На последнем заседании комиссии по военно-техническому сотрудничеству (ВТС) с зарубежными странами Владимир Путин фактически признал, что научно-технический потенциал страны, используемый на создание оружия, иссяк. И потому настала пора заниматься конструкторскими разработками не в одиночку, а в кооперации с иностранными партнерами.
""Железа" много, мало "мозгов"
"В одном только полугодии 2005 года Владимир Путин провел уже два заседания возглавляемой им самим комиссии по военно-техническому сотрудничеству. Ранее такие совещания собирались раз в год. Причем на них исключительно подводились итоги военной торговли и, как правило, царила приподнятая атмосфера: пятый год подряд растут валютные заработки страны за счет оружейного бизнеса. В 2004 году был побит очередной рекорд: стоимость отгрузок достигла 5,8 млрд. долларов, а денежные поступления и того больше - 6 млрд. долларов.
Но далее эксперты прогнозируют спад. Основные наши покупатели, а это Индия и Китай, уже практически насытили свои армии и флоты российской боевой техникой. Новые рынки завоевываются медленно. Но более всего отрицательно влияет на перспективу наша неконкурентная научно-техническая база, из-за чего предприятия вынуждены на боевые платформы, предлагаемые за рубеж, ставить чужие "мозги" - израильские, французские и прочие. И совсем не случайно президент на двух последних заседаниях - в феврале и июне - критиковал работу Федеральной службы по ВТС и госкомпании "Рособоронэкспорт". Даже из показанных в протокольном эфире кадров стало ясно, что требуется разбюрократить систему выхода крупных корпораций на международный рынок, а также не бояться привлекать иностранные фирмы к созданию отечественного "высокотехнологичного производства".
"Сухой" попал под цунами
На Индию и Китай приходится до 80% российского оружейного экспорта. По авиационным системам наши основные покупатели приобрели уже все, что могли. Им поставлено более 50 ударных истребителей Су-30МК (различных модификаций), теперь они разворачивают лицензионное самолетное производство. КНР также рассчиталась за 12 дивизионов зенитных ракетных систем С-300ПМУ и два эсминца. Три фрегата ушли в Индию. Эта страна получила 130 танков Т-90С и уже выпускает их самостоятельно. Такие заказы и позволили в конце двух последних лет Федеральной службе по ВТС и "Рособоронэкспорту" рапортовать о преодолении 5-миллиардного рубежа в заработке на оружии.
Среди еще выполняемых контрактов самые прибыльные - это постройка восьми дизель-электрических подводных лодок и двух эсминцев опять же для Китая и модернизация авианосца "Адмирал Горшков" опять же для Индии. Сюда можно отнести и производство восемнадцати Су-30МКМ для Малайзии. В этом году подписаны соглашения с Марокко на шесть самоходных ракетно-пушечных комплексов ПВО "Тунгуска-М1" стоимостью 100 млн. долларов и Венесуэлой - по автоматам АК-103 (100 тыс. штук за 54 млн. долларов) и вертолетам Ми-35 (50 машин с сервисным обслуживанием и обучением персонала за 500 млн. долларов). Но далее, как признался "МН" источник в "Рособоронэкспорте", "подобных массовых распродаж" не ожидается. К примеру, планировалось заключить сделку с Индонезией на 8 - 12 "Сухих". Но из-за декабрьского цунами контракт отложили на несколько лет, что вполне понятно. А на прошлой неделе стало известно, что проигран истребительный тендер в Бразилии, где на кону стояло 12 многофункциональных Су-35. Из-за этих двух "пролетов" отечественный ВПК недосчитается более 700 млн. долларов.
Атомная пятилетка
"Рекордная пятилетка продолжится только в одном случае: если Россия предложит Индии и Китаю новые стратегические системы", - так для "МН" оценил ситуацию на оружейном рынке один из самых авторитетных экспертов в области ВТС директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. Эти "стратегические системы" давно известны. Ведутся переговоры о достройке и сдаче в аренду Индии двух атомных субмарин проекта- 971. Даже есть сведения, что этот вопрос поднимался во время визита Владимира Путина в Дели (декабрь 2004 года). Однако до сих пор нет четкого объяснения, подпадают ли подлодки под международные запреты по нераспространению ядерных технологий.
А китайцам Россия готова предложить стратегические бомбардировщики Ту-95МС и дальние ракетоносцы Ту-22М3. Эти самолеты поучаствуют в совместных учениях, которые пройдут в сентябре на побережье и в акватории Желтого моря. "Мы их покажем на этих учениях, чтобы они (китайцы) ими заинтересовались. Если у них деньги есть, пусть купят", - публично подтвердил планы еще в январе главком ВВС Владимир Михайлов.
