Иван Силаев, Геннадий Бурбулис отвечают на вопросы
" Бывший председатель Совета министров РСФСР Иван СИЛАЕВ отвечает на вопросы корреспондента "МН" Натальи АЛЯКРИНСКОЙ:
- Каким вы представляли себе 15 лет назад будущее России как самостоятельной страны?
- Это было невозможно предположить. События в Беловежской пуще - в какой-то степени спонтанное мероприятие. Основной его целью было свержение президента СССР Михаила Горбачева. А это можно было сделать, объявив Союз независимых государств. Так закончила существование великая держава СССР. И сегодня, спустя 15 лет, я понимаю, сколь мудры оказались китайцы, не пошедшие по пути развала! Когда-то они были далеко позади нас. А сегодня мы далеко позади них.
- Когда вы узнали, что СССР больше нет, какие были ваши первые ощущения?
- Во время событий в Беловежской пуще меня уже не было в правительстве и в стране - я представлял интересы СССР в Европейском Союзе, в Брюсселе. Известие о развале Союза меня очень расстроило. Мы же все-таки дети своего времени. С позиции своего возраста и зрелого государственного деятеля скажу: это была роковая ошибка. Необходимо было продумать совместную программу перехода от планово-распределительной к рыночной экономике. Потому что рынок - это движущая сила человечества.
- Можно ли сегодня говорить о независимости России?
- На бумаге - да. У нас есть своя армия, границы. Но позиция "я вас знать не знаю и не хочу, я - независимый" и политически, и экономически вредна для страны. Поэтому День независимости России считаю по меньшей мере очень странным праздником. Сама по себе независимость в рамках СНГ - это не просто устаревший подход: сегодня говорить о независимости стран и в то же время быть союзниками нелогично и даже нелепо. То, что мы наблюдаем сейчас на пространстве бывшего СССР, происходит как раз "благодаря" существованию СНГ: мы не имели права влиять ни на "оранжевую" революцию на Украине, ни на события в Грузии, потому что эти страны - независимые. А раз независим - то "не трогай меня, и я тебя не трону". Мы можем только иногда здороваться - на всякий случай. И вот Грузия выходит из состава СНГ и входит в ЕС и даже в НАТО. Вот последствия того "праздника". Сейчас грядут неприятные события в Белоруссии: американцы объявили о том, что выделили на обеспечение демократических выборов в Белоруссии 100 млн. долларов. Это не что иное, как агрессия и стремление и там рганизовать "оранжевую" революцию. Но мы не имеем право прийти на помощь - Белоруссия юридически независима от нас!
- В какой степени государствам вообще нужна независимость?
- В сегодняшнем развивающемся мире нельзя быть независимым. У нас раньше был СЭВ - и тогда никто не говорил о независимости. Наоборот, в рамках СЭВ у нас было серьезное сотрудничество с Чехословакией, Венгрией, Болгарией. Где все они сегодня? В Европейском Союзе! Посмотрите, есть ли сегодня в ЕС независимые страны? Они как раз зависимые - с пользой для каждой из них. В рамках ЕС мы наблюдаем широкомасштабное сотрудничество в экономике, других сферах. Недавно возник новый союз - Европейско-азиатское экономическое содружество. Это как раз то, что нужно человеку. Поэтому сегодня настала пора от терминологии и главное, по существу, уходить от содружества независимых государств, которое, считаю, уже вредно. Я верю в то, что жизнь и опыт все более высокими темпами развивающихся стран подскажут тем, кто сегодня вершит судьбы страны: необходима переоценка того, что было в 1991 году, и, самое главное, переход от независимости к экономическому содружству.
Президент Гуманитарного и политологического центра стратегии Геннадий БУРБУЛИС рассказал корреспондету "МН" Елене КОМАРОВОЙ:
- С 12 июня 1990 года страна начала обретать внутреннюю независимость от тоталитарного прошлого, от идеологической нивелированности, от прежней системы, которая не считалась с правами человека. Затем было 12 июня 1991 года - избрание первого президента, 8 декабря 1991 года - Беловежское соглашение, которое сберегло страну от распада и самоуничтожения, декабрь 1993 года - принятие Конституции, затем - выборы президента Путина; последний рубеж - майский саммит России и Совета Европы, где была подписана программа сотрудничества.
Независимость России от европейских стран - трудный вопрос. Да, мы нуждаемся в европейских рынках, и всегда будем нуждаться, надо просто уметь на них выходить, не теряя преимуществ. То же можно сказать и про американский рынок: у нас пока нет других способов жить нормально. Вот Америка без России сегодня может прожить, мы признали только два направления стратегического партнерства - это борьба с международным терроризмом и сохранность ядерного оружия. Но какими бы богатыми, нахальными и надменными ни были американцы, они совершают большую ошибку, стремясь какой-то частью истеблишмента демонстрировать свой учительский нрав всему миру. Это опаснейшая политика, которая никому никогда не приносила успеха и которая чревата для американцев печальным результатом. Однако же американцы придают Дню независимости США куда больше значения, чем россияне. Мы не умеем развивать в себе чувство здорового патриотизма. И какими бы космополитами мы ни были, пока мы равнодушны к судьбе своей страны, нам не избавиться от печального наследства советского прошлого. В день 60-летия Победы, 9 мая, был явный дефицит понимания того, что мы должны не только ликовать, но и помнить о тех миллионах людей, которые погибли как в бою за независимость России от фашизма, так и в бою с собственной государственной системой. Мы еще больны, мы ранены этой войной.
Есть деятели, которые говорят, что в России сейчас идет непрерывная гражданская война, что мы пошли на поводу у Запада, у которого нет других целей, как уничтожить Россию. Нет, у нас не гражданская война, а просто опасный хаос в умах, во взглядах и в убеждениях. И когда я говорю "мы", я имею в виду всех россиян, включая и президента Путина, и тех, кто этим управлением недоволен."
"
10.06.2005
Наталья Алякринская, Елена Комарова Московские новости