вообще никто ничего не знает, да и нет для того законных требований. До сих пор это оставалось правом самих общественных организаций -- осуществлять финансовую деятельность или не осуществлять. Но буквально только что через Думу прошли поправки в закон о регистрации юридических лиц, которые касались и общественных организаций. Эти поправки обязывают их предоставлять финансовые отчеты в налоговые органы. Видимо, это и имел в виду в своем выступлении Борис Грызлов. Законодательство должно обеспечивать прозрачность деятельности всех -- и коммерческих, и некоммерческих организаций. Любая общественная организация при регистрации декларирует свои цели и задачи, а на практике реальная деятельность часто с ними расходится. Но, с моей точки зрения, порядок, общий для юридических лиц, должен быть уточнен для некоммерческого сектора», -- пояснил Сергей Попов.

Заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что такой путь регламентации деятельности общественных организаций для России является наиболее приемлемым. «Если запрещать организации и всячески их преследовать, непременно возникнут проблемы с правозащитниками и Советом Европы, -- сказал г-н Макаркин «Времени новостей». -- Другой способ -- отчетность. При желании всегда можно закрыть организацию, если у нее будут какие-то проблемы с отчетами. Тот же самый господин Лукашенко благополучно закрыл у себя в Белоруссии Фонд Сороса, причем на абсолютно аполитичном основании -- нашел какие-то нарушения, и все. Возможное ужесточение финансового контроля за деятельностью общественных организаций -- это тот вариант, который позволит закрыть организацию, которая что-то нарушает, а если кто-то будет возникать на Западе, все можно объяснить экономическими причинами».

По мнению политолога, возникновение этой темы именно в связи с ситуацией в Белоруссии отнюдь не случайно. «Вполне очевидно, что мы договорились с Лукашенко и его поддерживаем. Мы уже договорились с Белоруссией о единой системе противовоздушной обороны, все пытаемся уговорить Белоруссию перейти на рубль. Мы потеряли Украину, и теперь если потеряем еще и Белоруссию, в некоей перспективе Североатлантический блок будет у наших границ на протяжении всего запада. Это вопрос престижа и безопасности, -- считает политолог. -- У России возникла проблема -- пророссийских оппозиционных сил в Белоруссии не существует, приходится рассчитывать на Лукашенко. А тем временем там оппозиция активно готовится к избирательной кампании 2006 года»."
29.06.2005


Время новостей