Но знающий человек сразу заметит, что в этом предложении сами бомбардировщики не самое главное - машины уже не новые, несколько раз модернизировались. Зато они несут дальнобойные крылатые ракеты, используемые как по морским, так и по наземным целям на расстоянии 500 км (Ту-22М3) и 3000 км (Ту-95МС). А по договоренностям между США и РФ можно продавать только те ракеты, что летят не дальше 280 км. Словом, нам придется или подпольно передать технологию производства этих "игрушек", а потом сделать вид, что Китай все сам придумал, или просто не ввязываться в грязное дело. Я полагаю, что и наши партнеры подстегивают Россию к рискованным решениям. Так как понимают: других "новинок" мы уже пустить на мировой рынок не в состоянии. А если даже вполне официальные лица не отказываются обсуждать вопрос об экспорте стратегических "тушек" в КНР (как, впрочем, и атомных лодок в Индию), то действительно выходит, что потенциал российского оружейного бизнеса на пределе.
В области электроники отставание мы уже признали. На истребителях и фрегатах, купленных Дели, стоит израильская, французская и собственно индийская бортовая аппаратура. Внутренней начинкой малайзийских Су-30МКМ займутся французы. Китай требовал, чтобы на заказанных им самолетах дальнего радиолокационного дозора и наведения А-50 (аналог системы "АВАКС") радары были израильскими. Россию "выручили" американцы, запретившие Тель-Авиву военные контакты с Пекином.
Зато индусы, которые также испытывали нужду в самолетах-разведчиках, добились своего. На их самолетах А-50 ставятся израильские "мозги". Компания "Росвооружение" (предшественник "Рособоронэкспорта") несколько лет безуспешно пыталась доказать партнерам, что наше оборудование лучше, и под любым предлогом затягивала подготовку контракта. Насколько мне известно, дело разрешилось лишь после того, как на Парижской оружейной выставке представители минобороны Израиля обратились к тогдашнему председателю думского Комитета по обороне Андрею Николаеву. Если не вдаваться в тонкости дипломатии, то упрек израильтян состоял в следующем: ребята, дайте нам заработать, тогда и вы заработаете, а не договоримся, так обе страны останутся ни с чем. Депутат по приезде в Москву написал президенту, и только после этого все контрактные формальности были улажены.
Меняем "Стрельца" на беспилотник
Тема июньского заседания комиссии по ВТС также подсказана, как говорится, извне. В Дели Владимиру Путину намекнули, что Индия готова проводить с Россией совместные оборонные исследовательские работы полного цикла, то есть вкладывать деньги с самого начала любого проекта. В частности, для разрабатываемого сейчас истребителя пятого поколения (для сведения: американцы на аналогичный проект собрали средства с пяти стран). Но наше законодательство в таких делах установило серьезные ограничения. Кроме того, отчасти тормозом этого процесса стала и госкомпания-посредник "Рособоронэкспорт", заинтересованная исключительно в поставочных контрактах, от которых получает проценты. А вот совместные разработки и послепродажное обслуживание выгоды самим предприятиям-производителям не приносит. То есть в их интересах и придется корректировать законодательство.
Наконец, готов вести с нами активные контакты по линии ВТС и уже упоминавшийся Израиль. Некоторые наши боевые ударные системы проигрывают без разведывательных беспилотных летательных аппаратов. А у нас с последними напряженка. Израильтяне, как признались "МН" в российском военном ведомстве, высказали пожелание сотрудничества в этой области, вплоть до создания СП. От этого не только бы повысилась конкурентоспособность нашей военной продукции на мировых рынках, но и выиграла бы собственная армия. Так что заработать можно значительно больше, чем на продаже Сирии батареи зенитных комплексов "Стрелец", за которые запрошено всего-то 20 млн. долларов. Но Сирия все равно торгуется."
ЧТО ПОЧЕМ
Самые крупные оружейные заказы, выполняемые Россией
Примерно за 2,3 млрд. долларов модернизируется для Индии авианосец "Адмирал Горшков". В эту сумму входит и производство 12-палубных истребителей МИГ-29К. Контракт рассчитан до 2008 года.
В 2002 году Китай заказал в РФ восемь дизель-электрических подводных лодок проекта 636. Сумма сделки оценивается в 1,5 млрд. долларов. В этом году КНР должна получить три субмарины.
Петербургский завод "Северная верфь" строит для Китая два эсминца проекта 956-ЭМ. Стоимость контракта - 1,4 млрд. долларов. Осенью первый корабль должен выйти на испытания.
В 2003 году подписано соглашение на поставку в Малайзию 18 многофункциональных истребителей Су-30МКМ. За это Россия получит 900 млн. долларов. Самолеты поступят в Малайзию в 2006 году.