""Судите сами: грозовые тучи в виде разных комиссий – от Счетной палаты до бессчетных министерских и ведомственных – клубятся над головой степного владыки Кирсана Илюмжинова постоянно, однако до настоящего грома не доходило. Ни разу! Генпрокуратура даже страдает по-своему: все попытки завести «дело» на самого непотопляемого в стране человека – а, к чести ведомства, таковые случались, поводов-то более чем достаточно – заканчиваются пустым сотрясанием воздуха. В лучшем случае в редакцию очередной газеты, бросившей тень на лунообразный лик, доставят казенный конверт с замечательным выводом: «Факты не подтвердились».
Фраза сакраментальная для региона и бессменного ее главы-демократа в частности. Под заботливой сенью этой могущественной формулировки любого чиновника только повеселят многочисленные факты «нецелевого использования бюджетных средств», а также весь криминальный офшор с его 1,5 тысячами предприятий, зарегистрированных в Элисте по подложным и похищенным документам. Можно смело наваривать гигантские состояния и на воровских «самоварах» – мини-нефтезаводах, усеявших безбрежные степные просторы и привлекающих лихих людей со всего Северного Кавказа. В реальных, а не подставных владельцах этого «чуда» калмыцкого предпринимательства числятся высокопоставленные правительственные чиновники и друзья президента республики, но все, оказывается, происходит в полном соответствии с российским законодательством. Любой элистинец, хоть ночью его разбуди, назовет те славные имена, и только в единственном месте – местной прокуратуре заверят: «Не подтверждается!»
А ведь в том же ряду «наветов» – и безудержное браконьерство осетровых, и сведение счетов с неугодными правящему режиму людьми, и десятки, если не сотни, разоренных предприятий, так и не сумевших оправиться от ханского оброка в честь Всемирной шахматной олимпиады…
Но всевозможные «дела», в той ли иной степени связанные с Кирсаном Илюмжиновым, очень быстро почему-то превращаются в мало кому интересные «делишки». В лучшем случае они имеют особенность оседать в неведомых закромах в виде бумажной пыли, но бывает, и просто горят синим пламенем. Как случилось, к примеру, в 2000 году под Москвой, на 130-м километре Каширского шоссе во время тщательно кем-то спланированной катастрофы с прокурорскими «Жигулями» из Элисты. В этой машине следователь калмыцкой прокуратуры перевозил в столицу 17 томов уголовного дела «против Кирсана». Как только водитель решил сменить якобы пробитое колесо и все вышли из салона, так сразу «Жигуль» был протаранен каким-то «сумасшедшим» грузовиком. Дальше, понятно, все загорелось, произошел взрыв, после которого даже кусочка картонной папки найти уже не смогли. Кстати, московская экспертиза установила, что следов документов в багажнике не обнаружено, хотя водитель и следователь утверждали обратное... Можно верить или не верить – особенно, разумеется, экспертизе, – однако «дело» сгинуло навсегда. А значит, и все, что в нем было хорошего и не очень, «не подтверждается». Как всегда.
Интересно, знает хотя бы об этой истории президент России Владимир Путин или ему не докладывают о том, что упорно «не подтверждается»?
Значит, и то, что люди в Калмыкии с каждым годом все беднее и хуже живут, а главное – в полном безверии, усталости от коррумпированных властей, страхе за будущее – это тоже не подтвердится во время визита?
Увы, скорее всего.
Путина ведь не в голую степь повезут, не к чадящей трубе «самовара» предложат припасть, не в камышах браконьерской Лагани ухи отведать. Нет!..
Его скорее всего торжественно приведут в буддийский хурул. Или сразу отправятся на местную Поклонную гору, в новенький храм-часовню преподобного Сергия Радонежского, возведенный совсем недавно к юбилею Победы (Илюмжинов считает, что «религия – это интересно, это большая политика!»).
Наверняка на калмыцкой Поклонной горе Путин встретит «простых людей» с белыми бородами и разными орденами. Кто-нибудь, самый достойный, непременно расскажет, как все тут любят родимую власть, и постарается не забыть про «Кирсан Николаича, на которого вся надега».
Тут бы впору перекреститься, только факты – упрямая вещь. Вот же народ, и он утверждает, что любит своего Илюмжинова, – что поделать?
И вот он сам, Кирсан Николаевич, 12 лет всем в Кремле твердит, что пока он тут у руля – ни о каком суверенитете Калмыкия заикаться не будет, хотя, конечно, и могла бы… Чеченцы вон что творят! А ведь их в свое время тоже того – депортировали. Коррупция? Плевать… Главное – не было бы резни.
Боюсь, что так и будет. Вряд ли бы тот же Абрамович удостоился аудиенции, если бы его не хотели назначить губернатором.
Жалко. Президента, видящего только то, что ему показывают, жалко. Но еще больше – народ."