"Если нет у нас совести, давайте попробуем жить по законам"
Открытое письмо журналистам радиостанции "Эхо Москвы"
""Вопрос, если я стану очень богатым, так случится, и мне не нравится власть, я захочу выстроить какие-то свои структуры для того, чтобы потом стать президентом. Имеет ли власть право на легальное насилие надо мной?"
М. Ганапольский в разговоре с М. Леонтьевым
3 июня 2005 г.
Мы люди не сильно информированные и, наверное, политически неграмотные, но даже нам очевидно, чем вызван визг "либеральной прессы" (вашей радиостанции, например) и возбужденное поведение врагов России после оглашения приговора по делу руководителей нефтяной компании "ЮКОС".
Не вышло! Не получилось изменение конституционного строя в России! Умный, обаятельный, очень богатый, талантливый Ходорковский прекрасно понимал, что стать ИЗБРАННЫМ руководителем страны он не сможет. Чтобы стать НАЗНАЧЕННЫМ (ну, скажем, премьер-министром), нужно превратить страну в парламентскую республику. Денег на прикормку думцев хватало. Финансирование "Я" и "К" - тому пример.
Не случилась и продажа акций "ЮКОСа" американскими Exxon Mobil и Chevron. Если бы это произошло, то с учетом доли российского нефтяного рынка, принадлежащего BP, владеющей 50% акций ТНК, в руках иностранного бизнеса сосредоточилась бы половина нефтяной отрасли России.
Демократия, мы убеждены, не является конечной целью и абсолютной ценностью государства и общества. Свобода как цель - мечта раба. Демократия - это всего лишь один из инструментов, помогающий создать достойные, но не одинаковые условия для жизни каждого. У нас инструмент туповат, пока. Но есть и другие. Мы безоговорочно принимаем право государства на защиту от врагов внутренних и внешних, пусть и с помощью "несовершенной" (как будто другие бывают) правовой системы.
Вы правы - не за то судили. Надо было судить за попытку изменения государственного строя (за деньги и "под себя"), за передачу стратегического запаса нефти потенциальным противникам, ну и за налоги, конечно. Только за последнее в оплоте демократии - США - лет 200 с конфискацией.
Указывая на "избирательность" права, на неравность перед законом, вы, уважаемые, похожи на безбилетника, кричащего контролеру: "За что меня? Вон их сколько! Их хватайте!" Хотим надеяться, что вас услышат.
Если нет у нас совести, давайте попробуем жить по законам.
"Простите нас, если можете, позвольте искупить, мы знаем как, а если не можете, то уйти должны мы - люди, не идеалы свободы и демократии". Это уже из Ходорковского.
Дмитрий Липскеров, писатель Александр Гордон, журналист
"За это не сажают"
По просьбе "Известий" на открытое письмо отвечает главный редактор "Эха Москвы" Алексей Венедиктов.
С большим интересом прочел ваше открытое письмо журналистам "Эха Москвы". Поскольку не уполномочен отвечать от имени журналистов, отвечу от своего личного имени и от имени главного редактора.
1. От имени главного редактора заявляю, что радиостанция "Эхо Москвы" предоставила своим слушателям возможность ознакомиться с позицией всех сторон. Разные точки зрения были представлены и журналистами: Михаилом Леонтьевым, Алексеем Пушковым, Евгением Киселевым и Ольгой Романовой. Представители всех партий - от "Единой России" и ЛДПР до СПС и Народной партии имели такую же возможность, которую и реализовали в ходе дискуссий. Юристы - адвокаты М. Ходорковского и г-н Барщевский, представляющий интересы правительства в высших судах РФ, тоже высказали свою точку зрения. Опросы слушателей в прямом эфире, уличные опросы - все это, впрочем, как всегда, было реализовано в эфире "Эха Москвы".
Новости, как всегда, были полны и точны. Никто не усомнился в том, что мы замолчали как позицию обвинения, так и позицию защиты. Поэтому ваши сомнительные характеристики редакционной политики станции как "визг" просто не соответствуют действительности. Либо вы слушаете весьма фрагментарно наш эфир, либо у вас аберрация слуха. В любом случае вы имеете право слышать то, что хотите.
2. От себя, как журналиста. Я не буду спорить с вами, что есть истинная демократия. Для меня это - независимый и свободный суд, честные выборы и свобода слова, понимаемая как свобода гражданина иметь доступ к информации, а обязанность СМИ эту информацию обеспечить.
Теперь о позиции. Среди граждан государства есть разные взгляды на государственное устройство нашей страны. Есть сторонники президентской республики, есть - парламентской, есть монархисты. Есть сторонники унитарного государства, есть сторонники федерации, есть сторонники конфедерации. За это не сажают. И если господа монархисты захотят изменить Конституцию и ввести наследственную монархию либо путем референдума, либо путем Конституционного собрания, что, замечу, абсолютно законно, то и за это не сажают. Что касается продажи "ЮКОСа" "Эксону", то запрет Федерального антимонопольного комитета (как это случилось с "Силовыми машинами") мог остановить эту сделку. За это не сажают.
Вы подозреваете г-на Ходорковского, что он готов был скупить депутатов, чтобы изменить конституционный строй? Назовите 300 имен этих презренных, которые были готовы продаться (необходимые две трети голосов). Или он хотел скупить российских избирателей? То есть вы считаете наш народ продажным. Не стоит повторять глупости, даже если это принесет вам политические дивиденды.
Вы пишете: "Если нет у нас совести, давайте попробуем жить по законам". Если у вас нет совести - вы никогда не сможете соблюдать законы.
И последнее. У некоторых публичных людей последнее время развилась одна порочная наклонность: падающего - толкни, на упавшего - плюнь. Не разделяю этой вашей позиции. Вот поэтому на "Эхе Москвы" всегда будет предоставлено время адвокатам Чубайса и полковника Квачкова, Михаила Ходорковского и Евгения Адамова, капитана Ульмана и Александры Иванниковой - независимо от того, как общественное мнение, вы и мы относимся к этим людям. И если у вас лично случится беда (не дай Бог), уверяю вас, что и ваши адвокаты смогут прийти на "Эхо" и изложить свою позицию. В этом смысл работы радиостанции "Эхо Москвы". "